UA / RU
Поддержать ZN.ua

«МАМА-86»: «НЕ ХОТИМ РОЖАТЬ МУТАНТОВ

«Мама-86»: «Не хотим рожать мутантов!В один из погожих июньских дней традиционный уклад киевского района Липки был нарушен...

Автор: Елена Мащенко

«Мама-86»: «Не хотим рожать мутантов!В один из погожих июньских дней традиционный уклад киевского района Липки был нарушен. Перекрыли автомобильное движение. Дежурила милиция. Прохожие обходили квартал ТЮЗа стороной. Не бойся, читатель, там был не митинг, не марш протеста, даже не пикетирование. Просто в течение часа район города подарили детям - нашим с вами, которые сейчас на каникулах сидят дома и скучают. Негосударственная женская экологическая организация «Мама-86» придумала и организовала импровизированное театральное представление с музыкой, песнями, барабанным маршем, ездой на пони, экологической викториной и призами. В это же время в фойе театра была выставка-презентация экологически чистых продуктов национального производства. В свое время «Мама-86» провела исследования и сравнительный анализ импортных и отечественных продуктов, обращая внимание на упаковку, использование пестицидов, пищевых добавок, цену. В результате чего выяснилось, что «импортное» совсем не означает «лучшее».

Слово о моде

«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится» - это о нас с вами. «Гром» прозвучал весной 1986 года, после чего об Украине узнал весь мир. А у нас, в свою очередь, в моду вошло абстрактное слово «экология». Абстрактным оно остается и по сей день. Хотя все уже достаточно информированы: мы дышим грязным воздухом, пьем грязную воду, едим грязную пищу. Но жизнь продолжается и, выражаясь банально, берет свое. Женщины по-прежнему хотят рожать, желательно здоровых детей. Но получается это плохо. Осенью 1990 г. несколько молодых мам с университетскими дипломами собрались и решили: «чернобыльские» проблемы намного шире и глобальнее, чем пресловутая 30-километровая зона.

Слово о воде

Что мы пьем? Выбор невелик: хлорированная вода из-под крана либо та же вода, прошедшая через различные фильтры. «Мама-86» провела независимые исследования качества питьевой воды и отношения общественности к этой проблеме. Что же выяснилось? Состояние канализационных систем, водных трубопроводов и инфильтрация загрязнений с полей портят воду так же, как промышленные стоки и пестициды. О последних разговор особый. На конференции, прошедшей после детского праздника и выставки, выяснилось много интересного. Сегодня в Украине хранится приблизительно 22 тыс. тонн неликвидных пестицидов. Собирать их начали с 1964 года. Равномерно распределены по всем областям республики 109 централизованных и 4 тысячи нецентрализованных складов с этим «продуктом». Что творится там - не знает никто. Ведь в отличие от «быстрой» химии этот процесс - замедленного действия. Откроющему тайну или формулу варящегося десятилетиями «бульона» химику гарантирована Нобелевская премия.

Что делать? Простые ответы есть только у представителей Партии зеленых - «закрыть, уничтожить, стереть с лица земли». Но умудренные знаниями и опытом ученые задают встречные вопросы - каким образом? Промышленные мощности, способные переработать и уничтожить этот «материал», имеются только в 4 из 25 украинских областей - Луганской, Донецкой, Днепропетровской и Запорожской. И тут возникают вопросы иного - этического - плана. Поясню. Одно из первых предложений о переносе и ликвидации пестицидного склада прозвучало из Рокитнянского района Киевской области. В течение десятилетий сельчане, травясь «артезианской» водой, требовали убрать объект и вроде бы добились соответственных постановлений. Но возмутились жители Луганской области, куда собирались направить рокитнянский склад: «Зачем нам ваша грязь? У нас своей хватает!» Решение не найдено до сих пор.

В образцах питьевой воды, отобранных в Киеве, были обнаружены концентрации инсектицидов (альдрин, дильдрин, ДДТ), которые превышают допустимые нормы в 10-100 раз. Концентрация линдана в питьевой воде столицы в 70 раз превышает подобный показатель в Рейне в 70-х гг., когда эту реку называли «самой большой сточной канавой Европы». Некоторые из обнаруженных пестицидов относятся к гормоноподобным веществам, способным вызывать рак молочной железы, нарушения умственного развития детей. В Одесской области высок уровень нитратов даже в артезианских скважинах. Содержание хлора в водопроводной воде превышает все допустимые нормы. К «одесским» диагнозам относятся дизентерия, вирусный гепатит, корь, коклюш, менингит и дифтерия. В Донецкой области вода загрязнена ртутью, нитратами, цинком, фтором, арсеном, что также провоцирует соответственные заболевания. Подобные факты, к сожалению, можно приводить бесконечно.

Слово о деньгах

Давно и не мною отмечено - обсуждение любого вопроса всегда упирается в финансы. На присутствовавшую на конференции представительницу Минфина Валентину Симоненко обрушилось множество вопросов, связанных с финансированием экологических проектов. В простой и доступной форме она пояснила, что забота об этом должна ложиться на местные бюджеты, ведь Минфин не работает, к примеру, с Татарбунарами, а с Одесским облисполкомом. Существует государственная программа «О воде и канализации», закон «О питьевой воде», четыре соответственных указа Президента. Но из-за дефицита бюджета работают они плохо. А основное, что тревожит представителей общественных экологических организаций, - абсолютная невозможность проследить, куда конкретно деваются пусть небольшие государственные деньги, выделенные для охраны окружающей среды. Так же, как и громадные средства Чернобыльского фонда. Возникает подозрение, что кому-то даже выгодно делать из экологии «дойную корову», к тому же священную - близко не подойти.

* * *

Само по себе слово «общественность», так же, как и «народ», безлико и аморфно. К тому же законодательство Украины практически не обеспечивает право людей на принятие решений. Исключение составляет Закон об экологической экспертизе, но и там общественный контроль и мониторинг имеют фрагментарный, необязательный характер. Мы и тут плетемся позади мирового сообщества, ведь еще в 1992 году 10-й принцип Декларации конференции ООН по развитию провозгласил: «Экологические проблемы могут быть решены только при участии всех заинтересованных граждан и организаций». Но то - ООН, а это - Украина. К тому же после стольких лет тоталитарного режима понятие «гражданская инициатива» практически атрофировано. Лишь единицы осознают, что они должны брать на себя часть ответственности за ухудшение окружающей среды и делать что-то сами. Поэтому, дорогие соотечественники, не оставайтесь в стороне от любых экологических акций, приходите туда с семьями и детьми. Возможно, появится шанс...