UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мечта о чистой окружающей среде в Украине может стать реальностью

Послевоенное восстановление должно быть экологичным

Авторы: Мария Дячук, Марина Ратушна

Россия повредила или разрушила многие украинские промышленные предприятия, и при их восстановлении останется соблазн сделать это быстро и дешево. А значит, со старыми подходами и такой же старой техникой. Тогда как наличие законодательных требований использовать современные оборудование и практики будет стимулировать восстановление с мыслью не только об экономии денег, но и о здоровье и безопасности людей и окружающей среды.

И это возможно сделать уже сейчас, если бы у депутатов было достаточно политической воли, чтобы защищать интересы народа Украины, а не промышленных загрязнителей. Впереди длительный путь восстановления всего разрушенного Россией, в том числе и промышленных объектов. И от того, каким будет этот путь, зависит, станут ли реальностью взлелеянные в мечтах города с чистым воздухом. Возродить промышленность мало, необходимо восстанавливать ее более «зеленой» с использованием лучших технологий и практик. Наши экономика и государство должны отказаться от советского промышленного наследия не только ради экономического прогресса, но и ради экологии.

Читайте также: Природа стонет от войны

Например, еще до большой войны, в декабре 2021-го, произошло несколько взрывов на Бурштынской ТЭС — одном из крупнейших предприятий-загрязнителей воздуха в Украине. Потенциальной причиной взрывов называют изношенность оборудования. Государственная экологическая инспекция Украины (ГЭИ) как орган экологического контроля должна была осуществлять надзор и предотвращать возникновение подобных угроз для окружающей среды и местных жителей, но к плановым и внеплановым проверкам инспекторов не допустили, а предприятие получило мизерные штрафы за это. Кстати, сейчас такой штраф составляет всего лишь 760 грн. Так дешево обходятся жизнь и здоровье людей для крупнейших загрязнителей.

Есть две новости: одна хорошая, вторая — не очень. В Украине уже разработаны инструменты, которые могли бы предотвратить вред от Бурштынской ТЭС и подобных предприятий. Это законопроект №6004-2 «Об обеспечении конституционных прав граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду» (далее — №6004-2) и законопроект №3091 «О государственном экологическом контроле» (далее — №3091).

Вторая же новость заключается в том, что в довоенное время народные депутаты не очень спешили эти законопроекты рассматривать, а промышленность и приближенные ассоциации не очень хотели, чтобы их вообще проголосовали. Так что сейчас тем более любые вопросы окружающей среды «не ко времени». Хотя процесс восстановления Украины уже начался, и эти законопроекты важны в течение всего периода.

Ниже разберемся, почему же в Украине ничего не делали для улучшения качества окружающей среды и может ли ситуация измениться после победы.

На первый-второй рассчитайся! На кого работают альтернативы к №6004

Законопроект №6004 идентичен законопроекту №4167, который народные депутаты рассматривали трижды и окончательно провалили в июле 2021 года.

Этот законопроект предусматривал установление одного интегрированного разрешения, которое бы предприятия получали вместо трех разных (вода, воздух, отходы), а при его выдаче учитывалось бы именно совокупное влияние предприятия на окружающую среду. А еще предполагалось внедрить электронную систему выдачи интегрированных разрешений, которая бы сделала процедуру максимально прозрачной. Также интегрированное разрешение устанавливало бы требования для применения лучших доступных технологий и соответствующего мониторинга и контроля над деятельностью предприятия. Его преемника №6004 зарегистрировали в Раде уже в сентябре 2021 года, а вместе с ним и две альтернативы.

№6004-1 представляет интересы бизнеса и разрешает основным загрязнителям еще 20 и больше лет не модернизироваться. Вместо этого вариант №6004-2 — идентичный основному законопроекту, но с некоторыми нововведениями в части мониторинга с использованием автоматизированных систем измерения в режиме реального времени, процедуры выдачи и аннулирования интегрированного разрешения по вопросам окружающей среды.

Без него предприятие не может вести или начинать свою деятельность. А если предприятие уже работает, например Бурштынская ТЭС, то оно должно будет модернизироваться, чтобы его выбросы не превышали предельные нормы, а также внедрять лучшие доступные технологии и методы управления (ЛДТМ), которые помогут снизить вред для окружающей среды и уже доказали это на практике в странах ЕС.

Все предприятия, загрязняющие окружающую среду, вынуждены вести постоянный мониторинг выбросов на трубе, данные которого должны быть доступны круглые сутки. Такие меры будут содействовать улучшению экологической ситуации в промышленных регионах и, самое главное, сохранят здоровье и жизнь граждан.

Также каждое предприятие будет обязано ежегодно отчитываться о соблюдении условий интегрированного разрешения. Если эти условия будут нарушены, что будет представлять угрозу для здоровья населения и приводить к негативным последствиям для окружающей среды, то предприятие будет обязано приостановить свою работу до выполнения условий интегрированного разрешения.

Почему №6004-2 не устраивает промышленников

Любая модернизация промышленности требует значительных финансовых вложений. Поэтому основные загрязнители откровенно не хотят использовать европейские ЛДТМ, а планируют сделать свои, «национальные». Они же предлагают исключить мониторинг на трубе, чтобы нельзя было контролировать выбросы, либо же создать так называемый переходный план, который отложит реальную модернизацию на 20 и больше лет. То есть предприятия и профильные ассоциации пытаются разными способами заблокировать прохождение евроинтеграционного законопроекта №6004-2. Между тем народные депутаты не спешат его рассматривать и выносить в сессионный зал ВРУ.

Сейчас законопроект должны доработать в экокомитете Верховной Рады и принять в парламенте. А в условиях активного сопротивления загрязнителей, печального опыта с провалом предыдущего законопроекта и постоянного аргумента «не ко времени» общественности также следует пристально следить за процессом и напоминать, что после победы мы продолжим жить в этой стране, так что должны сделать ее чище.

Getty Images

Выполнять нельзя игнорировать. Как заставить промышленников соблюдать нормы

Представим, что наша утопия стала на шаг ближе, законопроект №6004-2, наконец, принят и промышленность вынуждена уменьшать свое влияние на окружающую среду. Но выиграем ли мы борьбу за чистую окружающую среду? Не совсем.

Даже самые совершенные нормы не будут работать, если их можно нарушать и оставаться безнаказанными (или, как в случае с той же Бурштынской ТЭС, отделаться незначительным штрафом). Так что, кроме строгих требований, должен быть и не менее строгий надзор, которого главный контрольный орган в этой отрасли — Государственная экологическая инспекция — обеспечить не может, ведь у нее нет необходимых рычагов и полномочий.

И тут в бой вступает второй спасительный законопроект — №3091, призванный реформировать эту систему государственного экологического контроля. Здесь речь не идет о реформировании ГЭИ, — ее ликвидируют и создадут вместо нее орган с полномочиями, которые помогут эффективно предотвращать, выявлять и фиксировать нарушения экологического законодательства и привлекать основных загрязнителей к ответственности.

Как именно это будет работать на практике

Если бы №3091 приняли раньше, орган экологического контроля мог бы беспрепятственно законно провести проверку предприятия — той же печально известной Бурштынской ТЭС. По факту проведенной проверки выдать акт проверки о соблюдении требований законодательства в сфере охраны окружающей среды. Если есть нарушения, то составить предписание для устранения нарушений. В соответствующий срок Бурштынская ТЭС должна была бы их устранить, и тогда ее деятельность отвечала бы экологическим нормам, то есть взрыва можно было бы избежать.

Если бы Бурштынская ТЭС не устранила нарушения, то орган экологического контроля мог бы через суд остановить деятельность предприятия, и взрыва можно было бы избежать, а вместе с ним загрязнения окружающей среды, вреда работникам и местным жителям, смерти работника. В случае, если бы Бурштынская ТЭС отказалась допускать инспекторов к проверке без обоснованных причин, то заплатила бы штраф в размере 100–300 минимальных заработных плат, а не 760 грн. Такая деятельность органа государственного экологического контроля обеспечила бы право граждан на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду, а не право зарабатывать на здоровье украинцев. Так работает европейский принцип «загрязнитель платит», в противоположность советскому подходу «лишь бы работала».

Кто давит на тормоза с принятием №3091

Понятно, что Бурштынская ТЭС или любое другое предприятие не заинтересовано ни в уплате штрафа, ни в остановке предприятия. Поэтому оно непосредственно или через профильные ассоциации сдерживает или даже блокирует рассмотрение и принятие законопроекта. Поэтому бизнес продолжает использовать пробелы в законодательстве: не допускает инспекторов, меняет рабочее время предприятия или его местонахождение.

15 июля 2021 года на внеочередном заседании ВРУ народные депутаты приняли №3091 в первом чтении. Казалось бы, первый шаг сделан, и на протяжении нескольких месяцев его рассмотрят во втором чтении и примут в целом. Но прошел почти год, а его даже не начали дорабатывать в экокомитете.

Так что история с этим законопроектом идентична предыдущему — промышленное лобби сопротивляется, депутаты затягивают, а люди продолжают рисковать из-за загрязнения окружающей среды. Однако и решения для обоих этих законопроектов весьма просты, если иметь достаточно здравого смысла. Депутатам пора позаботиться о послевоенной безопасности своих избирателей, доработать законопроект в экокомитете и как можно быстрее принять его в целом. А правительство и ответственные министерства после этого должны так же оперативно принять все необходимые изменения, чтобы реформа экоконтроля способствовала активной работе.

Ведь чем быстрее депутаты примут законопроекты №3091 и 6004-2, тем ближе к реальности станет мечта о чистом воздухе. Военные и волонтеры сейчас борются за нашу страну с российскими захватчиками, и благодаря им мы можем и дальше работать — каждый в своей сфере. И мы должны продолжать строить современную страну, в том числе в экологической отрасли.