UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как живешь, Северский Донец?

Северский Донец — трансграничная река, протекающая по территории Харьковской, Донецкой и Луганской областей Украины, а также по территории Белгородской и Ростовской областей России...

Автор: Игорь Волков

Северский Донец — трансграничная река, протекающая по территории Харьковской, Донецкой и Луганской областей Украины, а также по территории Белгородской и Ростовской областей России. На каждого жителя этой территории приходится 0,4 тыс. куб. метров ежегодного речного стока, а на каждого жителя Украины — 1 тыс. куб. м. Государство, в котором собственные ежегодные водные ресурсы менее 1,5 тысяч кубических метров на человека, согласно классификации Европейской экономической комиссии ООН, принадлежат к странам с ограниченными запасами воды. Эти данные свидетельствуют о том, что Восточные регионы Украины находятся на пороге глобального водного кризиса. Это — самая большая опасность, которая нас ожидает.

О Северском Донце написано очень мало. Даже в системном анализе состояния малых рек Украины («ЗН», №36, 2009 г.) о проблемах Северского Донца упоминается вскользь всего лишь один раз. Однако они заслуживают отдельного разговора.

По преданиям и свидетельствам письменных памятников Северский Донец был многоводным. По нему киевские князья плавали к печенегам. В верховьях Северского Донца в Белгородской области сохранился хутор Маслова Пристань, откуда суда волоком перетаскивали к реке Сейма. Со временем река мелела, плавали больше весной, потому что летом и к осени на ней выступали перекаты.

Выдающийся русский инженер Н.Пузыревский в начале прошлого века разработал и осуществил устройство водного пути от устья до самого Белгорода. Со временем река начала сильно мелеть — вырубили леса, распахали землю почти до уреза воды. В последнее столетие высохли многие реки, речушки и ручьи бассейна Северского Донца. Сравнивая данные, приведенные в «Книге, глаголемой Большой Чертеж», изданной в 1627 году, которая представляет историко-географические сведения Московского государства, с картой современной Украины, видно, что за прошедшие годы в бассейне Северского Донца только в пределах Харьковской области исчезло около 20 рек, питавших главную реку бассейна.

Еще в начале прошлого века в центре Харькова протекала река Нетечь, приток Северского Донца, которую превратили в коллектор для сброса загрязненных отходами сточных вод, в свалку для мусора, а затем засыпали. И осталась река в названиях набережной, улицы и переулка. Такова судьба многих рек, это о них писала известная украинская поэтеса Л.Костенко: «Ще назва є, а річки вже немає, пожовкли верби, висохли яри, і дика качка тоскно обминає рудиментарні залишки багви».

Связь между обмелением рек и исчезновением лесов отмечалась многими учеными. Растения способствуют накоплению и постепенному расходованию накопленной в грунте пресной воды. Лесистость областей восточной Украины составляет 8,9%, в целом по Украине — 14,2%. Во многих европейских странах внедрены стандарты землепользования, которыми предусматривается, что не менее 30—40% территории занимают леса. Из-за непомерных вырубок лесов, распашки прибрежных земель, происходит так называемая водная эрозия. В реки бассейна Северского Донца смывается огромное количество твердых частиц, которые заиливают русла рек, возникают броды, заросли осоки и камыша. Кроме того, исчезновение лесов создает большую опасность для биологического разнообразия и экосистемы Северского Донца. Нарушился водный режим реки, исчезли многие виды рыб: стерлядь, варизуб, рыбец.

Чтобы сберечь Северский Донец от обмеления, еще в позапрошлом веке великий ученый В.Докучаев заложил в пойме притока Деркул заповедник. Одной из задач спасения рек бассейна Северского Донца является создание научно обоснованного выбора оптимальных размеров лесного массива, зоны санитарной охраны для главной реки и ее притоков.

Водоохранные нормативы Водного кодекса Украины устанавливают параметры ширины зоны санитарной охраны: для малых рек не меньше чем 25 метров, для средних — 50 метров, для больших рек — 100 метров. Эти параметры одинаковы для всех регионов Украины, тогда как лесистость восточных областей в 1,5 раза меньше, чем в целом по Украине, и в три-четыре раза меньше, чем в европейских странах. Поэтому для спасения Северского Донца санитарная зона лесного массива должна быть гораздо большей, чем это предусмотрено нормативами Водного кодекса Украины. Будет лес — значит, будет жить Северский Донец.

Русло главной реки бассейна Северского Донца перекрыто железобетонными плотинами в районе Белгорода, Старого Салтова, Печенег, Райгородка, в нижнем течении от станицы Гундаревской сооружено семь шлюзов. В многочисленных притоках также очень много плотин, только в черте Харькова их восемь, а в районе Славянска больше десяти.

Зарегулированность рек бассейна Северского Донца водохранилищами привела к появлению больших пространств мелководья. На значительном протяжении реки бассейна превратились в стоячие водоемы, где размножаются водоросли, вода «цветет», отмирают, гниют остатки растений.

Водохранилища вследствие заиливания, со временем превращаются в болото. Заиливание русла рек привело к исчезновению более сотни родников в бассейне реки Северский Донец, что обусловило снижение уровня воды в реках. Медленно приходит в упадок вся речная экосистема Северского Донца, ухудшается качество воды.

Сегодня искусственные водоемы играют большую роль в обеспечении водой всего региона. Однако в будущем такая система водопользования может привести к большой беде.

Анализируя увеличение числа экологических катастроф из-за постройки дамб, плотин, специалисты США пришли к выводу: там, где начинаются плотины, кончается жизнь реки. В свое время американцы, которые были лидерами в постройке плотин, стали пионерами в массовом движении за их ликвидацию.

Конечно, вопрос сохранения плотин на реках бассейна Северского Донца имеет противников и сторонников. Однако с уверенностью можно сказать, что очистка русла реки Северского Донца и его притоков является главным направлением ее спасения.

В рыночных условиях очистка русел рек может быть экономически выгодным мероприятием, обеспечивающим извлечение илистых отложений (сапропель), содержащих большое количество органических веществ. Сапропель является ценным исходным материалом для приготовления различных органических удобрений, c использованием которых можно выращивать экологически чистую сельскохозяйственную продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.

Большую опасность представляет загрязненность Северского Донца различными токсическими веществами. Загрязнение бассейна реки связано с быстрой урбанизацией Восточного региона Украины. Если в начале прошлого века на этой территории было девять городов, то в настоящее время их больше сотни. В них сконцентрированы предприятия, отличающиеся наибольшим уровнем загрязнения воды. Чтобы не отравлять воды Северского Донца, химические предприятия Луганщины, сточные воды которых содержат вредные токсичные вещества, перед сбросом в Северский Донец их разбавляют днепровской водой.

С экономическим кризисом уменьшился сброс с заводов загрязненных стоков, но кризис пройдет, а проблемы загрязненности останутся.

Беды, которые приносит Северскому Донцу урбанизация, дополняет сельское хозяйство. В Восточном регионе Украины под пашню занято 58% территории (по европейским нормам рекомендуется не больше 35%). Существенно загрязняют реки бассейна Северского Донца паводковые и ливневые воды. Они смывают с полей ядохимикаты (пестициды), провоцирующие онкологические заболевания.

Специалисты считают, что наиболее загрязненные реки в Украине — Северский Донец и Днепр, являющиеся основными поставщиками пресной воды.

Для исправления создавшегося положения воду приходится занимать у Днепра, подавая ее по каналу «Днепр — Донбасс» (годовая подача воды около трех кубических километров). Недостаток воды связан не только со структурой экономики, но и с технологической отсталостью и низкой культурой производства. На единицу произведенной продукции промышленностью Украины расходуется в два-четыре раза больше воды, нежели в развитых странах. Даже прогрессивные разработки, которые имеются в Украине, рационально не используются.

Так, институтом «Гипрококс» (г. Харьков) разработан способ сухого тушения кокса, обеспечивающий экономию воды и использование тепла раскаленного кокса для производства электроэнергии взамен мокрого тушения (водой) кокса. В Украине с использованием этого способа тушения производят более 20% кокса, в то время как Япония (по этой же технологии) — 90% кокса.

Спасти Северский Донец возможно при комплексном подходе. Для этого необходимо создавать лесные массивы, очищать русла рек, переходить на новейшие энерго- и ресурсосберегающие технологии, строить современные очистные сооружения. Решение проблем этой трансграничной реки, конечно же, требует объединения усилий с российской стороной.