UA / RU
Поддержать ZN.ua

«НАД НАЦИЕЙ НАВИСЛА РЕАЛЬНАЯ УГРОЗА БИОЛОГИЧЕСКОГО ВЫРОЖДЕНИЯ»

— Попробуйте представить себе первые послевоенные годы в республике. Голод и руины. Ни кола ни двора...

Автор: Владимир Кравцов

— Попробуйте представить себе первые послевоенные годы в республике. Голод и руины. Ни кола ни двора. Пока одни поднимали города и села, другие в это время искали полезные ископаемые и сырье для производства кирпича и цемента. И небезуспешно: в республике были обнаружены каменные и калийные соли, железные руды, бурые угли, сланцы, нефть и газ. Беларусь буквально на глазах возрождалась из пепла, однако массовое строительство, прокладка автомобильных и железных дорог, сооружение плотин и каналов, многочисленные карьеры и гидротехнические работы за десятки лет изменили ее ландшафт. Геологи стали замечать в отдельных местах оползни, осыпи и другие нежелательные явления. После бурения скважин и добычи полезных ископаемых было нарушено свыше 200 тысяч гектаров земли.

— Но все-таки этого было недостаточно, чтобы наступило прозрение... И, кажется, в мае 58-го Никита Хрущев «рекомендовал» срочно внедрить химию в жизнь.

— Да, тогда вся страна бредила магическим словом «химизация». С ней связывалась розовая мечта — накормить и одеть всех нуждающихся. Беларусь стала полигоном для создания мощной нефтехимической, химической и биохимической промышленности. «На химии» выросли города Солигорск, Новополоцк, Светлогорск. Правда, оставаться молодыми им было суждено недолго — они быстро состарились. И вот почему. Львиная доля производимой на здешних гигантах продукции доставалась братским республикам. Здесь же после переработки газа и нефти из Поволжья, Татарии и Сургута накапливалось огромное количество вредоносных отходов. В районах химических производств возросла смертность населения, снизилась рождаемость, пятая часть заболеваний связывается с воздействием на организм токсичных веществ.

— Правда ли, что почти все химические предприятия оснащены импортным оборудованием?

— Да. Но мы покупали технологии, которые на Западе снимались с производства как экологически опасные.

— Давайте еще раз назовем основные источники загрязнения окружающей среды...

— Прежде всего «отдадим должное» электроэнергетике: на ее долю приходится 38 процентов выбросов. Не отстают от нее и машиностроение, транспорт, металлообработка, литейное и кузнечно-прессовое производство. В сельском хозяйстве по-прежнему неоправданно прибегают к использованию минеральных удобрений и ядохимикатов, хотя только десятая их часть дает какой-то эффект, остальное просто смывается с полей в водоемы. Куда больше пользы от органических удобрений, но у нас варварски сжигаются торфяные брикеты. И лишь 2 процента от общего объема занимают безопасные биологические методы борьбы с вредителями.

— Неужели причины всех бед коренятся только в технологии?

— Нет, конечно. Нельзя забывать об отсутствии элементарной экологической культуры, информационном голоде и просчетах экономистов. Многие из белорусов не знают, чем они дышат, какую воду и пищу употребляют и что вследствие этого накапливается в их организме. В Новополоцке в полтора раза выросла смертность. В результате попадания в атмосферу пыли от белково-витаминных концентратов горожане страдают заболеваниями дыхательных путей, а употребление питьевой воды, взятой из Западной Двины, вызывает болезни зубов. О многом говорит факт, что жителям города на случай производственной аварии выдали противогазы.

Установлено, что радиоактивные частицы присутствуют в 70 процентах образцов легочной ткани умерших из южных районов Гомельской области и 50 процентах — из Могилевской. В первую очередь уязвимыми оказались дети. Многие, едва родившись, уже поражены каким-нибудь страшным недугом, например раком щитовидной железы. Напрашивается вывод: над нацией нависла реальная угроза биологического вырождения.

— Выходит, люди, проживающие в Белоруссии, обречены?!.

— Генетический код народа в определенной степени разрушен. Это очевидно. Нельзя терять время на абсолютно бесплодные дискуссии о том, кому быть у руля экологической политики. Необходима срочная коренная модернизация химических производств. Именно технологи должны, наконец, сказать свое слово. Как можно мириться с тем, что по объему выброса токсичных веществ СНГ и США сравнялись? Ведь в Америке продукции выпускается вчетверо раз больше! Ситуация не улучшится, если останется непомерно высоким уровень материало- и энергоемкости. Судите сами. Отечественное машиностроение «выжимает» лишь 77 процентов от американской продуктивности, в то время как металла «проедает» в 1,5 раза больше. У нас втрое выше мощность автопарка, в 1,5 раза — использование удобрений и ядохимикатов, а зерна собираем всего 64 процента по сравнению с США.

В Беларуси на выпуск продукции расходуется энергии в 2—2,5 раза больше, чем на Западе. Поскольку в «кладовой республики» всего 10 процентов потребляемого горючего (это дрова, отходы растительного сырья и торф), функционирование важнейших отраслей экономики было ориентировано исключительно на привозное топливо. Сейчас сокращение поставок и значительное подорожание нефти и газа вынуждают нас искать новые источники, например создавать биоэнергетические установки по переработке мусора, бытовых и древесных отходов, внедрять электрокаталитические методы с преобразованием энергии в топливных элементах. Мы считаем, что будущее за водородной энергетикой. Сочетание водорода с торфом и углем позволит заменить нефть и газ во многих производствах.

— На сколько лет хватит ваших «кладовых»?

— Не больше чем на 30 лет, если не будет положен конец расточительству.

Под залежами жидких и твердых отходов похоронено 5 тысяч гектаров плодородных земель, а после добычи руд земля просела в радиусе 130 квадратных километров. Что же мы оставим нашим потомкам — разбазаренные ресурсы, новых мутантов, бесплодную пустыню?

— Технологи и экономисты, будем надеяться, знают, что им делать. А какие задачи стоят перед экологами?

— Необходимо срочно провести объективную эколого-экономическую паспортизацию территорий и предприятий, составить мониторинг и банк данных природной среды и степени ее деградации. А на этой основе создать научно-технические программы по оздоровлению экологической ситуации в Беларуси.

— Чтобы «сказку сделать былью», нужны деньги, и немалые. Как же с ними обстоят дела?

— На природоохранные мероприятия в Беларуси полтора года назад выделялось всего полпроцента национального дохода. С тех пор мало что изменилось. Для сравнения: в Америке на эти цели идет 2 процента, в Японии — 4 процента. Какие тут нужны комментарии...

Белорусы не знают, что ежедневно они потребляют до КИЛОГРАММА токсичных веществ.

Число заболеваний раком щитовидной железы у юных жителей республики выросло после чернобыльской катастрофы в СЕМЬ раз, в частности в Гомельской области — в 24 раза.

За последние шесть лет вырублено свыше 160 тысяч гектаров леса.

Общее количество отходов к концу столетия достигнет миллиарда тонн, или 100 тонн на каждого жителя Беларуси.