UA / RU
Поддержать ZN.ua

Киев — праздник, который всегда с тобой

Одна из причин того, что реформаторские действия власти не привели к позитивным результатам, к кон...

Автор: Владимир Нудельман

Одна из причин того, что реформаторские действия власти не привели к позитивным результатам, к консолидации общества — отсутствие четко сформулированной, приемлемой и понятной как элите, так и каждому гражданину стратегической цели развития страны. С этой точки зрения вызывают сомнение содержание и структура Основных направлений правительственной в экономической и социальной сфере на 2006 год. Провозглашенные цели политики — повышение конкурентоспособности национальной экономики и сохранение социальной направленности ее развития — по сути таковыми не являются, они лишь средство. Цель развития страны должна иметь человеческое измерение.

В обращении президента Украины к Верховной Раде 9.02.2006 г. из трех направлений новой стратегии развития государства и общества на среднесрочную перспективу — улучшение жизни граждан стоит на последнем месте, а первые два направления — формирование современной системы государственного управления и интеллектуально-ориентированное экономическое развитие. Но разве они не являются лишь инструментом улучшения жизни граждан?

Поэтому необходимо сформулировать научно обоснованное целостное видение будущего жизненной среды — как в целом, так и по отдельным составляющим: функциональным (природная среда, информационная и социальна сферы, производство, инфраструктура) и территориальным (страна, регион, населенный пункт). Важнейшей задачей является обоснование взаимосвязанной системы параметров развития жизненной среды.

Жилье – важнейшая составляющая жизненной среды, которая чувствительно затрагивает интересы каждого гражданина. В качестве целевого параметра может быть принят установленный ООН минимальный уровень обеспечения жиплощадью — 30 кв. м на человека. Для достижения этого параметра, учитывая, что обеспеченность жильем населения Украины в полтора раза меньше, необходимо построить до 0,5 миллиарда квадратных метров жилой площади, выделить (в первую очередь, за счет внутренних резервов территорий населенных пунктов) и обустроить объектами социальной и коммунальной инфраструктуры значительные территории. Учитывая крайне неудовлетворительное состояние существующей жизненной среды, ее формирование по целевым стандартам в границах населенных пунктов потребует до одного триллиона американских долларов.

На первый взгляд — это неподъемная задача. Однако стоимость земли в населенных пунктах намного превышает эту цифру. Надо лишь обеспечить большую прозрачность и эффективность использования земли — главного богатства страны, ликвидировать теневые схемы и за счет этого резко увеличить доходы государства, местного самоуправления, граждан от использования земли. В современной Европе в структуре доходов местного самоуправления налог на землю составляет до 60%, в Японии — до 70%. В 1912 году в структуре доходной части бюджетов земств Украины сборы с земель и лесов составляли 45%, а в современной Украине — только 12%, даже в Киеве с его сверхдорогой землей — 15%.

Важным средством накопления денежных ресурсов для решения проблемы формирования жизненной среды населенных пунктов может стать процесс разграничения земель государственной и коммунальной собственности. Для решения этой проблемы предусматривается затратить три года и пять миллиардов гривен. В Киеве сегодня в государственной собственности находится 96% городских земель. По предварительным расчетам киевской власти в государственной собственности должно остаться только 6% земель города. Естественно, что реализация этого предложения будет вызывать много конфликтов.

На наш взгляд, есть возможность сэкономить эти деньги и время, одномоментно передав в коммунальную собственность все земли населенных пунктов и обязав местные советы по заявкам государственных учреждений и предприятий передавать им в собственность или аренду необходимые земельные участки. При этом можно будет проверить и соответствие нормативам размеров используемых ныне этими учреждениями и предприятиями территорий.

На уровне населенного пункта целевыми параметрами формирования жизненной среды (кроме обеспечения жильем 30 кв. м на человека) являются обеспечение нормативной 30-минутной пешеходной доступности к учреждениям по предоставлению повседневных услуг населению (школа, детский сад, ясли, магазин), а также получасовые затраты времени на поездку на работу для 90% работающих в областном центре Украины или 45 мин. — в мегаполисе.

Перечень социальных стандартов в первом приближении может быть принят в соответствии с Законом Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях». Вся деятельность по обоснованию составляющих жизненной среды (особенно на нижнем уровне), целевых и промежуточных параметров, которые характеризуют эти составляющие, должна осуществляться прозрачно, в форме диалога между властью, предпринимательскими структурами, неправительственными организациями, всеми гражданами.

Это позволит в процессе формирования и реализации стратегической цели обеспечить социальную сплоченность, общественное согласие в отношении видения будущего государства, его регионов и населенных пунктов, а также путей и темпов его достижения, повышение социальной и экономической активности граждан.

Особо важным является обоснование целей и прогнозирование развития столицы Украины — Киева. В этой связи, безусловно, заслуживает позитивной оценки Концепция его развития, в сжатом виде опубликованная в «ЗН», №16-17 от 29.04.06. Приведенные в ней стратегические цели Киева скорее формулируют его миссию — высший смысл существования города. Интегральной же целью является создание и поддержание полноценной городской жизненной среды для эффективной реализации тех функций столицы, которые отображают ее миссию.

В пределах Украины регулирование развития Киева должно осуществляться на четырех пространственных уровнях: национальном — путем стимулирования развития субстоличных функций в расположенных на расстоянии 400–500 км от Киева макрорегиональных центрах — Харькове, Донецке, Днепропетровске, Одессе, Львове; макрорегиональном — развивая ряд дополняющих функций в расположенных в радиусе до 150 км от столицы, на пересечении отходящих от нее радиальных магистралей с внешним транспортным кольцом городах Житомире, Черкассах, Чернигове, Виннице; региональном — путем развития дублирующих областных функций в г. Белая Церковь; субрегиональном — в радиусе 50 км, в границах пригородной зоны Киева.

В Концепции рассматривается лишь 4-й уровень.

Действительно, застройщики сегодня испытывают трудности при получении земельных участков. Однако трудно согласиться с авторами Концепции, что «сегодня проблема территориального расширения Киева приобрела критическую остроту».

Во-первых, город обладает значительными территориальными резервами: плотность населения в нем существенно ниже, чем в столицах сопоставимых по размеру европейских стран, а площадь производственных территорий значительно выше, и используются они крайне неэффективно. В таких отраслях, как энергетика, производство стройматериалов, пищевая, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая промышленность, на 1000 работников приходится свыше 10 га производственных территорий.

Это (как и наличие низкотехнологичных производств) недопустимо для столицы с мощным человеческим потенциалом, самыми дорогими земельными и другими ресурсами развития. Сокращению производственных территорий должна способствовать переориентация экономики города на новейшие ресурсоемкие, экологически безопасные и высокодоходные виды деятельности, которые обеспечат жителей столицы адекватными их запросам рабочими местами.

Для наращивания внутренних территориальных ресурсов целесообразно сузить административные функции Киева и вывести из него центры Киевской области, Киево-Святошинского района, министерства («ЗН» №30 от 6.08.05). Генеральный план Москвы, в которой плотность населения 2,5 раза больше киевской, предусматривает осуществление до 2020 года обширных строительных программ без расширения территориальных границ города.

Во-вторых, включение пригородных земель в границы Киева не отвечает интересам жителей столицы и прилегающих районов, так как создает угрозу массированной урбанизации этих территорий с превращением их по характеру застройки в один из обычных районов Киева. Будут уничтожены ценные пригородные природные ландшафты, сократятся возможности их использования для отдыха киевлян, из-за растягивания коммуникаций ухудшится доступность городских центров, сократятся возможности участия граждан в самоуправлении.

Это противоречит современной мировой практике и рекомендуемым ООН принципам устойчивого развития мегаполисов, нормативно установленным типу и ограничительному режиму использования земель зеленой зоны Киева и его важнейшей составляющей — лесопаркового пояса.

Исчезнут с карты страны поселения с многовековой историей (например, известные более 1000 лет Васильков, Вышгород, Белогородка).

Усилятся риски потери Киевом своей уникальности, неповторимого сочетания ценнейших природных и культурных ландшафтов с своеобразной духовной аурой древнейшего города, которая окончательно растворится в новых пространствах.

Для правового регулирования использования земель Киева и прилегающих районов необходимо разработать зонинговые правила (Правила застройки). В них, в частности, можно разработать предложения о будущем использовании занимающих большие территории садоводческих товариществ.

Примечательно, что Киев еще в 1861 г. внедрил такой эффективный регламент застройки городских земель — почти на полстолетия раньше Лос-Анджелеса, который претендует на приоритет в этом вопросе. И содержательность документа наших предков выше недавно принятых правил застройки Киева.

Для повышения эффективности использования земли необходимо ввести налог по прогрессивной шкале на уже отведенные инвесторам, но не используемые земельные участки, дать право Киевсовету (как это принято для французских муниципалитетов, земств в царской России) самому устанавливать ставки этого и земельного налогов.

Заслуживает внимания и вопрос о предоставлении городской общине Киева права законодательной инициативы. Ведь в Конституции УНР 1918 года такое право предоставлялось органам местного самоуправления, объединявшим не менее 100 тыс. избирателей.

Хорошо звучит лозунг: «Киев — город для людей». Но еще лучше, вспомнив Э.Хемингуэя, сформулировать целевую установку: «Киев — это праздник, который всегда с тобой!».