После многолетней дискуссии о необходимости для Украины иметь свой выход в Черное море чиновники Минтранса приняли решение о строительстве глубоководного канала через гирло Быстрое (стоимость 130 млн. гривен) и энергично стараются претворить его в жизнь. Похоже, что смогут этого добиться, хотя против активно выступают ученые из Национальной академии наук Украины, администрация г.Вилково и пассивно — руководство порта Усть-Дунайск.
Сторонники строительства канала обещают появление дополнительных 2 млн. тонн грузов и 3—4 тысяч рабочих мест. То и другое представляется сомнительным и может быть достигнуто разве что вопреки его созданию.По мнению мэра г. Вилково И.Соловьева, потери из-за прекращения рыболовства в гирле Быстрое составят свыше 50 рабочих мест и ежегодно 90 тонн деликатесной дунайской сельди. Кроме этого, строительство канала через гирло Быстрое похоронит порт Усть-Дунайск. Ведь администрация нового канала тут же перехватит даже те небольшие доходы от проходящих сегодня через соединительный канал судов, которые позволяют поддерживать минимальные проходные глубины.
Акватория порта интенсивно заносится через соединительный канал, глубины уже сейчас упали более чем в два раза, и порт может полностью прекратить свою деятельность через два-три года. Тогда по затянутой илом территории будут разгуливать цапли вместе с безработными портовиками. Грузам, доставляемым в/из портов Рени и Измаил по железной дороге, и далее по Дунаю, канал не нужен вообще.
Значит, сторонники канала ведут речь о 2 млн. тонн транзитных грузов, следующих из/в европейские страны, расположенные вдоль Дуная, для перегрузки на морские суда в портах Рени и Измаил.
Но конкурировать с глубоководным, внекатегорийным портом Констанца, принимающим морские суда с осадкой 18 метров и имеющим канал Чернаводы—Констанца (что сокращает путь по Дунаю на 300 км) в привлечении транзитных грузов, порты Измаил и Рени не смогут. И это уже подтвердила реальная жизнь, сразу после ввода в эксплуатацию канала Чернаводы—Констанца транзитные грузы ушли в порт Констанца. Даже если сборы за проход будущим глубоководным (7 метров) украинским каналом составят менее 50% от тарифов Сулинского канала, эти грузы не вернутся. А ведь сторонники глубоководного говорят, что ставки могут быть только «несколько меньше», чем румынские.
Конкурировать с Констанцей способен порт Усть-Дунайск, который смог бы принимать морские суда с осадкой до 20 метров. С Дунаем порт необходимо соединить шлюзом. Расположить шлюз возможно в районе соединительного канала или в районе 6 км, там перепад поверхности Дуная и моря всего 60 см. Его конструкция должна прекратить заносимость Усть-Дунайска и обеспечить проход судов длиной до 120 метров и осадкой до 4 метров. Учитывая стоимость создания такого сооружения — 10 млн. гривен и срок окупаемости — до двух лет, инвесторов долго искать не придется.
Несложно и совсем недорого обеспечить через Усть-Дунайск перевалку наливных грузов. Достаточно сделать огражденный от разливов затон со стороны Дуная для речных танкеров, а в акватории Усть-Дунайска разместить как бункербазы один или два танкера б/у, для приема груза с морских танкеров.
Для навалочных грузов примерно такая же схема с использованием при загрузке речных барж-транспортеров, пневмо- или трубопроводов, а со стороны моря — саморазгружающихся судов. Т.е. для перегрузки наливных и навалочных грузов можно даже не пользоваться шлюзом. В перспективе возможно строительство причалов для перевалки металлов и генгрузов.
Судоремонтным заводам, расположенным на Дунае, будет достаточно шлюза такого размера для прохода ремонтируемых судов, т.е. необходимости в глубоководном канале нет. То же можно сказать и о судах Укрречфлота, только проход через глубоководный канал им будет обходиться значительно дороже.
Украинскому Дунайскому пароходству важнее обеспечивать обратную загрузку речного тоннажа с верхнего Дуная на Усть-Дунайск, да и грузить морские суда более экономично. Опять же, увеличение грузооборота и, соответственно, большая занятость работников УДП, возможны именно в случае развития порта Усть-Дунайск.
Порт Измаил с открытием движения на верхнем Дунае не будет испытывать проблем с загрузкой и вряд ли заинтересуется перегрузкой транзита, так как ставки порта Констанца достаточно низки. Выгоднее будет перерабатывать грузы, следующие с железной дороги на крупнотоннажные суда, заходящие в Усть-Дунайск.
Порту Рени, вместо ожидания малореальнах транзитных грузов, гораздо важнее строительство железной дороги по территории Украины: от Арциза или Дзинилора до Рени. Для этого возможно привлечение средств, запланированных в бюджете Украины на строительство глубоководного канала, а также средств из Программы по транспортировке отработанного ядерного топлива (ОЯТ) из придунайских стран (с одновременным запретом Измаилу на перевалку ОЯТ). Ведь в Рени есть комплекс, построенный специально для перегрузки ОЯТ.
К программе развития порта Усть-Дунайск возможно привлечение структур ЕС, ЕБРР и ВБ, не заинтересованных в монополизации седьмого транспортного коридора Румынией.
Очень важно, что в предлагаемом варианте не будут затронуты интересы Дунайского биосферного заповедника ЮНЕСКО, поскольку уже сейчас мировое сообщество весьма озабочено экологическими проблемами региона.
Строительство глубоководного канала не привлечет, а повлечет утрату грузопотоков, создаст не новые рабочие места, а проблемы с ЮНЕСКО, обеспечит не процветание украинских портов на Дунае, а уничтожение порта Усть-Дунайск и монополизацию Румынией седьмого транспортного коридора.
Глубоководный канал через гирло Быстрое не решает ни одной проблемы Придунавья, а создает новые, причем за очень большие бюджетные деньги.