UA / RU
Поддержать ZN.ua

Метан — это не только ценное топливо, но и... источник канцерогенов

Что же делать, чтобы не отказываться от перспективного энергоресурса и при этом не гробить сограждан?

Автор: Олег Супруненко

В условиях обострения дефицита энергоресурсов вопрос поиска альтернативных источников топлива становится архиактуальным. Одним из наиболее перспективных направлений в процессе обеспечения себя доступными источниками энергии в Украине считается использование метана. По некоторым оптимистическим оценкам, промышленные залежи этого газа у нас исчисляются триллионами кубометров. В апреле прошлого года, в Донецке, на одном из круглых столов, посвященном проблемам и перспективам угольной отрасли, была озвучена такая цифра: промышленные запасы метана только в одной Донецкой области составляют 12 триллионов кубометров. Возможно, цифра эта и завышена, но там, где есть угольные шахты, есть и метан. Сейчас он несет смертельную угрозу не только шахтерам. Метан из шахт просачивается даже в жилые дома шахтерских городов и может вызывать взрывы. В то же время его можно было бы собирать и направлять на хозяйственные нужды. Это не просто — газ рассредоточен в пластах, и добывать его дорого, нужно специальное оборудование, стоящее больших денег. Но в условиях, когда газ дорожает, раскошеливаться на добычу собственного топлива придется.

Кроме добычи из подземных пластов, метан можно еще и производить. Речь идет о так называемом биогазе, получаемом из бытовых отходов, канализационных стоков, остатков сельскохозяйственной растительности. Технологии производства биогаза из органических отходов разработаны давно и массово внедряются в Европе, США, Китае.

Надо отметить, что использование метана в качестве альтернативного топлива в Украине началось уже давно. Например, в Закарпатской области, весьма отдаленной от угольных пластов, на этот газ активно переходит автомобильный транспорт. Но предложение до сих пор запаздывало, ограничиваясь всего тремя на область заправочными станциями, построенными в Ужгороде, Сваляве и Хусте еще в перестроечную эпоху. Ситуация изменилась, когда в декабре 2006 года начала свою работу сеть метановых заправок «EnerGO». Сейчас в крае проводится мощная рекламная кампания по переводу автомашин с обычного топлива на метан. Экономическая выгода от такого перехода очевидна. Метан оказался почти вдвое дешевле пропана, который гораздо выгоднее бензина. Фирма «EnerGO» запланировала широкую сеть из 12 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС). Сеть спланирована так, чтобы кратчайшее расстояние между станциями не превышало половину запаса хода легкового автомобиля со стандартным баллоном газа, и в среднем составляло 50 км. Первые в Закарпатье АГНКС, близ Ужгорода и Мукачево, с возможностью обслуживать до 200 машин в сутки каждая, заработали в начале 2007 года. В декабре прошлого года открылась многотопливная автозаправка недалеко от Берегово. Кроме метана, на ней можно заправляться обычными бензином и соляркой, а в перспективе также и пропаном. В январе этого года комплексная заправка открылась и возле предгорного райцентра Хуст. На 2008 год в Закарпатье запланирован ввод еще трех метановых автозаправок — в Ужгородском, Виноградовском и Тячевском районах. Кроме продажи топлива, сеть «EnerGO» предоставляет услуги по переоборудованию машин таким образом, чтобы они могли ездить и на обычном бензине и на метане (в перспективе похожее оборудование собираются устанавливать и на автомобили на дизельном ходу). Не удивительно, что преимущества нового топлива оценили уже тысячи закарпатских автомобилистов. Например, в одном только Ужгородском районе на метан перешло две тысячи собственников машин.

Как и любая технология, массовый переход на метан имеет свои опасности, которые можно устранить, если заранее к ним подготовиться. Об отрицательных последствиях перехода на метан с недавних пор заговорили на Закарпатье. В частности, в регионе забил тревогу начальник лаборатории Закарпатского областного центра гидрометеорологии Василий Лобко. Оказывается, Ужгород в последнее время попал в первую десятку городов Украины по показателю наличия в воздухе формальдегида. Известно, что это — органическое соединение, широко используемое в промышленности для производства полимеров. Его получают из метана путем нескольких технологических операций. Нужный в хозяйстве, формальдегид тем не менее является химически активным соединением и даже в самых малых концентрациях может стать возбудителем онкологических заболеваний. Поэтому его концентрация в воздухе не должна превышать 0.003 мг/м3. На практике во многих городах Украины этот показатель значительно выше. Четырехкратное превышение ПДК по формальдегиду в воздухе Ужгорода вызвало у наблюдателей удивление. Данные Госметслужбы Закарпатья свидетельствуют: на протяжении последних лет концентрация формальдегида в воздухе города неуклонно растет.

Откуда же берется это соединение в городе, не имеющем химической промышленности? Василий Лобко уверен — причиной нужно считать автомобильный транспорт. На кафедре физической и коллоидной химии УжНУ несколько лет проводятся исследования по каталитическому превращению метана в соединения для органического синтеза, в том числе и в формальдегид. По этой тематике у ученых имеется свыше десятка патентов и автор­ских свидетельств. Ну, а сравнение роста числа машин на метане с ростом уровня формальдегида в атмосфере породило подозрение: утверждение, что автомобиль на газе является экологически чистым, весьма спорно. Анализ показал — образование формальдегида при сжигании метана значительно превышает аналогичные показатели у бензиновых двигателей (0,177 мг/м3 у двигателей на газе; 0,057 — при сжигании бензина А-80, 0,074 — А-95). Двигатели на метане неприятно удивили также высоким уровнем выбросов оксидов азота. В общем, представление об экологической безопасности машин на неисчерпаемом метане оказалось, мягко говоря, неверным.

Что же делать, чтобы не отказываться от перспективного энергоресурса и при этом не гробить сограждан? Существует ли возможность устранения угрозы формальдегидного загрязнения наших городов? Да! Для этого необходимо устанавливать на автомобилях специальное довольно дорогое оборудование. На законодательном уровне государство таких мероприятий не требует. Необходимы время и усилия, чтобы донести обществу информацию о новой опасности (а, например, закарпатские СМИ, активно рекламирующие сеть газовых заправок, публиковать ее не спешат). Нужно разработать набор мероприятий по устранению потенциальной опасности от всевозможных установок (как автомобилей, так и котельных, генераторов, отопительных приборов и т.п.), потребляющих метан.

Пока же ситуация с контролем над выбросами от потребляющих топливо установок (в том числе и газ) прямо противоположная. В начале апреля Национальный экологический центр Украины (НЕЦ) обратился к премьер-министру Украины Юлии Тимошенко с просьбой возобновить контроль за подобным оборудованием, так как оно с конца прошлого года осталось бесконтрольным. Приказом Минприроды № 569 от 14.11.07 была упразднена «Инструкция о порядке регистрации наладочных организаций и наладочных служб предприятий, получения выводов в органах Минэкобезопасности Украины на проведение наладочных работ и порядок их проведения (утверждена Указом Минэкобезопасности № 58 от 24.06.96 г.)». Она устанавливала оптимальные эколого-технологические характеристики для недопущения ненормативных выбросов в атмосферный воздух и предотвращения чрезвычайных ситуаций на топливосжигающих установках.

По мнению НЭЦ, с отменой этой инструкции был фактически упразднен экологический контроль за функционированием этих установок. В Украине существует множество предприятий разных форм собственности, которые не знают или не хотят знать, что такое инвентаризация загрязняющих веществ в атмосферный воздух. По собственной инициативе проводить такую инвентаризацию они не будут. «Мы с уверенностью можем утверждать, что отмена этой инструкции в ближайшее время повлечет за собой непредвиденные ситуации и аварии», — заявили представители НЭЦ и попросили премьера дать указание Министерству охраны окружающей природной среды принять необходимые инструктивные документы, чтобы возобновить контроль над топливосжигающим оборудованием по всей стране.