UA / RU
Поддержать ZN.ua

Калуш: мифы и реальность

Экологические проблемы Калуша наконец-то стали предметом забот высшего руководства Украины. В на...

Авторы: Анатолий Гайдин, Иван Зозуля

Экологические проблемы Калуша наконец-то стали предметом забот высшего руководства Украины. В начале февраля президент В.Ющенко, побывав в городе, заявил: «Сейчас необходимо найти эффективный ответ и не допустить техногенной угрозы для окружающей среды и жизни миллионов украинцев». И пресса тут же разнесла миф о новой экологической катастрофе в Украине.

От такой ситуации страдает не только Калуш. Не лучше экологическое состояние в Стебнике, Новом Раздоле и в Червоноградском угольном районе Львовщины, в зоне Солотвинского солерудника и Мужиевского месторождения золота в Закарпатье, в Запорожье и в Кривом Роге, во многих районах Донбасса.

Однако ученые и специалисты полностью разделяют экологическую обеспокоенность экологическими проблемами Калуша. В 2008 году в Ивано-Франковском университете по инициативе института горно-химической промышленности (ОАО «Горхимпром») была организована научно-практическая конференция, на которой с участием ведущих специалистов Украины и представителей местной власти детально обсуждались калушские проблемы. Конференция состоялась после катастрофического наводнения и затопления карьера, вследствие чего добыча калийной руды прекратилась.

Проблемы Калуша делятся на два направления: 1) устранение негативных экологических последствий деятельности калийной промышленности; 2) восстановление горно-химической промышленности.

Согласно действующему законодательству устранение негативных последствий деятельности государственных горных предприятий является обязанностью государства и должно финансироваться из государственного бюджета. Что же касается восстановления производства, то это зависит от конъюнктуры рынка и решается путем привлечения инвесторов.

Руководствуясь действующим законодательством и рекомендациями упомянутой выше конференции, «Горхимпром» по заданию Минпромполитики разработал проект первоочередных мер по устранению самых больших экологических угроз в зоне деятельности рудника. Ставилась задача ликвидировать угрозу прорыва рассолов из хвостохранилища в реки, максимально замедлить затопление карьера, предотвратить проникновение в водоносный горизонт питьевой воды рассолов, стекающих из соленосных отвалов и просачивающихся из хвостохранилищ.

Для этого проектом предусмотрено: 1) сбросить накопленные в хвостохранилище №2 рассолы на дно карьера, после чего, залив выемку пресной водой, создать озеро; 2) провести экранирование солей на отвалах непроницаемой глиной; 3) завершить работы по рекультивации хвостохранилища №1;
4) провести биологическую рекультивацию нарушенных земель, а также 5) построить опытно-промышленный завод для переработки накопленных рассолов в ценные химические продукты. Кроме того, провести тщательные мониторинговые исследования для оценки устойчивости территорий над выработанными шахтами. Эти исследования дадут возможность обосновать меры по предотвращению негативных последствий проседания поверхности над выработанным пространством. После почти годичной волокиты проект прошел необходимые экспертизы, однако вопрос финансирования работ не решен до сих пор. Калийный завод остался без каких-либо средств к существованию. Прекратились научные исследования, направленные на предотвращение экологических проблем.

Таким образом, для решения экологических проблем Калуша необходимо только регулярное финансирование запроектированных работ по государственному бюджету, как это предусмотрено Конституцией и горным законодательством. Остается надеяться, что этот вопрос будет решен в текущем году.

Теперь о втором направлении — можно ли восстановить горно-химическую промышленность на базе огромных запасов уникальных по составу полиминеральных руд.

Ближайшая к поверхности руда залегает именно в карьере, причем около 30 млн. т, уже частично вскрытых, были бы готовы к выемке, если бы не затопление соленой водой. Однако повторное осушение карьера невозможно, поскольку соленую воду нельзя сбрасывать в реки, а шахты уже и так заполнены рассолом. Следовательно, единственный путь к возобновлению производства — освоение технологии переработки рассолов, что и предусмотрено проектом «Горхимпрома».

Опыт производства из рассолов калийных удобрений и других ценных химических продуктов указывает на безусловную экономическую целесообразность такой деятельности. Дело только за поиском инвесторов, готовых вложить средства, необходимые для разработки проектной документации и строительства завода. Но при таком отношении со стороны государства калийная промышленность может быть потеряна навсегда.