UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИГРЫ С ОТРАВОЙ

Яд, как и все, связанное со смертью и болезнями, обычно вызывает определенное оцепенение и страх. В ...

Автор: Юрий Губени

Яд, как и все, связанное со смертью и болезнями, обычно вызывает определенное оцепенение и страх. В далеком прошлом остались времена, когда этот проверенный способ был своеобразным инструментом политики и родственных отношений. Хотя, вероятно, и сегодня он еще не вычеркнут, несмотря на официальные уверения, из арсеналов военных, спецслужб и грязной политики. Однако есть одна жизненно важная сфера, в которой яд продолжает господствовать и собирать свою тихую, но постоянную дань.

Если бы кому-то в кошмарном сне приснилась игра близких, родных или знакомых с ядом — холодный пот, сердцебиение и поиски успокоительного гарантированы. Но в реальной жизни Украины большая, если не основная масса населения продолжает общенациональные игры с ядом. Этот яд, как и непонятное, чтобы не сказать — параноидальное, поведение значительной части населения является следствием продолжительной и затяжной войны. Войны не на жизнь, а на смерть, в которой, к сожалению, гибнут обе стороны. Эта война — борьба сельского населения с колорадским жуком.

Так уже сложилось, что этот довольно симпатичный жук вынужден от природы питаться зеленой массой картофеля — одной из самых распространенных и популярных сельскохозяйственных культур. Для большинства украинцев картофель является «вторым хлебом». Но колорадские жуки имеют еще более ограниченный рацион. Для них картофель — единственный и первый «хлеб». Хотя в условиях «картофельного голода» они могут переключиться на другие пасленовые культуры — помидоры и баклажаны, а в крайне неблагоприятных условиях способны выдержать даже месячное голодание. Эти и прочие особенности колорадского жука позволяют ему довольно успешно противостоять натиску людей.

Химические средства борьбы с колорадским жуком — ядохимикаты — начали применять на посадках картофеля относительно недавно. Но уже сейчас перечень этих средств впечатляет. Началось все с «безопасных и безвредных для человека и животных» ДДТ (прозванного в народе «дустом») и хлорофоса. Сегодня хорошо известно, какие последствия вызывают эти химикаты. Не знаю, видели ли гренландские тюлени картофель, но ДДТ в их костях обнаруживают до сих пор. Да что там тюлени, в отдельных местностях Европы до сих пор фиксируют следы ДДТ и хлорофоса в материнском молоке! Что-то, наверное, и в нас осталось, но возможности наших аналитиков от экологии или медицины намного скромнее. Для них иногда выявление завышенного содержания нитратов в овощах является проблемой. Несмотря на значительный прогресс во всех сферах продовольственной цепи, приоритет в борьбе с колорадским жуком по сей день остается за химическими средствами.

На войне как на войне. Одна сторона (люди) сообщает о новых и новых победах. Эти победы все чаще имеют одного автора — крупные транснациональные химические корпорации и компании. С увлечением и известным маркетинговым размахом они сообщают об изобретении нового оружия — ядохимиката, позволяющего эффективно и без вреда для экологии уничтожить полосатую нечисть. Достоверно неизвестно, как реагирует на эти действия противник. Но, очевидно и жуки не дремлют, приспосабливаются, пережидают, переживают. Возможно, их пропаганда (это уже из мира фантастики) распространила анекдотический диалог двух крестьян после химической обработки поля. Первый: «Ну, как, кум, исчезли жуки?» Второй: «Да где там, кум, но, наверное, того здоровья уже у них не будет». Но о здоровье немного позже, а пока о деньгах, которые, вопреки известной пословице «Здоровье за деньги не купишь», находятся с ним в тесной связи.

Сегодня торговля инсектицидами — прибыльный бизнес. Арсенал ядохимикатов (по-научному — инсектицидов, по-народному — отравы) достаточно велик и пестр. В последние годы некоторые из них получили довольно поэтические или знаковые названия. Например, — каратэ, препарат, который должен с самурайским упорством уничтожать «американских оккупантов». Среди самых известных препаратов — амбуш, арриво, децис, каратэ, суми-альфа, фастак, банкол, шерпа, цимбуш, актара. Только некоторые из них (три-четыре) разрешены для использования на приусадебных участках или в районах водоемов. Достаточно заглянуть в официальное издание «Перечень пестицидов, агрохимикатов, разрешенных к использованию в Украине» (К.: Юнівест-Маркетинг), чтобы убедиться: многие препараты не имеют права попадать на наши огороды и участки. Более того, многие из названных препаратов запрещено использовать в зоне до 2 км от водоемов с рыбой. То есть от рациона рыб — двухкилометровый барьер, для человеческого питания — приправа к самому популярному блюду. Но ведь известное дело — кто на войне обращает внимание на подобные мелочи.

В периодике вопросы, посвященные инсектицидам, обычно носят ярко выраженный рекламный и пропагандистский характер. Сам перечень производителей инсектицидов против колорадского жука вызывает восторг. Среди них ни одной отечественной или СНГовской «фамилии». Удивляться нечему — сегодня Украина производит лишь семь видов защиты растений (из целой гаммы препаратов, минимальный перечень которых — более 55 наименований). Наверное, эти компании действительно заботятся о безопасности и эффективности собственных препаратов. Если раньше большинство инсектицидов имели общее, не выборочное и кратковременное действие, то сегодня эти параметры стали более бережливыми для «не жуков», в том числе — нас с вами. Яд стал более изысканным, но перестал ли он от этого быть ядом?

Нам отведена иная роль — потребителя. Причем потребителями мы становимся, как минимум, дважды. Впервые — когда покупаем препарат и используем его. Вторично — когда потребляем остатки или химические «осколки» препаратов в продукции и воде. Никто и нигде авторитетно не заявил — химикаты не имеют шансов попасть на наш стол. Для нашего успокоения даже придуман соответствующий термин — «предельно допустимая концентрация». Вдумайтесь — нам активно и упорно предлагают покупать отраву. Яд с чрезвычайно сильным действием. Невредность современной пищи — больше вопрос веры, чем знания. Пока мы живем дольше жуков, поэтому у нас есть еще шанс накопить дозы.

Несмотря на то что сельские жители и вредители находятся по разные стороны баррикад, в последние годы колорадские жуки получили серьезное подспорье своему существованию и распространению. Как известно, лучше всего воевать против разобщенного и не организованного противника, который, к тому же, не имеет навыков борьбы. В Украине посевы картофеля составляют более 1 млн. 600 тыс. га, из них более 98% площадей обеспечивают хозяйства населения. Общественный сектор полностью игнорирует картофель как культуру, хотя цены на нее достаточно стабильны, а в первой половине года — даже высоки. Когда-то в разговоре с производственниками одного из районов Львовщины я похвастался очередным достижением сотрудников моего «родного» Львовского государственного аграрного университета — наши селекционеры вывели два новых сорта картофеля. На что один из опытных агрономов сквозь зубы процедил: «Видите ли, мы занимаемся общим делом. Вы вывели новые сорта картофеля, мы же — вывели его с полей».

Картофель занимает доминирующую позицию в структуре посевов хозяйств населения. Ведь от этого зависит разрешение «продовольственной проблемы» не только семьи, но и родственников из города. Суровая правда жизни — и для многих сельских жителей картофель является основным продуктом питания, а разнообразие меню обеспечивается только разными способами приготовления этого, к счастью, ценного продукта. В «картофельном поясе» Украины «второй хлеб» служит кормом для скота и свиней (известное «волынское» сало обязано своим качеством именно умелому сочетанию картофеля, зернопродуктов и молока при откорме свиней).

С ранней весны до конца лета на огородах и пригородных дачах можно встретить современных «сталкеров» войны с колорадским жуком. Целая гамма препаратов и способов их применения. Для многих крестьян и жителей малых городков «сложная арифметика» защиты растений непонятна, и они попадают на крючок активной рекламы химических препаратов, несравнимых цен и известного технического подхода «делай как мы». В выборе препарата люди обычно руководствуются соображениями эффективности («чтобы все сдохли») и цены (денег на селе много не бывает). Сколько химических веществ напрасно попало в грунт, даже статистика не знает.

Обработка осуществляется бессистемно и часто без соблюдения элементарных требований экологической безопасности и здравоохранения. Жук пользуется этим и кочует с участка на участок. Побочные последствия «химических атак» для человека накладываются на другие неблагоприятные факторы, поэтому тяжело судить, было ли в каждом конкретном случае жертвой здоровье людей. Взгляните на статистику продолжительности жизни — сельские жители вовсе не долгожители, несмотря на то что живут в условиях естественной среды и питаются условно «экологической» продукцией.

А как вносятся препараты? Все они применяются в форме опрыскивания растений рабочим раствором. Опрыскиватель должен обеспечивать герметичность, мелкий и дозированный распыл. Но часто используются имеющиеся средства. «Имеем то, что имеем». Зарубежные и отечественные опрыскиватели на фоне всех этих «технических средств» — как космические корабли.

Промышленные опрыскиватели доступны не всем. Довольно часто используются самодельные, а также велосипедные насосы, модернизированные пластиковые бутылки, распылители от домашней химии («Мистер Мускул» и т.п.). Наиболее примитивный уровень — ведро и веник.

Никто не освободил государство и государственные органы от обязанности защищать права человека на безопасные и качественные условия жизни, здоровую окружающую среду. Следовательно, в сложившихся условиях оно должно отреагировать адекватно. Уже не ограничиваться административными и запрещающими мерами или созданием еще одной инспекции. Нужно способствовать официальному бизнесу агрохимикатами, экологическому просвещению, проводить разъяснительную работу. Специалисты по защите растений, экологии, психологии и педагогике сформировали бы перечень мероприятий и действий, которые существенно уменьшили бы наше с вами потребление ядохимикатов. Но для этого необходимо вырваться из круговерти кулуарных игр, «виртуального реформирования» и разъяснения «судьбоносных решений» и спуститься на грешную землю, в посадки картофеля в частности. И не нужно себя тешить иллюзиями, что более дорогие продукты безопаснее или что постоянный поставщик — проверенный. Прорыв «химической дамбы» может произойти где угодно, при любых обстоятельствах и не всегда будет сопровождаться очевидными проявлениями.

***

Многие зарубежные специалисты, с которыми приходилось путешествовать по нашим селам и полям, приходят в ужас от нашей практики применения ядохимикатов в сельском хозяйстве. Это должны делать не сельские жители, а специалисты со знанием дела, под контролем других специалистов.

Думаю, большинству из нас не хотелось бы есть картофель даже с незначительным содержанием ядохимикатов, каким бы поэтическим ни было его название. Пока человечество не сконцентрировало свое внимание на полосатом вредителе. Думаю, современные биологи и специалисты по генной инженерии с меньшим трудом приблизились бы к проблеме «гостя из Колорадо», чем специалисты NASA с летательными аппаратами — к Марсу. Но, как ответил один защитник правопорядка на вопрос: «Почему вы не уничтожите очевидную организованную преступную среду?» — «Пока никто так вопрос не ставит, пока важна борьба». Пока мы вынуждены использовать инсектициды на посевах картофеля и прочих культур. С этим ничего не поделаешь. Но делать это следует с умом. Если травить себя — то «по науке».