UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЕТАСТАЗЫ ЧЕРНОБЫЛЯ

26 апреля этого года минуло 10 лет после аварии на ЧАЭС. Мировое сообщество признало, что заболеваемость детей и подростков раком щитовидной железы - следствие аварии...

Автор: Валерий Прицкер

26 апреля этого года минуло 10 лет после аварии на ЧАЭС. Мировое сообщество признало, что заболеваемость детей и подростков раком щитовидной железы - следствие аварии. В НИИ эндокринологии и обмена веществ АМН Украины был создан регистр, в который заносятся все случаи рака щитовидной железы у детей и подростков, а также у лиц, которым в момент аварии было не более 18 лет.

Корреспондент «ЗН» встретился с учеными НИИ эндокринологии и обмена веществ им. В.Комиссаренко АМН Украины. Первое интервью - с директором института, заслуженным деятелем науки и техники Украины, членом-корреспондентом НАН и АМН Украины, доктором медицинских наук, Н.ТРОНЬКО.

- Как отметило мировое сообщество, в частности, ученые-медики, 10-ю годовщину аварии на ЧАЭС?

- Состоялись крупные международные конференции, симпозиумы: в ноябре прошлого года под эгидой ВОЗ в Женеве, в марте в Минске (Европейское сообщество), в Вене

(МАГАТЭ). На этих форумах присутствовали ведущие специалисты в области радиационной медицины. Должен констатировать, что ни у кого не было сомнений: авария на ЧАЭС поставила перед медициной ряд серьезных проблем. Одной из таких проблем является рак щитовидной железы у детей и подростков. Если в доаварийный период (1981 - 1985 гг.) в Украине было зарегистрировано 25 случаев заболевания, то в послеаварийный - 256. В регистре рака щитовидной железы, созданном на базе нашего института, числится более 600 человек, которые на момент операции были детьми и подростками. О зависимости заболеваемости детей и подростков раком щитовидной железы от аварии на ЧАЭС свидетельствует динамика заболеваемости в последние годы. Если за пять лет до аварии количество случаев рака щитовидной железы на 100 тыс. детского населения составляла 0,04-0,06, то уже в 1990 г. - 0,23, в 1993 г. - 0,39, а в 1994 г. - 0,36.

- Это самые высокие показатели заболеваемости?

- Нет. Эти показатели значительно выше в районах, пострадавших от аварии. Но особенно высоки они у контингента детей, эвакуированных из

г. Припяти и 30-километровой зоны - 28,6 (это 286 заболевших на миллион детского населения. Для сравнения: спонтанный рак - один случай на миллион детей).

- Сколько еще заболеваний раком щитовидной железы надо ожидать в ближайшие годы?

- По нашему прогнозу за 20-25 лет мы столкнемся еще примерно с двумя тысячами заболеваний. По прогнозам некоторых западных экспертов их количество будет больше, а по прогнозам других - меньше. Этот вопрос прояснится после уточнения коллективной поглощенной дозы.

- Наблюдается ли рост других заболеваний щитовидной железы, индуцированных радиационным воздействием?

- На сегодняшний день мы не обнаружили роста таких заболеваний как гипотиреозы, аутоиммунные тиреондиты и др. Однако я не исключаю возможности увеличения их количества в будущем. Все дети, которые имели контакт с ионизирующим излучением, должны находиться под тщательным наблюдением.

- Сегодня все признают, что рак щитовидной железы у детей и подростков - следствие аварии на ЧАЭС, но так было не всегда...

- Когда впервые мы заявили о случаях заболевания раком щитовидной железы, то даже крупные зарубежные ученые посчитали это следствием лучшей выявляемости.

Радиационная медицина располагала данными, что для радиоиндуцированного рака щитовидной железы латентный период составляет 9-12 лет. У нас же он длился всего четыре с половиной - пять лет. Чернобыльская авария имеет ряд особенностей: 1) действие не только изотопа йода-131, но и короткоживущих изотопов йода-132, 133, 135; 2) 70% контролируемых территорий эндемичны (свойственные данной местности. - Авт.) по зобу, т.е. из-за дефицита йода наблюдался больший, чем в другой местности, захват радиоактивного элемента; 3) облучение организма было внешним и внутренним (за счет радиоактивных продуктов питания); 4) неблагоприятная экологическая обстановка; 5) пострадавшим детям было менее пяти лет, а это возраст, когда щитовидная железа наиболее чувствительна к воздействию радиоактивного йода.

- Какую помощь оказывает вам мировое сообщество?

- Сейчас осуществляется большой украинско-американский проект, который предполагает изучение зависимости «доза-эффект». Исследования, проведенные группой профессора И.Лихтарева, позволили установить эту зависимость.

Вместе с профессором Вильямсом из Кембриджского университета будем исследовать молекулярно-генетические характеристики рака щитовидной железы у детей и подростков. Если удастся найти онкогены, принимающие участие в генезе радиоиндуцированных опухолей щитовидной железы, и установить их роль, то возможно удастся найти новые маркеры для обнаружения опухолей на самых ранних этапах. В этих исследованиях примут участие также ученые из Японии.

Интервью с заместителем директора института по научной работе, кандидатом медицинских наук, ведущим научным сотрудником В.Марковым.

- Наши специалисты прошли подготовку по диагностике и лечению рака щитовидной железы в лучших центрах Европы. Расскажите, пожалуйста, об этом более конкретно.

- Специалисты, занимающиеся диагностикой и лечением рака щитовидной железы у детей и взрослых, проходили подготовку в центрах Франции и Германии. Это - хирурги, анестезиологи, эндокринологи, врачи-лаборанты, патологоанатомы, врачи-радиологи, операционные сестры, сестры анестезиологи, лаборанты-техники и др. Паталогоанатомы две недели будут специализироваться в одной из лучших лабораторий мира у профессора Вильямса (Англия). Эндокринологи проходят обязательную специализацию по гормональной и УЗИ-диагностике.

Французские врачи гордятся своим оригинальным методом диагностики - пунктированием щитовидной железы. Если у больного узлы крупные, то ему даже не проводят УЗИ-диагностику. Для пункции необходимы специальные иглы. Пунктат наносится на стеклышко и передается морфологу. Специалист, исследовавший пунктат, в случае необходимости дает разрешение на проведение операции. К сожалению, у нас таких игл нет. Для диагностики рака щитовидной железы у детей они, безусловно, необходимы.

- Отличаются ли операции на щитовидной железе у нас и, скажем, в Японии?

- У японцев не принята тотальная тиреоэктомия (полное удаление щитовидной железы. - Авт.). Они оставляют часть железы. За этими людьми устанавливают тщательное наблюдение. В случае необходимости их подвергают повторным операциям.

Опыт лечения больных тиреоидным раком, особенно детей и подростков, заставил нас придерживаться тотальной тиреоэктомии. У этой категории больных протекание заболевания носит агрессивный характер и чревато рецидивами.

- После удаления щитовидной железы дети и подростки переходят на заместительную терапию. Они теперь должны регулярно получать тироксин (гормон щитовидной железы)...

- Безусловно. За ними ведется самое тщательное наблюдение. Один раз в полгода-год у них определяют количество тиреоглобулина (комплекса гормонов щитовидной железы с белком. - Авт.) в крови.

- Расскажите, пожалуйста, об оснащении отделения радиойоддиагностики и радиойодлечения.

- В нашем отделении установлена одна из лучших европейских гамма-камер. Она имеет несколько программ для изучения функционального состояния сердечно-сосудистой системы, печени, почек. Замечательно то, что она позволяет изучать функцию любого органа. Можно определить ишемическую зону в случае поражения миокарда, а в случае поражения печени - пораженную долю. Камера имеет высокую разрешающую способность и может использоваться для радиологических исследований органов и систем человека.

- Каков вклад сотрудников института в диагностику и лечение рака щитовидной железы?

- Для изучения морфологической картины рака щитовидной железы мы стали использовать гистохимические методы. Ведущий научный сотрудник Ю.Божок разработал метод изучения опухолей маркеров в тканях щитовидной железы. Он уже по пунктату тканей железы дает на 90% точное заключение о наличии рака.

Интервью с руководителем лаборатории функциональной диагностики, членом-корреспондентом АМН Украины, доктором медицинских наук, Е.ЭПШТЕЙНОМ.

- К печальной годовщине аварии на ЧАЭС в институте открылось отделение для диагностики и лечения рака щитовидной железы радиойодом. Что оно собой представляет?

- Трудно переоценить важность ранней диагностики, позволяющей своевременно провести оперативное лечение таких больных. После оперативного вмешательства остаточная ткань щитовидной железы, а также метастазы, если таковые имеются, должны быть удалены с помощью радиоактивного йода. Если все будет сделано своевременно, ребенок с удаленной щитовидной железой может прожить много лет. Главное - не упустить время.

Европейское сообщество выделило значительные средства для приобретения самого современного оборудования. Украинское правительство изыскало необходимые суммы для строительства этого отделения.

Лечение одного ребенка длится в среднем неделю. Отделение рассчитано на пять коек. В течение месяца мы сможем пролечить 20 больных. За год - это 200-250 человек.

На данном этапе, но я подчеркиваю - только на данном этапе, нас это устраивает. Количество больных раком щитовидной железы продолжает расти. Не исключено, что пик заболеваний наступит только в 2005 году.

В настоящее время планируется построить на территории нашего института специальный радиологический корпус на 10 коек.

- Сколько детей в Украине нуждается в лечении радиоактивным йодом? Имеется ли все необходимое для проведения лечения?

- В лечении радиоактивным йодом нуждаются все без исключения дети, прооперированные по поводу рака щитовидной железы. Срок лечения зависит от объема: только ликвидация остаточной ткани железы, удаленной хирургическим путем, или ликвидация еще и метастазов. Методика не травматична. Радиоактивный йод закупило Европейское сообщество, так как Украина своего препарата не производит. Стоимость его высока, доставка - достаточно сложна. Европейское сообщество помогло нам и в подготовке наших специалистов и обещает оказывать поддержку.