UA / RU
Поддержать ZN.ua

КОГДА ТАЮТ ЛЕДНИКИ

Представьте себе выжженные солнцем пустыни на месте плодородных некогда земель, обмелевшие ручьи...

Автор: Эдуард Шаков

Представьте себе выжженные солнцем пустыни на месте плодородных некогда земель, обмелевшие ручьи, в которые превратились могучие реки, затопленные водой Ванкувер, Галифакс, Нью-Йорк, Амстердам, Шанхай и другие приморские города... Все это — последствия резких климатических изменений, связанных с повышением земной температуры. Планета задыхается от охватившей ее жары. Тают полярные ледники, истекая водами в океан. Вода скрыла уже не только отдельные города, но и целые островные страны. Более четверти населения планеты эвакуировалось в глубь континентов, а наступление воды все продолжается. Короче, вообразите очередной катаклизм из тех, которые не однажды претерпевала в своем развитии Земля, с той лишь разницей, что на этот раз глобальная природная катастрофа спровоцирована людьми, нарушившими своей хозяйственной деятельностью температурный режим планеты. Впрочем, если у вас не хватает фантазии, вам поможет снимаемый сейчас американским кинорежиссером Кевином Костнером фильм «Waterworld» («Водяная вселенная») о природной катастрофе, постигшей Землю и вынудившей человека приспосабливаться к новой окружающей среде — водной!

Увы, нет никаких гарантий, что фантастика эта не станет в недалеком будущем самой что ни на есть реальностью. Потому что тающие ледники — это уже сегодняшняя печальная действительность!

Как всегда, неповторим в своей застывшей красоте отливающий холодной голубизной на ярком солнце Атабасский ледник в канадской провинции Альберта. Но что-то уж очень он отощал за последние сто лет, сжавшись на целых полтора километра! Впрочем, Атабасский ледник — отнюдь не исключение. Аналогичные явления происходят и с остальными ледниками Скалистых гор и других горных систем.

Да что там горные ледники — тают уже полярные шапки! В начале нынешнего года гляциологи неожиданно обнаружили 65-километровую трещину в известном шельфовом леднике Ларсена в Антарктике. Однако и это еще не все. Как выявила недавняя фотосъемка со спутников, вся поверхность шельфового ледника вдоль берегов Антарктики вследствие потепления тамошнего климата на два градуса растрескалась и начинает распадаться на отдельные блоки, причем с довольно большой скоростью! Первым результатом такого распада стал новый айсберг — оторвавшаяся от ледникового фронта гигантская масса льда, а в целом это грозит исчезновением всей шельфовой «плотины», ограждающей от океана остальной, материковый лед — так называемый ледяной щит Антарктики. Образовавшиеся на месте последнего талые воды хлынут в океан. Вместе с водами от таяния ледяного щита Арктики (прошлогодние канадско-американские исследовательские экспедиции в этом районе выявили, что на глубине 200 м под ледовой поверхностью вода и там значительно потеплела) они поднимут уровень Мирового океана на 75 метров. В результате будут затоплены низко расположенные земли на континентах и островах. Навсегда скроется под водой вся канадская провинция — Остров Принца Эдуарда! Целиком исчезнут Сингапур, Кипр, Мальта, Фиджи, Папуа-Новая Гвинея, Куба, Ямайка и многие другие страны. Перед лицом этой реальной угрозы 36 из них образовали Союз малых островных государств — AOSIS (Alliance of Small Island States) и выступают ныне единым фронтом, потому что население именно этих стран может стать первой жертвой нового всемирного потопа. Как видите, «фантастические» события, которые положены в основу сюжета упомянутого фильма, не так уж, в общем, и фантастичны.

Тающие ледники — далеко не единственный признак начавшегося потепления. Южная граница зоны вечной мерзлоты в Канаде сдвинулась к северу на 160 километров. Среднегодовые температуры с начала века повысились в целом по Канаде на 1,1 градуса, причем на севере они возросли на 1,7 градуса, а на западе — на 3 градуса. Нет больше ничего подобного тем холодам, которые застал в Калгари даже я, приехавший сюда пятнадцать лет назад. Тогда ртутный столбик наружного термометра надолго примерзал к минусовым тридцатиградусным отметкам! До калифорнийского климата, правда, дело здесь еще не дошло, однако перемены весьма заметны. Минувший январь, к примеру, был одним из десяти теплейших январей за всю историю Калгари — 145 пронизанных ярким солнцем часов вместо обычных 114, характерных в среднем для этого месяца. И всего лишь 4 сантиметра снега вместо отпущенных небесной канцелярией 18 сантиметров.

Нынешняя зима — не исключение. А зима 1992-го на всем североамериканском континенте оказалась самой теплой в нынешнем столетии! И вообще — канадские зимы все больше и больше начинают напоминать весну, а весна нередко — и вовсе лето! На Юконе сейчас, например, температура достигает почти 20 градусов!

Такая чехарда сезонов происходит ныне по всему земному шару. Вспомните хотя бы, как минувшей зимой проливные дожди и вызванные преждевременным таянием снегов «весенние» паводки затопили многие города Западной Европы. А сколько бед принесли разрушительные зимние наводнения в Калифорнии, погубив немало человеческих жизней и тысячи гектаров плодороднейших земель.

Некоторые ученые полагают, что «виновато» в этом теплое сезонное тихоокеанское течение Эль-Ниньо, проходящее у северных берегов Перу и вызывающее всякого рода погодные аномалии, причем не только в Южной Америке, но и во многих других местах. Суть этого не изученного пока до конца природного парадокса, наблюдаемого раз в несколько лет, заключается во внезапном потеплении тихоокеанских вод в районе экватора при одновременном ослаблении пассатных ветров. Вследствие этого гигантский язык прогретого порой до 25 градусов Эль-Ниньо устремляется на юг, смешиваясь там с холодными водами, что сопровождается сильнейшими штормами, ураганами, наводнениями, — настолько мощными, что они нарушают климатический баланс всей остальной планеты. Этим природным феноменом объясняют и погодные аномалии, наблюдаемые в последние годы в Северной Америке, в том числе минувшую теплую зиму с ее весенними разливами рек.

Кое-кто из читателей может поинтересоваться, не слишком ли много вменяем мы в вину этому шаловливому «ребенку» (точный перевод с испанского слов Эль-Ниньо). Ведь он уже озорничал три года назад, тоже устроив сезонную чехарду — «порадовав» жителей Альберты жарой в январе и снегопадами в августе. Но в том-то и дело, что климатические изменения участили периодичность возникновения Эль-Ниньо и повлияли на его продолжительность. Сейчас он пошаливает у тихоокеанских берегов вот уже третий год подряд, чего раньше никогда не бывало!

Сегодня нет на Земле ученого, которому не были бы понятны причины климатической нестабильности. О них достаточно много говорилось, к примеру, в апреле на специально посвященной климату Земли всемирной конференции в Берлине, в которой участвовали свыше 120 стран. Одним из главных виновников резкого потепления климата на планете выступающие называли чрезмерное загрязнение атмосферы различными химическими выбросами, в том числе углекислым газом, вызывающим так называемый «парниковый эффект», сходный с тем, который искусственно создается в огородной теплице. Разница заключается лишь в том, что в гигантскую теплицу превращен теперь весь земной шар.

Концентрируясь во все больших количествах в земной атмосфере, «парниковые» газы, пропуская на Землю жаркие солнечные лучи, в то же время задерживают исходящее от нее тепло, не давая ему возможности улетучиться в космос. С дальнейшим увеличением содержания этих газов в атмосфере Земля будет прогреваться все больше. Если индустриальный мир не уменьшит химические выбросы к 2000 году, то к середине следующего столетия концентрация «парниковых» газов может удвоиться, что повысит земную температуру более чем на 4 градуса Цельсия.

Велика беда, всего несколько градусов! Стоит ли бить тревогу? — скажет иной читатель. Вне всякого сомнения! — отвечу я. Дело в том, что максимальная разница между средней температурой ледникового периода Земли и периодами наибольшего на ней потепления тоже составляла всего каких-нибудь 5 градусов. Результатом же их были всякого рода земные катаклизмы. Вот почему ученые заранее бьют тревогу. Ибо грядущий катаклизм будет таким, какого еще не знала история.

Как считает канадский климатолог Генри Хенгевелд, если скорость повышения температуры за десятилетие достигнет даже восьми десятых градуса Цельсия (пока она составляла лишь две десятых), это чревато неминуемой катастрофой! Предотвратить ее можно только снижением выброса углекислого и других «парниковых» газов в атмосферу. Еще в 1992 году на «Земном саммите» в Рио-де-Жанейро 166 государств-участников подписали Соглашение о сокращении выбросов углекислого газа к концу столетия хотя бы до уровня 1990 года. Увы, судя по итогам берлинской конференции по климату, документ этот, возможно, останется всего лишь благим намерением. Так, например, Канада уже отстает от намеченных после той встречи целей на 13 процентов. Вместе с США, Австралией и Японией она заблокировала предложенный Союзом малых островных государств (тех самых, которые могут стать первыми жертвами грядущего всемирного потопа) проект резолюции об уменьшении газовых выбросов промышленными странами к 2005 году на 20 процентов. На конференции в Берлине удалось лишь заручиться благосклонным согласием самых злостных «загрязнителей» обсудить в течение двух ближайших лет вопрос о будущих «квотах» загрязнения ими атмосферы после 2000 года. Не удивительно, что уже после конференции многие эксперты в области изменения климата вновь сочли необходимым предупредить о том, что мир стоит перед лицом катастрофы.

Положение усугубляется еще и тем, что наряду с высокой концентрацией в атмосфере «парниковых» газов происходит и другой, не менее опасный процесс разрушения ее озонового слоя. Выбрасываемые в атмосферу промышленными предприятиями хлорированные и фторированные углеводороды разрушают озон. А так как его слой преграждает путь на Землю очень опасным для человека ультрафиолетовым лучам, причиняющим немало неприятностей — от ожогов кожи до раковых заболеваний, — то можно представить себе, какими последствиями грозит человечеству его разрушение. Как установлено, уменьшение толщины слоя на один процент ведет к двухпроцентному увеличению ультрафиолетовой радиации, а это вызывает в свою очередь уже четырехпроцентный рост раковых заболеваний кожи! Вдобавок радиация самым прямым образом влияет и на низшие формы жизни на планете, в частности уничтожает океанский планктон, что может привести к вымиранию жизни в океане.

Как видите, одна неприятность тянет за собой другую. Вот почему так жизненно важно уменьшить выброс в атмосферу загрязняющих ее углеводородов. Несколько лет назад на международной конференции в Монреале было подписано соглашение о сокращении их выброса к концу столетия наполовину. И надо сказать, производство углеводородов в Северной Америке с тех пор действительно значительно сократилось. Тем не менее, даже если допустить совершенно фантастическую мысль о том, что завтра мировая индустрия вообще прекратит их выброс, то и тогда уже имеющихся в атмосфере углеводородов вполне хватит для того, чтобы продолжать разрушение озоновой оболочки в течение следующих 50—100 лет! Вот почему дела идут все хуже и хуже.

По опубликованным в феврале нынешнего года Всемирной метеорологической организацией данным, январь был отмечен рекордным — на 35 процентов! — уменьшением толщины озонового слоя над Сибирью. По-прежнему продолжается этот процесс над Антарктикой и Арктикой. Над Канадой озоновый слой сегодня на пять процентов тоньше, чем 15 лет назад. А недавно газеты сообщили, что особенно худо придется нынешним летом жителям Калгари, Эдмонтона и других городов западной Канады. Впрочем, если проказник Эль-Ниньо снова выкинет какой-нибудь трюк в виде летних снегопадов, как это случилось три года назад, то опасаться озоновых дыр не стоит, ибо загорать просто не придется! Ну, а пока... Пока на Калгари, как и на другие города Альберты, в апреле не раз обрушивался снег, которого почти не было в зимние месяцы. Затопленные же невиданными в здешних местах весенними разливами рек соседние Саскачеван и Манитоба выглядели так же, как Калифорния минувшей зимой.

Эль-Ниньо продолжает мстить человеку, меняющему климат планеты.