Страны Европейского экономического пространства (ЕвЭП) благодаря экологическому законодательству достигли ощутимого прогресса в сфере нейтрализации отходов. Эту домашнюю работу должна также выполнить Украина, если хотим серьезно думать об евроинтеграции. Легко не будет: экологическое законодательство, действующее в Европейском экономическом пространстве и Швейцарии, насчитывает свыше 400 правовых актов. Его создавали постепенно в течение 30 лет, однако у новых членов ЕС было на его внедрение значительно меньше времени.
Законодательство ЕвЭП и Швейцарии заставляет производителей заранее думать об экологических последствиях своей деятельности. Следовательно, предприятие должно выбрать такой способ производства, который позволит предотвратить образование отходов или минимизировать их количество. Если избежать отходов невозможно, они должны быть повторно использованы в другом технологическом процессе, в том же месте, где образовались. В крайнем случае, при отсутствии соответствующей технологии переработки, промышленные отходы можно вывозить за пределы предприятия, но ни в коем случае не на свалку. Особенно если они относятся к категории опасных.
Можно предположить, что автоматическое введение подобных регуляций в Украине заставило бы почти всю промышленность Юга и Востока прекратить свою деятельность. В лучшем случае цены на изделия крупных металлургических комбинатов выросли бы настолько, что украинский экспорт — двигатель экономического роста — утратил бы свою целесообразность.
Законы «Об отходах» и «Об упаковке» (а точнее, их национальные варианты) обязывают придерживаться краткой процедуры относительно отходов — как промышленных, так и коммунальных. Прежде всего необходимо так проектировать технологические процессы, изделия и упаковку, чтобы избегать отходов или использовать или нейтрализовать их на месте. К тому же обязательна сортировка мусора.
Главная проблема Украины в выполнении экологических требований ЕС — это отнюдь не засоренность улиц (в Амстердаме, скажем, не намного лучше). Больше всего отличает украинские города от западных полнейшее отсутствие цветных контейнеров для каждого вида мусора (отдельно): бумаги, стекла, металла и пластмассы. Переработка собранного упомянутым образом вторичного сырья — очень рентабельный бизнес, да еще и позволяет уменьшить на 70% количество складированных на свалках отходов. Причем такого высокого показателя достигли только на Западе. Когда в 1993 году установили цветные контейнеры в Кракове, удалось отсортировать лишь четыре процента вторичного сырья. Экологическое сознание краковчан формировалось постепенно, но сейчас уже удается отсортировать больше. Однако даже такие незначительные проценты пошли природе и городу на пользу. Кстати, повторное использование и переработку отходов считают одним из наиболее перспективных направлений инвестиционной экспансии польского и словацкого бизнеса в Украину.
После предварительной сортировки должно остаться не более 30—40% массы коммунального мусора. Что касается промышленных отходов, то этот показатель может заметно отличаться в зависимости от вида производства. Согласно европейскому законодательству, то, что не может стать вторичным сырьем, следует перерабатывать другим способом. Например, сжигать с целью получения теплоэнергии или добывать из мусора природный газ (что позволяет обеспечить до пяти процентов потребностей коммунального хозяйства). Некоторые материалы, классифицируемые законом как опасные, необходимо нейтрализовать или складировать в специализированных объектах. Вывоз на свалку является крайностью, но и тут есть нюанс: законы вводят жесткие технологические требования по отношению к такому объекту. Украинские свалки в эти реалии совершенно не вписываются.
Намного лучше подготовлена Украина к введению западноевропейских законов, касающихся упаковки. Страны ЕвЭП и Швейцария требуют от производителей еще на стадии проектирования заботиться о том, чтобы избежать чрезмерной массы продукции и объема упаковок и учесть их влияние на окружающую среду. У украинских производителей тары и упаковки не должно быть проблем с этими требованиями, поскольку большинство фирм уже сегодня работают по европейским схемам.
Однако определенные нюансы есть и здесь. Западное законодательство обязывает производителей, импортеров и торговцев принимать использованную тару за свой счет, а также осуществлять самостоятельную сегрегацию упаковочных отходов. К примеру, продавцы пива должны скупать у клиента пустые бутылки в помещении магазина. Причем они не имеют права отказать лицу, приобретшему пиво в другом магазине. На практике в центрально-европейских странах этот принцип не всегда срабатывает.
Вершина изобретательности европейских законодателей — так называемые депозитная и продуктовая оплаты. Первая касается только свинцовых аккумуляторов и входит в цену таких изделий. Скажем, в Польше она составляет 30 злотых (50 грн.), и эту сумму потребителю возвращают только в том случае, если он отдаст использованный аккумулятор продавцу или отнесет в специальный пункт приема. Зато продуктовая оплата касается других изделий и является эквивалентом экологического вреда, причиняемого упаковкой. Ее платят производители, которые не обеспечили минимальный обязательный уровень повторного использования или рециклинга в данном году. Квоты повторного использования записаны в приложениях к национальным законам об отходах, в соответствии с общими требованиями Европейской комиссии.