UA / RU
Поддержать ZN.ua

Куда перенесем столицу?

О том, что статус столицы почти смертелен для сохранности древнего и красивого города, уже давно и убедительно доказали большевики...

Автор: Александр Рожен

О том, что статус столицы почти смертелен для сохранности древнего и красивого города, уже давно и убедительно доказали большевики. Они снесли Михайловский собор и многие другие знаковые храмы, чтобы построить дома для бюрократов. Только чудо спасло Святую Софию…

Грустно, но годы независимости не только не уберегли древний город, но и бьют по нему со все нарастающей силой. Могучие денежные мешки отвоевывают лакомые куски городской территории для строительства своих чудовищных строений. При этом уничтожается силуэт Великого города. Один из идеологов архитектурного шабаша — Бабушкин — даже оформил это действо в некую эстетическую формулу. На его взгляд, турист, который приближается к Киеву на корабле, с удивлением видит «дикие леса» на его склонах. И этому «безобразию», оказывается, можно помочь… если деревья срубить и застроить набережную многоэтажками. Во всяком случае приблизительно так некогда главный архитектор города обозвал парки на склонах Днепра, от одних названий которых веет поэзией: Мариинский, Владимирская горка...

Можно привести еще много неудобств, которые поджидают столицу, переполненную чиновниками. Нельзя сказать, что это беспокоит только нас, украинцев. О том, что чиновников нужно вывести из культурного, финансового и делового центра страны, пожалуй, первыми задумались американцы. Свободные люди США озаботились тем, чтобы их правительство было подальше от всяких финансовых акул и так далее. Поэтому вдали от Нью-Йорка появилась столица этого государства — Вашингтон, где работает американское правительство и куда отовсюду приезжают региональные чиновники из США и других стран. Как утверждают знатоки американского общества, это себя оправдало — в Вашингтоне сложился определенный психологический микроклимат. Говорят, что это одна из причин того, что в США так мало коррупции.

И в наше время есть немало примеров перенесения (пусть по другим соображениям) столиц. Так, в казахской степи за считанные годы появилась Астана. Еще ранее решение о перенесении столицы поближе к центру страны приняла Бразилия, и там, буквально на пустом месте, была создана новая столица, которую назвали Бразилиа.

Революционные проекты реют и над Украиной. Один из них не оставит спокойным ни одного киевлянина: а почему бы и нам не вынести из Киева правительственные учреждения? Обозреватель «ЗН» обратился к известному архитектору и географу, лауреату Государственных премий Украины в области архитектуры, профессору Владимиру НУДЕЛЬМАНУ.

— Владимир Ильич, есть ли смысл в переносе министерств из Киева? И неужели новая власть при всех своих нынешних заботах может всерьез обратить внимание на такие, скажем так, экстравагантные проекты?

— Новой власти необходимо продемонстрировать свежие подходы к территориальной организации общества, к использованию потенциала городов и прочих населенных пунктов. Нужно разгрузить город от излишней автомобильной толчеи. Не в последнюю очередь из-за того, что Киев сегодня — самый загазованный город Украины, в котором 700 тысяч «железных коней». Столичные чиновники пользуются машинами очень интенсивно, и все региональное чиновничество ездит к своему начальству в Киев только на автомобилях. Все это ухудшает экологию. И если не вынести министерства из города, ситуация в обозримом будущем станет нестерпимой.

Удаление властных структур из стольного града резко ослабит желание выбивать участки в центре города для размещения офисных монстров, уродующих Киев. Посмотрите — если до сих вырубались скверы, то теперь наступила очередь ликвидации в центре детских учреждений. Последние события с киностудиями показывают — уже звонит колокол по культурным учреждениям. А вслед за ними пойдут с молотка и научные учреждения, занимающие в центре множество ценных территорий…

Реализация идеи переноса правительственных учреждений из столицы позволит сохранить исторический облик города и сберечь его культурное и природное своеобразие. Есть такое понятие — миссия города. Киев при всех присущих ему особенностях должен оставаться духовным, культурным и научным центром. Кроме того, он может стать центром не только Украины, но и Центральной, и Восточной Европы, восточного славянства. У него есть предпосылки для этого. Все это позволит повысить имидж города как мирового туристического центра, привлечь сюда инвестиции, стать более открытым миру и продемонстрировать ему ценности, присущие украинскому народу.

В современных условиях именно историческое своеобразие — важнейший ресурс развития города. Политика его сохранения позволяет предотвращать негативные стороны глобализации, которые тиражируют использование одинаковых форм пространства на территории земного шара. К тому же сегодня промышленность — отживающая форма деятельности. ВР в первом чтении приняла Закон «О стимулировании развития регионов». В нем указывается на один из признаков депрессивности в регионе — повышенная доля занятых в промышленности. С учетом подобных тенденций развития мира неэффективно, когда в таком уникальном городе, как Киев, да и в других украинских мегаполисах, значительные территории заняты производственными площадями. В городах должны развиваться современные виды деятельности — разворачивать свою работу инновационные инфраструктуры, организации, предоставляющие финансовые, сервисные, туристические услуги, то есть все производство должно перестраиваться на создание нового качества обслуживания, современных технологий, идей. Эти виды деятельности потребляют очень мало ресурсов на единицу выпускаемой продукции. Они экологически безвредны, обеспечивают горожан престижными и высокооплачиваемыми рабочими местами и пополняют доход города.

— Вы можете привести утилитарные аргументы, которые способны убедить власть, что в переносе министерств есть необходимость и актуальность?

— Прежде всего в нынешнем размещении министерств в Киеве не видно никакой логики. К примеру, почему Министерство аграрной политики расположено в самом центре Крещатика — месте народных гуляний, а Министерства юстиции и МЧС размещены в великолепных, но неудобных для этих целей старинных зданиях, которым можно найти применение получше? Наверняка место и здания, которые освободили бы Министерства обороны или транспорта, могли быть использованы более рационально. Эти здания следует переоборудовать под другие виды деятельности, и они будут давать огромный доход. Вынесение министерств из города позволит достичь еще одной цели: Киев выводится из протестной зоны — демонстрации, протесты против действий власти переносятся на другую территорию.

Социологи считают, что удаление министерств из столицы в какой-то мере должно уменьшить коррупцию — рассредоточение власти и бизнеса будет способствовать очищению их взаимоотношений. Не в накладе будут и города, в которые будут перенесены министерства. Это придаст им новый импульс для развития. Если продать министерские здания инвесторам (а желающих, безусловно, будет немало), можно выручить достаточно средств, чтобы заново построить министерские комплексы и технически оснастить их на новом месте, где земля не будет такой дорогой.

— В этом действительно есть логика, но куда перенести министерства?

— Могут быть варианты ближнего выноса. К примеру, в Лондоне министерства расположены на окраинах столицы. Такой вариант можно реализовать и у нас. Вот кончается Киев — и начинается Конча, Плюты, Украинка. Здесь, на свободных территориях, и размещается министерский комплекс. Кстати, почти все высшее начальство живет в этом районе — ему до работы будет совсем близко. А для рядовых сотрудников из Киева будут ходить экспресс-автобусы. Объездная дорога позволяет не ехать через центр. Девятый международный транспортный коридор в этом месте пересечет Днепр и выйдет на другую сторону. Это удобно для тех граждан, которые хотят попасть сюда из восточных регионов страны…

Другой вариант связан с самой современной украинской трассой, пролегающей в аэропорт Борисполь. На пути находится Чубинское, где каждый год проходят сельхозвыставки. Здесь достаточно места, что позволяет выстроить правительственный комплекс и собрать все высшее управление в одном месте. Этот план можно реализовывать и постепенно — для начала, в качестве пилотного проекта, сюда можно перенести лишь Министерство аграрной политики...

Архитекторами уже обсуждалась идея переноса этих объектов на Теличку, расположив их по обе стороны Южного моста. Пока эта территория интенсивно используется под склады, базы и тому подобное. Там намечается мощный торгово-развлекательный комплекс, к проектированию которого привлечены студенты Гарвардского университета. Кстати, сам Гарвард и Бостон подают пример решения таких проблем. Там был крупный порт, и когда надобность в нем исчезла, муниципалитет за один доллар продал его и всю территорию частным инвесторам, оговорив свою долю в прибылях. На этом месте был создан привлекательный центр. Конечно, на Теличке можно разместить министерства. Но, на мой взгляд, это плохое решение потому, что со временем здесь будет очень дорогая земля, и использовать ее для чиновников, которые там будут проводить только треть суток, а две трети времени здания будут пустовать — это не по-хозяйски.

Альтернатива размещению министерств на окраинах Киева — их дальний вынос. Здесь тоже возможны варианты. Во-первых, надо учесть, что во всем мире города у главной реки страны расположены с определенным ритмом, так как она, особенно в местах ее пересечения с транспортными магистралями, образует повышенный потенциал роста. У нас между Киевом и Днепропетровском таких городов нет. Кстати, когда Екатерина Вторая ехала к Потемкину, она пересаживалась с кареты на корабль в Кременчуге. Город ей настолько понравился, что она высказала идею переноса сюда… столицы Российской империи…

Есть и другие замечательные города в Украине. Так, весьма удобно разместить министерства в Черкасской области в Чигирине-Батурине, где президент хочет создать свою резиденцию…

Плохо, когда вся страна для решения своих проблем стремится в Киев. В Украине уже сложились естественные дублеры в провинции — это миллионники: Харьков, Донецк, Днепропетровск, Одесса, Львов. Но здесь бросается в глаза несимметричность: если в восточной части эти центры расположены более-менее равномерно, то в южной — Одесса на краю и Львов на западе. А пространство в центральной части Украины вообще не имеет главного города. Винница может уравновесить диссонанс. В ее пользу есть серьезные доводы — не случайно Гитлер резиденцию себе построил именно здесь. В этом городе должно было располагаться противовоздушное командование стран Варшавского договора.

Не мешает вывести из Киева и обладминистрацию. Когда ее здания распложены здесь, она не может на равных говорить с городской властью на чужой территории. А ее можно перевести, к примеру, в Ирпень, где она окажется в роскошных природных условиях, построит новые здания и будет командовать парадом у себя дома.

— Но если реализуется идея А.Омельченко о создании Столичного региона, областная власть вновь попадет в «прийми»?

— Генеральный план Москвы, к примеру, решен таким образом, что город не вышел за нынешнюю городскую черту и поместился в пространство, занимаемое сегодня. Западный опыт показывает, что рациональнее не объединять, а в пределах пригородных зон создать специальные органы управления, куда все муниципалитеты входят на равных и отвечают за решение своих задач. Другое дело, что город должен вступить в договорные отношения с окружающими административно-территориальными единицами.

— Однако население Киева в перспективе может бурно вырасти, и тогда единственный выход — рубить парки. Что же делать?

— Наоборот, Киев ждет уменьшение численности населения. Когда-то считалось, что население столицы должно составлять пять процентов от населения страны. Сегодня в Украине 47 миллионов. Так что посчитайте — у нас уже произошло насыщение. По старому Генеральному плану население Киева должно было быть три миллиона пятьдесят тысяч. Однако это не оправдалось. С 1993 года население Киева начало сокращаться. Правда, в последние годы оно чуть растет. Хотя здесь есть нюансы, связанные с тем, что дневное население Киева превышает три миллиона человек, поскольку триста тысяч приезжает сюда на работу. Кроме того, в городе много туристов, людей, прибывающих в город по делам. Поэтому вся инфраструктура Киева должна быть рассчитана на 3,5, может быть, даже на 4 миллиона человек.

— В центре Киева живет очень много стариков. А все-таки столица — это город молодых и честолюбивых. Об этом тоже не мешало бы подумать, не так ли?

— Если взять Париж, это самый молодой по возрастной структуре город Франции, потому что здесь созданы условия, чтобы человек перед пенсией переезжал в пригород. Там лучше природные условия, он накопил деньги и может себе что-то позволить. Это освобождает места в столице для молодых, амбициозных. И это хорошо!

А в центральной зоне Киева действительно высокий удельный вес пенсионеров, для которых вся эта развлекательная и карьерная инфраструктура ни к чему. Здесь ужасные транспортные проблемы, и это укорачивает жизнь. Исследования показывают, что в мегаполисах ощущается синдром большого города. Появляется немотивированная агрессия у людей. И человек все время находится под стрессом. Необходимо создать условия, стимулирующие желание людей пенсионного возраста перебираться в пригородные зоны. К примеру, у пенсионера в Киеве трехкомнатная квартира. Он может продать ее за сто тысяч долларов, и ему должна быть подготовлена возможность купить гораздо более дешевую квартиру в коттеджном городе с прекрасными условиями жизни. У него еще останутся деньги для того, чтобы дожить остаток дней...

Киев высасывает трудовые ресурсы из окружающей территории. Здесь лучшие условия для получения образования, медицины, досуга. И надо позаботиться, чтобы молодым и честолюбивым, которые многого хотят от жизни, здесь было легче пробиться…

— И вы думаете, что у вашей идеи есть будущее?

— Мне кажется, что это как раз тот проект, который будет поддержан украинцами. Потому что, кто у нас любит чиновников? Никто. Кто хочет, чтобы застраивали центр Киева? Никто. Кто хочет, чтобы машину останавливали ни с того ни с сего? Никто…

Убежден, что идея будет воспринята и нашим высшим руководством. Тем более что для ее реализации есть оптимальный путь — не нужно забирать деньги из госбюджета. Деньги для реализации проекта можно получить, продав недвижимость министерств. Если посмотреть, к примеру, на Минюст, то у него прекрасное здание для супергостиницы в центре города. Или здание МЧС — замечательный архитектурный ансамбль. Когда-то в городе были построены эти красивые здания, а сегодня их используют не по назначению. Надо только решиться и сделать все по-умному.