UA / RU
Поддержать ZN.ua

ХИМИЧЕСКАЯ ОПАСНОСТЬ И «СТРАУСИНАЯ» ПОЛИТИКА

Выдающийся физик современности, нобелевский лауреат, академик Александр Прохоров, размышляя о су...

Автор: Юрий Кундиев
Юрий Кундиев

Выдающийся физик современности, нобелевский лауреат, академик Александр Прохоров, размышляя о судьбах науки, сказал: «Если бы я вновь поднялся на нобелевскую трибуну, то говорил бы о том, что самая важная проблема, которая стоит перед человечеством, — это экология… Надо создавать новые технологии, чистое производство, развивать медицину на экологических принципах» (выделено мною. — Ю.К.).

Развитие медицины на экологических принципах является основным направлением в деятельности Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Свидетельство тому — ее новая реформированная структура, включающая в себя особое подразделение, которое носит название «устойчивое развитие, здоровье и окружающая среда».

В нашей стране в этом направлении предстоит огромная работа с тем, чтобы реализовать Концепцию развития охраны здоровья населения Украины, утвержденную указом Президента в декабре 2000 года.

Концепция предусматривает переориентацию здравоохранения на существенное усиление мер по предупреждению заболеваний, снижение рисков для здоровья человека, которые связаны с загрязнением и вредным воздействием факторов окружающей среды.

Это и есть медицина на экологических принципах. Для осуществления этих принципов понадобится прежде всего изменить привычные, глубоко укоренившиеся представления о причинно-следственных связях при подавляющем большинстве заболеваний. Одним словом, представителям всех отраслей медицины необходимо будет овладевать новыми подходами и принципами. Разумеется, при всем этом политика — и государственная, и медицинская, — ориентированная в будущее, может быть только профилактической, ибо всегда легче воспрепятствовать возникновению зла, чем устранять его последствия. Именно такая политика сочетает в себе и рентабельность, и гуманизм.

Недавно в Верховной Раде состоялись парламентские слушания об экологической ситуации в Украине и о выполнении экологического законодательства. Законов и подзаконных актов по этой проблеме принято великое множество. Все они важны и необходимы, однако далеко не все из них выполняются. И это неудивительно, улучшение качества окружающей среды —дорогостоящее дело. Общеизвестно, что в свое время в США и Канаде для спасения Великих озер было израсходовано более 30 миллиардов американских долларов, а в Швеции очистка только одного из небольших озер от ДДТ обошлась в 2 млрд. шведских крон (около 300 млн. долларов США).

Очевидно, что решение всего комплекса проблем не под силу даже странам, куда более богатым, чем Украина. Поэтому важно определить приоритеты — наметить неотложные, первоочередные меры и задачи на более отдаленный период, а не пытаться решать все сразу.

При этом следует руководствоваться основополагающим принципом: улучшение качества окружающей среды — не самоцель, а средство предупредить вредные воздействия на человека, способствовать укреплению здоровья, продлению жизни людей.

К сожалению, об этом нередко забывают. Так случилось и в этот раз, когда и министр И.Заец, и нар-депы, и представители общественных организаций говорили о многом, но только не о главном. Конкретные данные об ущербе здоровью населения Украины, который наносит нынешняя экологическая ситуация, были обойдены вниманием, а отсюда и невозможность судить о предпринимаемых мерах — приоритетны они или нет.

Всемирная организация здравоохранения уже давно выделяет в отдельную группу экологически обусловленные заболевания. Это прежде всего рак легкого, многие респираторные заболевания, такие, как хронический бронхит, бронхиальная астма, другие аллергические заболевания, отдельные болезни сердца и сосудов, нарушения репродуктивного здоровья и даже болезнь Альцгеймера и паркинсонизм.

Прямая зависимость распространенности этих заболеваний от качества окружающей среды доказана эпидемиологическими исследованиями, проведенными во многих странах, в том числе и в Украине. В Европейском региональном бюро ВОЗ в свое время была создана географическая информационная система «Окружающая среда и здоровье» (кстати, ее возглавлял представитель Украины д-р А.Кучук), получившая развитие и в нашей стране.

Результаты исследований, в частности, свидетельствуют, что среди факторов окружающей среды наиболее опасным и самым распространенным является химический. Конечно, в отдельных регионах, как например, в районах, опаленных Чернобылем, ведущую роль будет играть иной фактор, в данном случае радиоактивное загрязнение. Это исключение — результат гигантской катастрофы, а не каждодневной техногенной нагрузки на окружающую среду.

Участившиеся в последнее время случаи массовых заболеваний людей, преимущественно детей, в разных регионах Украины не только подтверждают положение о приоритетности химических веществ, как загрязнителей окружающей среды, но и существенно расширяют список экологически обусловленных заболеваний, принятый ВОЗ.

Аллопеция у детей, или так называемая черновицкая болезнь, аллергические альвеолиты среди населения г. Комсомольска, токсикодермия среди детей села Болеславчик Первомайского района Николаевской области — это далеко не полный перечень, и при том только острых проявлений воздействия токсических агентов. Экологически обусловленные хронические заболевания не имеют характерных признаков, и потому, как правило, остаются недиагностированными.

Страдают прежде всего дети, потому что они являются наиболее чувствительными и уязвимыми по отношению к любому вредному воздействию. Типичным в этом отношении является действие свинца.

В Институте медицины труда АМН Украины было определено содержание этого тяжелого металла в организме детей, которые проживают в одном из пригородов Киева. Оказалось, что повышенное содержание свинца в их организме существенно влияет на функции центральной нервной системы — снижается умственная работоспособность, внимание при выполнении тестовых задач, способность детей к обучению.

Подобные результаты были получены в США, Великобритании, Японии. В США эпидемиологические исследования здоровья детей, подвергавшихся воздействию свинца (было обследовано около 5 миллионов детей), проводилось под эгидой Конгресса. В истории медицины это одно из самых масштабных и самых дорогостоящих исследований.

В западных странах осуществляется целый ряд мер, направленных на снижение содержания свинца в объектах окружающей среды, они справедливо отнесены к числу приоритетов. Здесь следует подчеркнуть, что основным источником поступления свинца в городах является автотранспорт. К сожалению, все наши стремления запретить использование этилированного бензина хотя бы в крупных городах пока безуспешны. В странах Западной Европы, США, Японии практически невозможно зарегистрировать автомобиль, не снабженный специальным устройством по досжиганию выхлопных газов, благодаря чему резко снижается их токсичность. В Институте электросварки им. Е.Патона аналогичное устройство разработано. Но теперь, как всегда, начнется самое трудное — его практическое внедрение.

Вызывает тревогу резкое ухудшение репродуктивного здоровья женщин и мужчин в Украине. Ведь это одна из основных составляющих демографического кризиса, который продолжается в нашей стране. Мы располагаем результатами 20-летнего изучения репродуктивного здоровья женщин, которые живут и работают на селе. За этот период увеличилась частота невынашивания беременности, показатели перинатальной смертности новорожденных и гинекологическая заболеваемость. Вызывает тревогу то, что наиболее серьезные нарушения репродуктивного здоровья выявлены у молодых женщин в возрасте до 30 лет, более 60% девочек-подростков, будущих матерей, имеют те или иные нарушения здоровья, в т.ч. репродуктивного. В формировании отрицательных нарушений здоровья женщин, проживающих на селе, ведущая роль принадлежит вредным факторам (прежде всего, химическому) окружающей среды — 57%, условиям труда — 17%, социальным и психофизиологическим — 26%.

Изменить к лучшему экологическую ситуацию на селе не так просто, это задача скорее на отдаленную перспективу. Вместе с тем, меры должны быть приняты безотлагательно. В чем их суть? Конечно же, в приближении медицинской помощи к селу. Пока же сельское здравоохранение разрушается.

В нашей стране есть острая необходимость в учреждениях нового типа — медико-экологических центрах защиты здоровья детей. Речь идет не о том, чтобы экологов и врачей-педиатров просто свести под одну крышу. Основная идеология этих учреждений должна состоять в том, чтобы не ожидать пациентов, а упреждать вредные воздействия факторов химической, физической и биологической природы. Это и есть первые шаги для того, чтобы экологизировать медицину. Кстати, такого типа центры уже успешно действуют в ряде штатов США.

Институт педиатрии, акушерства и гинекологии АМН Украины совместно с Институтом медицины труда АМН Украины при поддержке Иллинойского университета (США) разработали соответствующий проект. В нем речь идет о создании таких центров в двух-трех городах Украины, где экологическая ситуация наиболее критична. Это прежде всего крупные промышленные центры, такие как Запорожье, Мариуполь, Днепродзержинск. Этот проект поддерживает Министерство здравоохранения Украины. Однако средств для его реализации найти пока не удается. Возлагаем надежды на USAID, на благотворительность состоятельных людей в Украине. Ведь, по сути, сегодня нет более благородной задачи, чем оградить здоровье наших детей от губительного действия ошибок в промышленной политике, допущенных в прошлом и усугубляемых нынешним экономическим положением и состоянием нашего здравоохранения.

Надо наконец осознать, что во сто крат гуманнее и дешевле

· сохранять здоровье, чем бороться с болезнями;

· предотвращать экологические катастрофы и несчастные случаи, чем ликвидировать их последствия и выплачивать пособия пострадавшим.

Если по-настоящему извлечь уроки из тех трагических случаев, которые произошли в Украине в последние годы, то становится очевидным — страна не может обойтись без программы химической безопасности. Ее разработку с учетом межведомственности должно взять на себя правительство. Кстати, такие программы осуществляются во многих странах мира. В Швеции, например, более 10 лет тому назад было создано особое учреждение — Национальный химический инспекторат, который на государственном и региональном уровнях осуществляет весь комплекс работ, связанных с химической безопасностью, начиная от политики в этой области, кончая контролем за ввозом, производством и использованием токсических веществ.

На международном уровне программа химической безопасности осуществляется почти 20 лет. Ее активно поддерживают ВОЗ, МОТ, ЮНЕП и целый ряд стран-доноров, таких, как ФРГ, Голландия, Норвегия, Австрия, Швейцария. За прошедшее время реализовано множество весьма важных проектов, особенно касающихся информации, обучения, помощи развивающимся странам. Взять, к примеру, хотя бы карты химической безопасности, которые разработаны применительно ко всем широко распространенным веществам. Они доступны и полезны каждому, кто имеет какой-либо контакт с тем или иным опасным химическим веществом. Благодаря им даже неспециалист может получить необходимую информацию о свойствах вещества, поведении его в организме и окружающей среде и, как результат, грамотно использовать профилактические меры. Казалось бы, простая вещь — переводите с английского, издавайте необходимым тиражом с тем, чтобы обеспечить информацией всех заинтересованных. Но...

Институт медицины труда АМН Украины готов взять на себя всю подготовительную работу. Однако необходима соответствующая поддержка — государственный заказ. Пока же получить его не удается ни от Минздрава, ни от Минтруда и социальной политики.

Программа химической безопасности включает государственную регистрацию всех ввозимых, производимых и используемых веществ. Имеется в виду не формальная акция, а углубленное изучение реальной и потенциальной опасности каждого нового вещества. Это работа чрезвычайной сложности и ответственности, ее цель — не допустить на внутренний рынок химические вещества, которые могут причинить для здоровья людей и окружающей среды больше ущерба, чем пользы.

Принцип «риск—польза» всегда требует строго объективного, научного подхода. До недавнего прошлого в стране была отлаженная система — химические вещества промышленного назначения регистрировались Комитетом по гигиенической регламентации при Минздраве, а пестициды — Госхимкомиссией при Кабинете министров, но теперь в результате реформы она ликвидирована. Почти полгода государственная регистрация пестицидов в стране вообще не проводилась, что стимулировало нелегальный ввоз и подпольное производство фальсифицированных препаратов. Это еще одно подтверждение тому, что химическая безопасность приоритетной в Украине пока еще не стала.

В последнее время мировое сообщество обеспокоено опасностью, которую несут с собой стойкие органические загрязнители. Они угрожают здоровью и благосостоянию людей, дикой природе во всех регионах мира. Среди них ряд хлорсодержащих пестицидов, прежде всего ДДТ, а также диоксины и фураны. Если проблема стойких пестицидов в Украине в основном контролируется, то в отношении диоксинов и фуранов мы полностью беззащитны. У нас нет данных об уровне концентраций этих опасных продуктов даже в местах, где по логике вещей они должны быть. Например, сжигание мусора (прежде всего, упаковочной пленки, пластиковых бутылок или оплетки кабеля). Устаревшие технологии на химических предприятиях также являются источником загрязнения.

Чем опасны диоксины? Они влияют на репродуктивную систему, вызывают бесплодие, нарушение сперматогенеза у мужчин. У беременных женщин очень высок риск спонтанных выкидышей. Дети появляются на свет с большим количеством заболеваний.

Читатели, вероятно, помнят, как «диоксиновый» скандал всполошил население всей Западной Европы. Было уничтожено огромное количество мясных продуктов, содержащих диоксины. Проблему удалось решить быстро и эффективно, благодаря, прежде всего, аналитическому контролю за источниками загрязнения. А теперь попробуем экстраполировать возникшую в Бельгии ситуацию на Украину. Можно предполагать, что никакой тревоги не возникло бы по одной простой причине — у нас нет аналитической базы для определения диоксинов. В тех немногочисленных лабораториях, специализировавшихся для этих целей, оборудование морально и физически устарело, а реактивов и вовсе нет. Стоимость только одного анализа на определение диоксинов превышает 1000 долларов. Это нам не под силу.

Несомненно одно — если мы не контролируем диоксины в окружающей среде, то это вовсе не означает, что их там нет. Поэтому необходимо создавать свою аналитическую базу для этих целей, либо кооперироваться с диоксиновыми центрами, которые есть у наших соседей — России или Германии, Бельгии, Голландии. Во всяком случае, нельзя дальше уподобляться страусу, зарывшему свою голову в песок.