UA / RU
Поддержать ZN.ua

Из радона и воды

Таки точно — нет худа без добра. То, что наш край богат залежами урана, радиационное излучение кото...

Автор: Светлана Орел

Таки точно — нет худа без добра. То, что наш край богат залежами урана, радиационное излучение которого, как известно, наносит вред здоровью, природа, видимо, стремится компенсировать наличием немалого количества радоновых вод, с помощью которых можно многие болезни лечить.

О целебных свойствах радоновых источников известно еще с седой древности (существует даже легенда, что в верховьях междуречья Ингульца и Тясмина жило племя, никогда не знавшее болезней, и благодаря чудодейственному источнику люди доживали до 200 лет). Однако химические свойства этого инертного газа и его влияние на организм человека в сочетании с водой были досконально изучены только в прошлом веке: в 1930-х годах профессора Мясников и Казначеев доказали эффективность радоновых вод при лечении сердечных болезней, в борьбе с атеросклеротическими бляшками, для комплексного оздоровления пожилых людей вообще.

Для нашего степного края, где в каждом селе или городке преобладают пожилые люди с запущенными болезнями (наш регион принадлежит, к сожалению, к активно стареющим), областная бальнеологическая больница — своего рода панацея. Хотя лечатся в этой здравнице, что под городом Знаменка (именно там в середине 1950-х годов были найдены источники минеральной воды с содержанием радона), конечно же, не только пожилые люди и не только с Кировоградщины. Ныне в областной бальнеологической больнице, по словам главного врача Анны Шандры, не лечат только туберкулез, СПИД, онкологические и заболевания крови, острые гнойные инфекции. Для лечения всех остальных болезней действие радоновых ванн, которые стимулируют сложные биохимические процессы в организме, нормализируя их и способствуя выработке веществ, обладающих защитными функциями, чрезвычайно положительно.

Врач-прораб

Скоро исполнится 40 лет, как главным врачом этой здравницы была назначена Анна Шандра (тогда молодой доктор совершенно не планировала связывать свою жизнь с этим степным краем, мечтала об аспирантуре). Но случилось так, что практически все это время ей приходилось сочетать врачебные и управленческие обязанности с функциями... прораба. Ну, может, не совсем так, но в значительной степени, ведь немалое хозяйство (территория водолечебницы — 10 гектаров, а ведь еще буровая скважина за ее пределами) постоянно требует восстановления. Да и жизнь подгоняет: появляются новые методы лечения, новое оборудование, а для него, соответственно, нужны новые помещения, новые интерьеры. Если бы Анна Васильевна постоянно не инициировала эти процессы, можно с уверенностью сказать, что современной бальнеологической больницы у нас не было бы. Очевидно, это касается не только нашей области, такова участь многих провинциальных здравниц, где очень многое зависит от неравнодушного руководства, а персоналу приходится работать значительно больше и изобретательнее, нежели работникам известных и дорогих курортов.

Сегодня самое важное в бальнеологической больнице — переоборудование ванного корпуса. Можно сказать, один из сложнейших моментов для лечебного учреждения: не предоставлять процедуры нельзя, ведь больные по году стоят в очереди, чтобы попасть сюда на лечение. Если человек уже прибыл — как ему отказать? С другой стороны — нужно обеспечить хотя бы минимальный комфорт. И тут, понятно, персоналу приходится проявлять чудеса изобретательности. К сожалению, работы идут не так быстро, как хотелось бы: проблема также и в средствах. Бальнеологическая больница частично финансируется из областного бюджета. На ремонт ванного корпуса, согласно проектно-сметной документации, необходимы 2,5 млн. грн., в прошлом году поступило 240 тыс., на этот год, как официально сообщили в управлении здравоохранения, запланировано 340, но они должны поступить во втором полугодии, поэтому работы ведутся за счет благотворительных взносов и средств за платные услуги. Конечно же, более медленными, чем хотелось бы, темпами.

Забот добавила и нынешняя система тендеров. Определяют исполнителей аж в министерстве, на основе поданных заявок. Доходит до абсурда: прачечная, обслуживающая больницу, только за участие в тендере должна заплатить 5 тыс. грн. По силам ли это небольшому провинциальному предприятию? И будет ли в таком случае идти речь об удешевлении услуг? В Знаменке уже случилось и такое, что одну фирму из соседней области, работники которой пренебрегали качеством, найти так и не удалось...

Местное ноу-хау

В Знаменской бальнеологической больнице есть, конечно, различные виды ванн, души, с помощью которых предоставляют сразу несколько не одинаковых по механизму действия процедур, но одну из них — для вертикальной вытяжки позвоночника — можно назвать местным ноу-хау. Идею главного врача воплощали местные умельцы. И родилась она не от хорошей жизни.

— Как раз в середине 90-х, когда нам жилось очень тяжело, — рассказывает Анна Васильевна, — в областном управлении не нашли другого выхода, как сократить нашу больницу на 300 коек, совершенно прекратить поликлиничный прием, то есть ликвидировать амбулаторное лечение. Поэтому я, услышав эту новость, поставила себе цель выдумать нечто такое, что к нам привлекало бы внимание, сделало наше лечебное учреждение, несмотря на такие катастрофические сокращения, особым. Однажды увидела пустые цистерны из-под горючего, стоявшие на задворках. Они были довольно высокими и объемными.

Новую ванну изготовили по принципу цистерны: в ней человек словно висит в полный рост (специальная металлическая лесенка, ремни, подлокотники — все это тщательно подбиралось, прилаживалось, подгонялось). «Изобрели» и механическое устройство, с помощью которого в ванну опускают больных, которые не могут сами двигаться. Уже после нескольких таких процедур они чувствуют себя намного лучше.

Есть в здравнице и немало современных аппаратов — и для лечебной физкультуры, и для механотерапии. Лечебный процесс, понятно, совершенствуется по мере появления научных обоснований тех или иных новых методов, расширяется диапазон болезней, с которыми люди сюда прибывают. Еще в 70-х годах, как только была разработана научная методика (тогда — Центральным научно-исследовательским институтом курортологии, профессором Е.Сорокиной) лечения радоновыми водами ишемической болезни сердца, в Знаменке сразу же взяли ее на вооружение. Под эгидой профессора Г.Серебриной здесь начали лечить больных гастроэнтерологического профиля. Травматологическое отделение на 40 коек открыли после того, как украинские ученые К.Терновый, А.Кравченко, А.Лещинский обосновали пользу раннего использования санаторно-курортного лечения при травмах костей и суставов. В последние годы здесь появились койки для оздоровления послеинсультных больных, беременных и больных сахарным диабетом.

* * *

Коллективу этого лечебного учреждения, не избалованного вниманием и благосклонностью начальства, постепенно, порой по крохам удавалось укреплять свою материальную базу. И теперь им хочется использовать свой потенциал как можно полнее. Поэтому крайне трудно понять, почему не всегда целесообразно используются выделенные на лечение больных бюджетные средства, в частности, это касается детских путевок. Так же странно, почему при одном из самых высоких в Украине показателей смертности новорожденных (этот вопрос рассматривался на последней сессии областного совета) областная медицина очень слабо использует возможность реабилитации беременных — их путевки остаются почти не использованными. Почему в корпусе на 250 коек (отремонтированном, отапливаемом зимой надлежащим образом), можно разместить только 150 больных — при том, что люди должны как минимум год ждать, чтобы попасть сюда. Уж который месяц Анна Шандра обращается в облуправление с просьбой издать приказ об увеличении числа путевок, предоставляемых больным бесплатно. Причем речь не идет о дополнительном финансировании — областная бальнеологическая больница готова принимать этих больных за счет внутренних резервов, но, оказывается, чтобы добиться даже такого, нужно долго и настойчиво просить...