Телерепортажи различных украинских каналов с песчаного пляжа в поселке Сычавка 29 июля показали удручающую картину: мазут плещется там, где должна быть пена морская, женщина с мальчиком лет семи, перешагивая через черную жижу, заходят в море, весь срез воды и песок вдоль береговой линии в нефтепродуктах. А люди лежат на песке, сидят под зонтиками, купаются…
На следующий день телевидение показало — отдыхающие во главе с дамой, директором базы отдыха, орудуя лопатами, очищают пляж от мазута. Директор говорит о том, что, не дождавшись специалистов, которые должны заниматься ликвидацией последствий разлива нефтепродуктов, люди решили сами заняться очисткой пляжа. Представляете ситуацию? В тени — 35 градусов, на солнце — все 45. А теперь вспомните, как могут «благоухать» испарения нефтепродуктов при такой температуре...
Отдыхающие убирали загрязненный песок в шлепанцах и купальных костюмах. А где в это время были специалисты по ликвидации таких аварий? Отдыхали от трудов праведных в выходные дни 30 и 31 июля? Память подбрасывает сюжет испанского телевидения о ликвидации последствий крушения нефтяного танкера около испанского побережья — люди, занимающиеся очисткой пляжа, одеты в спецодежду, работают в сапогах и перчатках, на лице — защитные маски. Почему же у нас очистка пляжей осуществлялась силами отдыхающих? Людей-то понять можно: не дождавшись специалистов-ликвидаторов курортники решили, что им дешевле заняться ликвидацией аварии самим — они уже потратили деньги на путевку, билеты, а отпуск такой короткий…
А что же государственные службы, ответственные за охрану окружающей природной среды? В интервью по телефону для «5 канала» П.Буланович, начальник Государственной инспекции охраны окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря, бодрым голосом сообщает, что ситуация под контролем. В вечернем прямом эфире на следующий день министр охраны природы Украины П.Игнатенко на вопрос телезрителя уверенно отвечает, что пляжи никто закрывать не будет, мол, купаться можно: «Меня заверили, что все локализовано». Чистейшая правда, господин министр. Все нефтепродукты «локализовались» на пляжах естественным образом без участия ваших доблестных служб. Причем «локализовывались» они почти в течение недели — только пляж уберут, а на следующий день море опять приносит мазут.
Между тем не надо быть специалистом, чтобы даже на основании репортажных съемок понять, что не 50—60 кг нефтепродуктов попали в море, как утверждал заместитель П.Булановича господин Лихачев, сообщивший о параметрах нефтяного пятна: длина — 7 км, ширина — 50 м и толщина — 1,5 мм. Опытные экологи, очевидцы данного события, говорят о самом крупном за последние 20 лет разливе нефтепродуктов в украинской части Черного моря. Их масса — около 400 тонн, если даже использовать данные, озвученные уважаемым чиновником. Т.е. в оценке объема сброса инспекторы-экологи «случайно» ошиблись на четыре порядка.
Источник загрязнения вовремя выявлен не был и, судя по всему, уже и не будет. Директор порта «Южный» категорически отрицал, что нефтепродукты разлились из судна, которое стояло в порту. Специалисты Госинспекции первоначально выдвинули версию, что нефтяное пятно принесено со стороны Очакова.
Позвольте, как же так? Ведь район Николаева также относится к зоне ответственности Государственной инспекции охраны окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря. Получается: если экологические инспекторы, работающие в Николаевской области, не выявили его, то они должны быть наказаны за проявленную халатность, кстати, самим П.Булановичем. А вот метеослужба дает информацию, что в этот период — с 27 по 31 июля — преобладал ветер юго- и юго-западного направления, а не восточного. Его скорость была 1—3 м/сек, и потому, в соответствии с физическими законами, пятно никак не могло, при всем желании П.Булановича, приплыть со стороны Николаева.
Тогда возникает еще несколько вопросов: профессионально ли проводилось расследование по выяснению источника загрязнения? Какие исходные данные брались во внимание для его выявления? Обследовались ли в полном объеме береговые сооружения и корабли в порту «Южный» с учетом реального направления ветра и, что особенно важно, проводился ли детальный осмотр, в том числе под ватерлинией, семи кораблей, стоявших в это время на внешнем рейде? Поднимались ли инспекторы на судна с целью изучения судовых документов, брали ли они пробы нефтепродуктов на каждом из судов, чтобы провести сравнительный анализ их состава с составом тех, что плавали в море? Каким образом случилось так, если принять версию начальника инспекции, что пятно дрейфовало неделю, и никто его не видел? Наверняка существуют технологии локализации, удаления нефтепродуктов с водной поверхности, и можно было бы не доводить до загрязнения пляжей в разгар курортного сезона, если бы вверенные начальнику инспекции службы действовали ответственно, вовремя организовали принятие мер, предусмотренных их должностными инструкциями.
Выявление источника загрязнения тоже входит в сферу полномочий инспекторов-экологов Госинспекции в соответствии с той же инструкцией, хотя последние и убеждают, что это дело не их, а природоохранной прокуратуры. Доказательная база как раз и строится на основе расследования, то есть внятного ответа на вышеперечисленные вопросы. Для этого нужны результаты лабораторных анализов образцов нефтепродуктов с судов — возможных источников загрязнения — и изучение документов. Мазут — вещь дорогая, никто от него и в таком количестве просто так избавляться не будет, и случился, вероятно, аварийный разлив топлива. Виновник должен возмещать нанесенный ущерб и оплачивать проведенные работы по ликвидации.
По оценкам профессиональных экологов в рассматриваемом случае речь идет о сумме больше 130 млн. долларов США! Однако, судя по комментариям чиновников Минприроды местному телевидению, в том числе нового начальника Государственной экологической инспекции Н.Кострова, приехавшего из Киева с комиссией 3 августа, ничего страшного не случилось (к его прибытию последствия разлива были ликвидированы). Мол, все это происки врагов-конкурентов, поднявших волну в СМИ, чтобы отбить желание у курортников отдыхать именно в этих местах! А между тем газета «Вечерняя Одесса» пишет о том, что с 1,5 км пляжа г.Южное собрали порядка 13 тонн загрязненного песка, а с 7 км пляжей пгт.Сычавка вывезено 500 тонн грязного песка, причем с пятницы по воскресенье включительно уборку пляжа осуществляли вручную 300 человек под руководством председателя Сычавского сельсовета Александра Деркача. По его просьбе техника прибыла только в понедельник. А 1 августа бедного А.Деркача, несмотря на то, что он сделал все, что было в его силах,.. оштрафовал инспектор-эколог за плохую уборку территории.
Кроме непосредственного ущерба, существует серьезный аспект морально-психологического плана. Если капитан судна сбросил полтысячи тонн мазута в Черное море и никакого наказания за это не понес, то он и другие капитаны после этого решат, что при таком «профессионализме» сотрудников Государственной инспекции по охране окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря под руководством П.Булановича, можно продолжать это делать.
Последний заявил на прошлой неделе о… недобросовестности некоторых телекомпаний, сотрудники которых не «удосуживаются увидеть все собственными глазами, а используют кадры старой хроники (!) для поступивших сообщений». Все средства хороши для того, чтобы сокрыть истинное положение дел.
В то же время на сайтах МЧС и Минприроды — ни слова об одесском нефтяном пятне, хотя в соответствующей рубрике здесь ежедневно сообщается и о менее масштабных происшествиях. Будет ли этот случай проходить по статотчетности Госинспекции, вот что интересно.
Приходится констатировать, что чиновники структурного подразделения Минприроды нарушили законодательство в части правдивого информирования общественности о состоянии окружающей природной среды, не предупредили людей о том, что купаться в море в районе Сычавки и Южного некоторое время нельзя, чем подвергли риску их здоровье. Не организовали должным образом локализацию разлива нефтепродуктов на водной поверхности, хотя пограничники увидели пятно еще 28 июля. Чиновники неправильно информировали руководство собственного министерства о масштабах бедствия, вследствие чего государство потеряло несколько десятков миллионов долларов в качестве возмещения ущерба природе. Правда, держава наша обогатилась на 255 гривен штрафа, взятого с А.Деркача, который оказался единственным наказанным в этой истории за свою, кстати, адекватную ситуации деятельность.
Приходят и другие мысли относительно развития событий. Все теперешние экологические начальники Одессы были назначены еще при прежнем режиме и почему-то не попали в знаменитые 18 тыс. чиновников, уволенных после выборов президента. Во время предвыборной кампании они активно работали на природоохранного министра С.Полякова и, следовательно, на В.Януковича. Закрадывается банальная мысль: может, их бездеятельность и халатность — своеобразная «итальянская забастовка» против новой власти, чтобы у электората накопилось раздражение к парламентским выборам?
Министр охраны природы П.Игнатенко располагает массой и других красноречивых фактов относительно сомнительной деятельности доставшихся ему от предшественника одесских начальников-экологов. Не пора ли делать кадровые выводы, господин министр? Ведь в конце концов ответственность за состояние окружающей природной среды в Украине лежит на вас. И не следует сбрасывать со счетов то, что жестокая предвыборная борьба без правил уже началась…