Наступление холодов активизирует мысли о тепле, точно так же, как темнота будит ностальгию по свету. И в подобных случаях желаемое может стать действительным лишь при наличии достаточного количества топлива. Данное утверждение нет смысла ни доказывать, ни оспаривать. Разве что - дополнить. Особенно когда дело касается производства электроэнергии на атомных станциях.
При условии стабильной работы в каждом реакторе атомной электростанции необходимо ежегодно перезагрузить треть активной зоны, сменив свежими топливными сборками отработавшие. По существующей технологии, каждый энергоблок АЭС располагает бассейном выдержки, где отработанные твэлы должны храниться не менее трех лет. В течение этого строка они утрачивают порядка 80 процентов радиоактивности и остаточного тепла. Затем топливо следует отправить либо на переработку, либо на долговременное хранение, поскольку бассейны не резиновые.
Пока наши электроэнергетики-ядерщики работали в составе единой энергосистемы бывшего Союза, над этой проблемой никто особенно не задумывался. Эшелоны с отработавшими твэлами с украинских АЭС шли либо в Челябинск на действующий завод по переработке ядерных отходов, либо в Красноярск, где аналогичное предприятие планировали построить к 2000 году, а пока использовалось региональное хранилище. Но в 1991 году обстановка изменилась - Россия отказалась бесплатно принимать ядерные отходы и для пяти наших атомных электростанций возникла реальная угроза остановки. Потом, правда, проблема на межгосударственном уровне была урегулирована, что, впрочем, не свидетельствовало о ее решении навсегда. Во-первых, политика - вещь нестабильная, следовательно, нет гарантии того, что подобный отказ не повторится. А во-вторых, даже если предположить, что соседнее государство ни при каких обстоятельствах не откажется от выполнения договора, со временем проблема вновь даст о себе знать. Ведь согласно общепринятой в мире практике, каждая страна несет полную ответственность за свои ядерные материалы. Иными словами, даже после российской переработки Украина обязана самостоятельно решить вопрос захоронения оставшейся части радиоактивных отходов, не подлежащих утилизации.
За разработкой и утверждением общегосударственной концепции хранения ядерных отходов дело не стало, но реализация проекта помимо значительных материальных затрат требует наличия определенной технологии. К сожалению, как и шесть лет тому назад, для осуществления задуманного у нас нет ни средств, ни законченных разработок, даже месторасположение будущего хранилища не определено. А 15 атомных блоков работают и кроме электроэнергии дают еще и ядерные отходы.
Возвращаясь к событиям шестилетней давности, следует отметить, что по стечению обстоятельств проблема удаления отработавшего топлива наиболее остра для Запорожской АЭС. Тогда свежее топливо на станцию поставили раньше графика, а специальные вагоны для вывозки отработавшего вовремя не подали. Даже с учетом того, что часть отработавших твэлов можно было перегрузить в бассейн пятого блока, который имел несколько большую емкость, чем остальные, с 1996 года станция вынуждена была бы один за другим заглушить все реакторы. И в Энергодаре вынуждены были заняться поиском выхода.
Естественно, о строительстве собственного завода по переработке ядерных отходов на станции никто и не помышлял - даже для крупнейшей АЭС Европы эта задача является попросту непосильной. Да и нерентабельной, поскольку на мировом рынке дефицита урана не предвидится. Поэтому даже в США предпочитают вкладывать средства в сооружения хранилищ отработавшего топлива, где оно может безопасно содержаться в течение 500, а то и 1000 лет. Американский опыт и был взят на вооружение запорожскими атомщиками, решившими построить у себя сухое хранилище отработавшего ядерного топлива (СХОЯТ).
Преимущество использования данной технологии заключается в ее относительной малозатратности. Впрочем, это вовсе не означает, что сооружение СХОЯТов предполагает какие-то копеечные затраты. Пуск только первой очереди - 14 контейнеров, способных вместить объем годовой выгрузки отработавшего топлива Запорожской АЭС, - оценивается 16 млн. долларов. Четверть этих расходов взяло на себя Министерство энергетики США, обеспечив поставку части необходимого оборудования, остальные средства выделила Запорожская атомная станция.
Суть данного метода вкратце заключается в том, что на специально построенной бетонной площадке, расположенной внутри защищенной территории АЭС, будут установлены вентилируемые бетонные контейнеры - специальные емкости из армированного бетона с внутренней металлической облицовкой. В контейнер помещается многосекционная герметическая корзина из углеродистой стали, заполненная отработавшими твэлами, имеющими трехлетнюю выдержку в бассейнах. Дальнейшее хранение отработавшего топлива не требует каких-либо дополнительных расходов и обслуживания за исключением еженедельного визуального обследования контейнеров и площадки. Технический срок службы контейнерных хранилищ определяется 50 годами, обеспечивая как эффективное снятие тепла с отработавших твэлов, так и должную степень защиты от воздействия радиации на персонал станции и окружающую среду. Как утверждают на станции, строительству хранилища предшествовали всесторонние исследования, учитывающие возможности самых различных аварий - вплоть до почти невероятных. Согласно заключениям экспертов, безопасность хранения отходов не будет нарушена даже при падении на площадку самолета.
Сейчас строительство СХОЯТа на Запорожской АЭС близится к завершению. Готова к эксплуатации и лицензирована бетонная площадка хранилища, закончено сооружение подводных путей к первому энергоблоку, проведены транспортные тренировки на имитаторах.
- В мае мы планируем загрузить первую корзину, - говорит первый заместитель генерального директора Запорожской АЭС Владимир Верпета. - Однако это не означает, что станция откажется от вывоза отработавшего топлива в Россию. Традиционный способ удаления ядерных отходов мы намерены использовать до тех пор, пока будет возможность и пока он будет для нас рентабельным. Сейчас же затраты на вывоз отработавшего топлива соизмеримы с закупкой свежего. В частности, транспортировка твэлов только с одного блока обходится станции в 42,2 миллиарда рублей. И с каждым разом цена повышается.
Таким образом, проблему хранения отработавшего топлива на отдельно взятой АЭС на ближайшее время считают решенной. Чего, к сожалению, не скажешь о других станциях, тем более, о стране в целом. Поэтому инвестирование зарубежной ядерной промышленности остается для Украины единственно возможным вариантом. Надолго ли?
От редакции. О приемлемости временного захоронения отработанного ядерного топлива в СХОЯТах существует и абсолютно противоположное мнение. Часть специалистов уверяют, что сооружение таких хранилищ означает всего лишь пустую трату денег и времени. А сама проблема утилизации и захоронения отработанного топлива тем временем только усугубляется. Но подробнее об этом читатели «ЗН» узнают из публикаций уже в следующем году.