UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛЮБИШЬ ВОДИЧКУ - ЛЮБИ И ТАРУ ВОЗИТЬ

Экологически чистая, но... загрязняющая окружающую среду, - так выразился один специалист в области охраны окружающей среды в адрес воды «Цілюща»...

Автор: Лидия Суржик

Экологически чистая, но... загрязняющая окружающую среду, - так выразился один специалист в области охраны окружающей среды в адрес воды «Цілюща». Дело вовсе не в воде, которая, как гласит реклама, является «самой лучшей не только для питья, но и приготовления пищи», обладает «первозданной чистотой» и т. д. В необходимости производства бутылированной высококачественной воды в наших экологически напряженных условиях как-то даже сомневаться не приходится. Несколько месяцев назад в Киеве (а точнее, около Киева, близ Вышгорода) введен в действие завод по выпуску воды «Цілюща». Производительность - 1000 бутылок в час.

Так вот, о бутылках. Полуторалитровые, удобные и эстетичные емкости из полиэтилена не подлежат повторному использованию, как стеклянная тара. Потребитель, не нашедший хотя бы временного применения таким бутылкам в быту, вынужден их попросту выбрасывать в мусоропровод. Ибо попытка внедрить систему раздельного сбора бытовых отходов в столице с целью их дальнейшей утилизации и переработки оказалась несостоятельной.

Специалисты по охране окружающей среды серьезно обеспокоены сложившимся положением дел с утилизацией отходов из полиэтилена, как

особо вредных в экологическом плане. Со временем проблема утилизации б/у полиэтиленовой тары, достигнув «критической» массы, обретет очень большую остроту. Ведь уже сейчас «небьющиеся» бутылки и флаконы буквально на глазах вытесняют стеклянные, а их переработкой фактически никто не занимается.

Фирменную тару для воды «Цілюща» производят на том же заводе под Киевом. А откуда дровишки, то бишь сырье? Полиэтилен по 100 миллионов карбованцев за тонну покупают в России. 1000 бутылок - 60 килограммов полиэтилена. Исходя из его стоимости, можно прикинуть, что 6 миллионов карбованцев в час буквально выбрасывается на свалку. Из нашего потребительского кармана. В то же время переработанные отходы охотно купил бы любой завод, выпускающий пластмассовые изделия (в Киеве таких не менее десяти).

Уместно отметить, что полтора миллиона долларов - стоимость производственно-технической линии по выпуску бутылированной артезианской воды - имеют то же происхождение: из карманов налогоплательщиков, т.е. из городской казны. Правда, как полагает руководство «Киевводоканала», в течение года затраты должны окупиться.

Тем не менее реализация бутылированной воды идет медленно («некуда ее девать» - по словам одного из специалистов по маркетингу). Это и понятно: 47500 крб. за бутылку нашему массовому потребителю ныне не по карману. Дирекция завода сейчас ломает голову над тем, как наладить сбыт продукции, над поиском возможных путей ее удешевления, (один из таких путей усматривается в освобождении предприятия от налога на добавленную стоимость).

Интересно, что вопрос тары, в смысле отходов своего же производства, для руководства предприятия не существует. Это, мол, не наши проблемы, мы производим, а бытовыми отходами пусть занимаются те, кому надлежит это делать по долгу службы. Логика, как говорится, железная, истоки которой в существовавшей ранее административно-хозяйственной системе, при которой действовал принцип «Иван кивает на Петра».

Но возникает навязчивый вопросик: если кто-то делает бяку, то почему надо пальцем показывать на кого-то другого, кто с тем, что уже наворочено вокруг, справиться не успевает?.. В этой связи нелишне отметить, что в некоторых странах Запада по требованию «зеленых» введен новый налог - на упаковку одноразового пользования. И совершенно справедливо: любишь кататься - люби и саночки возить.