UA / RU
Поддержать ZN.ua

На пепелище

На государственном уровне отсутствует адекватная межведомственная система охраны лесов, торфяников, других природных ландшафтов от большого огня.

Автор: Светлана Исаченко

У большого огня есть во времени две составляющие - возгорание и пожар. У возгорания может быть сто причин - от молнии и сжигания сухой травы до техногенных аварий и умышленных поджогов. У пожара причина, по сути, одна: неспособность пожарных укротить пламя.

Согласно только что опубликованным выводам Регионального восточноевропейского центра мониторинга пожаров (REEFMC), именно из-за отсутствия на государственном уровне адекватной межведомственной системы охраны лесов, торфяников, других природных ландшафтов от большого огня в сплошное пепелище превратились тысячи гектаров житомирских, киевских, чернобыльских лесов, а также размещенные в них села - с тяжелейшими экологическими, социальными и материальными убытками для людей и страны.

"Горіла сосна, палала"

"В 2007 году из-за изменения климата на засуху по Украине прокатилась огненная волна на 10 тысячах гектаров лесофонда, преимущественно полесского. С тех пор мы живем в условиях пожарной опасности высокого уровня (хотя официально этого не признали) и пополнили список стран с потенциальным периодическим возникновением катастрофических природных пожаров. Но так и не научились реагировать на новые угрожающие вызовы. За это и расплачиваемся теперь", - убежден руководитель REEFMC, профессор Национального университета биоресурсов и природопользования Украины Сергей Зибцев.

С 4 апреля на Житомирщине и в Чернобыльской зоне отчуждения не стихают лесные пожары. По информации Государственной службы по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС), в огне оказались свыше 30 тысяч гектаров лесов, сгорели более 40 домов в лесных селах. Неимоверными усилиями пожарных бригад из многих областей удалось не допустить перехода огня на территорию Беларуси, отбросить его от чернобыльского хранилища отработанного ядерного топлива.

К тушению пожара беспрецедентных до сих пор масштабов привлекли почти 2,5 тысячи пожарных, лесоводов и нацгвардейцев, свыше 450 единиц техники, включая пожарную авиацию. Из государственного бюджета на борьбу с огненной стихией дополнительно выделили 100 миллионов гривен. Убытки еще подсчитывают.

Многие поддерживают версию пожара от неудовлетворительного состояния лесной экосистемы, где преобладают легковоспламеняющиеся сосны, еще и со сплошным сухостоем, который надо было давно убрать лесоводческими мерами. Но рыжий лес 30-километровой зоны имеет статус природно-заповедного фонда в составе Чернобыльского радиационно-экологического биосферного заповедника. Экологи настояли на том, чтобы оставить природу в первозданном диком состоянии. В результате там ни дорог, ни вышек наблюдения за лесами.

От чего же в итоге загорелись сухие сосны? Однозначного ответа нет. Министр внутренних дел Арсен Аваков настаивает на спланированной диверсии как причине возгорания. Нацгвардия проводит антидиверсионную операцию и сообщает о задержании нескольких групп поджигателей. На Ровненщине (а там тоже довольно значительные лесные пожары, как и в Черкасской, Волынской, Полтавской областях) все случаи возгорания в лесах правоохранители квалифицировали как умышленные поджоги. Об этом же объявили их коллеги в Беларуси, где активно горят болота и поймы Припяти.

К диверсионной деятельности уже почти приравняли сжигание аграриями сухой травы и кустарников на сельхозугодьях, откуда огонь легко перекидывается на угодья лесные. Значительно повышены штрафы за нарушение требований пожарной безопасности в лесах и выжигание растительности на полях и огородах.

Провода и шквалы

Но, похоже, власть не намерена особо углубляться в причины нынешних пожаров, накрывших Киев густым смогом, и выяснять, почему огонь охватил такую огромную территорию. Главе Житомирской ОГА Виталию Бунечко, представляющему в области собственника лесного ресурса, по душе версия "поджога из-за повреждения электропроводов, на которые упали деревья в густом (?!) участке леса". Главу Государственного агентства лесных ресурсов Украины (ГАЛРУ) Андрея Заблоцкого, представляющего лесопользователей на уровне всей страны и отвечающего за лесную политику, вполне устраивает идея свалить все на "шквальные ветры, каких не было последние восемь лет и которые способствовали быстрому распространению огня".

Такие заявления откровенно возмутили специалистов лесного хозяйства, экологов, общественность.

"Основная причина большого пожара - в неспособности власти мобилизовать, координировать, руководить противопожарными мерами, в банальном отсутствии наработанных навыков и алгоритмов, в тотальном падении профессионального уровня, знаний и понимания проблем региона", - заявил в одном из интервью заместитель директора по научным вопросам Чернобыльского центра по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии Сергей Гащак.

"В последние годы вследствие безответственной лесной политики государственная система обеспечения охраны лесов от пожаров в Украине была разрушена, - рассказывает руководитель Регионального восточноевропейского центра мониторинга пожаров Сергей Зибцев. - Ликвидированы или находятся на стадии ликвидации ключевые отраслевые лесопожарные учреждения: ГП "Укргипролес", где разрабатывали проекты противопожарного обустройства, Украинская государственная база авиационной охраны лесов, обеспечивавшая оперативное информирование лесохозяйственных предприятий об уровне пожарной опасности. Разрушена централизованная система авиационного патрулирования лесов. Прекращена подготовка авиационных наблюдателей и лесных пожарных десантников. При этом не предложен лесхозам единый новый и более современный подход в профилактике и тушении лесных пожаров. Украинские методики и нормативы проведения противопожарного обустройства лесохозяйственных предприятий не утверждены".

Виновных не находили и не наказывали

Но лесные пожары не являются проблемой только лесоводов. Лесохозяйственная отрасль осталась сегодня даже без метеорологической поддержки государства: 7 апреля, когда в чернобыльской зоне уже свирепствовали пожары, Гидрометцентр заявлял, что "погодные условия не несут угрозы". Лесопожарные службы отраслевых предприятий были дезориентированы и не обеспечили уровень готовности, который соответствовал бы реальной опасности. Драгоценное время было потеряно. В зоне отчуждения существующая шкала пожарной опасности вообще занижает реальную пожарную опасность, по меньшей мере, на один класс.

По информации REEFMC, в стране не функционирует система достоверного национального учета количества и площади природных пожаров. Например, в апреле 2015 года огонь уничтожил 9,8 тысячи гектаров в Лубянском лесничестве Чернобыльской зоны, но в данных ГСЧС и в национальной статистике это отображено как пожар на площади до 600 гектаров. И таких примеров много.

"Искажение пожарной статистики не позволяет оценить масштаб проблемы и принять на правительственном уровне соответствующие национальные лесополитические и управленческие решения, - подчеркивает профессор Зибцев. - Более того, из-за лживой статистики в международной базе данных природных пожаров ситуация у нас не выглядит критической, а следовательно, Украина не может рассчитывать на соответствующую техническую помощь ЕС".

Многочисленные пожары, особенно большие (более 200 га, в том числе пожары площадью 9 тысяч гектаров, которые лично тушил третий президент Украины Виктор Ющенко в Херсоне), не расследуют надлежащим образом, причины не устанавливают, граждан или должностных лиц, виновных в допущении больших пожаров, не привлекают к ответственности, говорит Сергей Зибцев. Это также не способствует наведению в стране противопожарного порядка.

Будут ли извлечены все уроки нынешней катастрофы и сделаны надлежащие выводы, в частности по организации государственной системы охраны лесов, культурных и природных ландшафтов от пожаров в контексте новых рисков и вызовов, а также по становлению полноценной межведомственной системы тушения больших пожаров, в том числе с оперативной мобилизацией всех сил и средств?

Эти вопросы сейчас в повестке дня совместных совещаний правительства с ГСЧС, ГАЛРУ, органами местной исполнительной и представительной власти. Выжженная земля, обгорелые пни и сгоревшие заживо лесные звери, пепелища полесских сел не позволят этим совещаниям превратиться в очередные пустопорожние разговоры.