UA / RU
Поддержать ZN.ua

На гребне оранжевой волны

После революции многие поверженные рыцари старой системы поспешно пересаживаются на оранжевых коней своих недавних супостатов...

Автор: Денис Иванов

После революции многие поверженные рыцари старой системы поспешно пересаживаются на оранжевых коней своих недавних супостатов. Манипулируя общественным мнением, главы ведомств и региональные господа, непрофессионализм и коррумпированность которых были доказаны даже старой властью, сегодня вливаются в волну изгнанных и обиженных режимом по идеологическим соображениям. Особенно этот процесс распространен в регионах, где кадровая политика проводится почти вслепую. Именно на это сегодня и уповают такие люди. Как это ни парадоксально, но отборные коррупционеры и непрофессионалы, борьбу с которыми В.Ющенко декларирует, посещая каждый регион, воспринимают слова нового Президента как второй шанс…

Весной 2004 года в одном из важнейших ведомств при Министерстве охраны окружающей среды — Государственной инспекции охраны Черного моря, произошла смена руководства. По итогам расследования Генпрокуратурой фактов нарушения природоохранного законодательства был освобожден от должности начальник инспекции С.Долинский. Обычно осторожные, лаконичные и беспристрастные формулировки рапортов Генпрокуратуры, в данном случае были жесткими, определенными и категоричными. Приводим отрывок из письма в министерство, которое отображает характер всего отчета: «…Более того, начальник инспекции Долинский С.К., пренебрегая требованиями украинского законодательства, неоднократно лично представлял позитивные результаты экологических экспертиз, согласовывал размещение и эксплуатацию объектов, чем способствовал совершению нарушений».

В апреле 2004 года прокуратурой Одесской области против должностных лиц Госинспекции охраны Черного моря, возглавляемой в то время господином Долинским, было возбуждено уголовное дело по факту размещения объектов в прибрежной зоне (ст. 365 ч.1 КК Украины). В ходе расследования выявлено, что руководство инспекции неоднократно выдавало положительные заключения на строительство развлекательных объектов в прибрежной зоне, чем нарушало закон. Только в Одесской области было выдано более 100 таких заключений.

Свой бизнес Слава Кириллович тоже не оставлял в накладе. Клуб «Кокос», расположенный прямо на одесском пляже «Аркадия», формально принадлежащий сыну Долинского, причинил государству ущерб на сумму свыше 700 тысяч гривен. В Одессе также знают о других увеселительных заведениях, все они расположены на побережье. То есть за так называемой красной чертой — на расстоянии менее ста метров от моря, где, согласно украинскому законодательству, могут располагаться лишь рекреационные, оздоровительные санатории.

Жемчужина Крыма Никитский ботанический сад также оказался в поле зрения Славы Кирилловича. В ноябре 2002 года в ходе экспертизы инспекция охраны Черного моря разрешила строительство на территории сада фитоцентра с целым рядом вспомогательных сооружений и коммуникаций. Под застройку было выделено 6,33 гектара земли. В принципе, фитоцентр — это рекреационный объект, и в отдельных случаях такие разрешения допустимы, если бы не целый ряд сомнительных аспектов, имеющих отношение к строительству и самой экспертизе. Во-первых, Никитский сад — один из четырех ботанических парков Украины, находящихся в сфере управления непосредственно государственной службы заповедного дела Украины. Он также находится в собственности Академии наук Украины. Во-вторых, сам фитоцентр оказался не таким уж и большим сооружением, для которого необходимо более шести гектаров земли. И самое интересное — на выделенной земле неподалеку от фитоцентра строительная компания «Консоль» возводит фешенебельный 12-этажный дом и приблизительно 50 элитных коттеджей. Говорят, что именно объекты в пгт Никита стали той каплей, которая переполнила чашу терпения министерства и Генпрокуратуры.

Вот еще несколько наиболее интересных фактов из расследования Генеральной прокуратуры. «Лично Долинским С.К. в апреле 2001 и в январе 2002 года даны позитивные заключения экологической экспертизы касательно проекта реконструкции летнего кафе «Эквадор» на центральной аллее пляжа и рабочего проекта павильона-бара частному предпринимателю Георгяну Т.С. на территории гидропарка «Лузановка». Аналогичные выводы и разрешения выдавались Долинским и по другим объектам. В частности, экспертизе рабочего проекта по благоустройству и созданию зоны отдыха на пляже «Чайка», который включает в себя летнюю площадку с двумя барами, санузлы и открытую автостоянку на 100 автомобилей». Это далеко не все «подвиги» по облагораживанию пляжей Одессы — письмо Генпрокуратуры с перечислением фактов нарушений составляет три страницы.

А на проведение экспертизы по определению ущерба, нанесенного природе от таких объектов, как «Кокос», Министерство охраны окружающей среды израсходовало 31 тысячу гривен. Кстати, это деньги наших налогоплательщиков. Результаты расследования были направлены в Одесскую межрайонную природоохранную прокуратуру. Но, несмотря на масштабность нарушений и дорогостоящую экспертизу, о результатах расследования до сих пор ничего неизвестно. Очевидно, дело заморозили, и Долинский отделался легким испугом и увольнением со службы.

Но даже после многочисленных правонарушений Слава Долинский не собирался покидать нагретое за 15 лет «службы» место. После его официального увольнения, согласно приказу министра охраны окружающей среды Сергея Полякова от 14 июля, исполняющим обязанности начальника Государственной инспекции охраны Черного моря становится руководитель Управления охраны окружающей среды и природных ресурсов Одесской области Петр Чабаненко. Но, благодаря авторитарному характеру управления коллективом инспекции, Долинскому, по всей видимости, легко удается запугать работников, бывших подчиненных и заставить их в массовом порядке написать заявления об увольнении по собственному желанию, якобы в знак протеста против решения министра. Люди оказались вовлеченными в грязную борьбу за интересы отдельного субъекта, использовались как инструмент манипуляции. Таким образом, работа сразу нескольких портов Черноморского побережья могла оказаться заблокированной — без экологического заключения суда не могли попасть в порт загрузки. Как рассказал в интервью «Контрактам» Петр Чабаненко, попытка саботажа провалилась только благодаря тому, что он, предвидя непростой уход Долинского, заранее сформировал кадровый запас, и разрешительная система в портах продолжала нормально функционировать. Сразу после того, как работа ведомства вошла в нормальный ритм, обманутые уволившиеся осознали себя за бортом, и большинство из 53 работников, написавших заявление об уходе, попросили восстановить их на службе. П. Чабаненко также рассказывает, что многие признались, что написали заявление под давлением.

Во время резонансного даже для режима Кучмы процесса увольнения (который, кстати, длился около четырех месяцев), Министерством охраны окружающей среды была подготовленна программа по восстановлению экологического состояния прибрежных зон Черного моря и принято единственно правильное решение в этом случае. В ходе анализа недостатков работы инспекции был сделан вывод, что одно ведомство не может эффективно проконтролировать соблюдение экологической безопасности в море и на суше. Подконтрольные старой инспекции охраны Черного моря территории только на суше имели протяженность более 1000 километров — это все порты украинской части реки Дунай и все Черноморское побережье Украины, порты Ильичевска, Одессы, Южного, Николаева, Херсона, Севастополя, Ялты и т.д. Одна организация с центром в Одессе не могла справиться с такой задачей. Тем более в том формате работы, которой задал ей Долинский.

Для оптимизации деятельности инспекции и создания более эффективной системы проверки работы, ведомство, бывшее под управлением Славы Долинского, реорганизуется. Созданы две инспекции — Азово-Черноморская (охватывает всю территорию Крымского полуострова с центром в Ялте) и Северно-Западная — на базе старой реформированной организации, которую возглавил заместитель Петра Чабаненко Павел Буланович.

Но и на этом этапе Долинский не находит покоя. Разворачивается PR-компания против разделения ведомства на две части. Судя по ее характеру, можно предположить, что Слава Кириллович задумал вернуть себе кресло главного инспектора. Кроме факта разделения организации, лейтмотивом заказных материалов является критика нынешнего руководителя одесской инспекции.

Ниже приводим сухую статистику из цифр и сравнительных характеристик огромного ведомства Долинского и новосформированной, урезанной наполовину в полномочиях организации одесской инспекции. В 2003 году зафиксирован максимальный доход от штрафов за всю историю Государственной инспекции охраны Черного моря — 10 миллионов гривен. А с января по июнь 2004 года удалось собрать лишь 2 миллиона гривен. Новый состав уже сокращенной инспекции с июля по декабрь 2004 года собирает более 18 миллионов гривен.

В старой и новой инспекции существовал и существует отдел рыбных ресурсов. За весь 2003 год отдел Долинского выявил нарушений на 160 тысяч гривен. В то время, как за шесть месяцев 2004 года аналогичный отдел новосформированной инспекции выявил нарушений на 7,7 млн. гривен. Материалы были направлены в прокуратуру, где по ним возбуждено три уголовных дела.

Разница просто-таки ошеломляющая. Если углубиться в анализ работы расформированного ведомства, можно найти ряд причины таких «успехов». Очевидно, что проверки под руководством Долинского производились по принципу приоритета количества над качеством. За 2003 год было проведено 27569 проверок, но по их итогам было составлено лишь 2785 протоколов. То есть из 10 проверок 9 осуществлялись вхолостую. В то же время результаты новой организации весьма красноречивы: на 10 проверок составляется в среднем 12 протоколов. Только в результате проверки Белгород-Днестровского порта было составлено шесть протоколов.

Занявший должность начальника одесской инспекции Павел Буланович обнаружил, что в Государственной инспекции по охране Черного моря отсутствует профсоюз работников. Как выяснилось, он был расформирован еще в 1998 году. Коллективного договора также не существовало. Таким образом, люди на предприятии были лишены правовой защиты, чем объясняется та легкость, с которой Долинскому удалось заставить работников подчиниться, когда тот планировал саботировать работу предприятия. В данный момент все сотрудники состоят в профсоюзе работников морского транспорта. Все работающие и члены их семей имеют медицинскую страховку и юридическую защиту. В феврале 2005 года трудовой коллектив Государственной экологической инспекции по охране окружающей среды Северо-Западного региона Черного моря обратился с открытым письмом к новой власти с просьбой не допускать к госслужбе С.Долинского и возобновить в отношении него уголовное дело.

По всей видимости, есть и другие, не угодившие Славе Кирилловичу граждане. Недавнее пикетирование Министерства охраны окружающей среды бывшими работниками Госинспекции по охране Черного моря (очевидно, той части, которая в 2004 году не возобновила работу) и ряд материалов в масс-медиа, где упоминается Долинский в позитивном контексте, а нынешний министр экологии напротив — в негативном, свидетельствует о загадочной неприязни экс-инспектора к новому министру. Это можно объяснить, пожалуй, лишь кадровой политикой министра Игнатенко — он делает ставку на профессионалов, не замешанных в коррупции.

Вместе с тем нельзя также не отметить и целый ряд полезных качеств Славы Кирилловича. Лозунг на плакате митингующих работников инспекционного ведомства политически грамотно гласит — «Мы боролись с коррупцией и стали безработными». Каково?! Это говорит о гениальной способности нашего героя жонглировать фактами, подбрасывая то выше, то ниже, то быстрее, то медленнее, почти в такт дыханию и ритму сердец жертв манипуляции. Ведь декларации Долинского и его легенда про обиду на старую власть делают из него идеальную кандидатуру на образ прогрессивного управленца новой эры.

Сумеют ли долинские реализовать свои притязания — это еще одна проверка, которую предстоит пройти нынешней власти. А также определить основной путь, по которому отправится обновленный оранжевый поезд нашего государства. Либо проторенной дорогой уже привычного и родного для многих двоемыслия, где декларации политиков не определяют их принципы, а лишь демонстрируют харизму и ораторские качества. И где ни для кого не секрет, что слово и дело — диаметрально противоположные переменные. Либо путем демократических реформ во всех сферах социальной политики, отталкиваясь от рациональных европейских стандартов в подборе кадров.