Двенадцать тысяч долларов поделили между собой трое победителей конкурса за сохранение окружающей среды и историко-культурного наследия, опередив при этом 150 конкурентов. Состязание, уже шестое по счету, было организовано компанией «Форд» и ее официальным импортером в Украине.
Подобное внимание к проблемам окружающей среды заокеанский автомобильный гигант проявляет последние двадцать лет. Именно тогда, в 1983 году, в Великобритании, компания впервые поддержала несколько некоммерческих «зеленых» программ и проектов, направленных на сохранение культурного наследия. С тех пор в борьбе за экологический грант успели поучаствовать более 120 тысяч организаций и отдельных энтузиастов из самых разных стран мира. Одна тысяча из них — наши соотечественники.
В нынешнем году победителей украинского конкурса было трое. Грант в две тысячи долларов США достался руководителю киевской общественной организации «Художественная студия «Троешки» Владимиру Титуленко. Задавшись целью «окультурить окружающую среду», он собрал ребят со своего родного столичного района Троещина и предложил им одно из самых любимых ребятней занятий — расписыванием стен и заборов. При этом художественную «роспись» предлагалось делать на уже исписанных жуткими надписями и неприличными словами поверхностях. В результате в очень короткое время на окраине столицы появились детские площадки, заборы и стены различных строений, расписанные яркими красивыми рисунками. Деятельность юных художников настолько понравилась горожанам, что к ним даже начали поступать заказы. Правда, деньги за «художества» никто платить не спешит. Теперь же, радуется г-н Титуленко, на «грантовые» средства студийцы смогут накупить красок, кистей и прочих, необходимых в хозяйстве каждого уличного живописца принадлежностей, и заняться благородным делом без оглядки на финансовые проблемы.
Три тысячи долларов получили авторы научного проекта «Прогнозирование режима подземных вод с целью охраны их от загрязнения». По словам руководителя проекта Ольги Наседкиной (сама она работает в отделе охраны подземных вод ИГН НАН), соискатели потрудились на славу: провели эколого-геологическое исследование подземных вод и донных отложений в районе города Умани, выявили в них ряд отклонений от стандартных показателей. Для получения более точных результатов необходим постоянный мониторинг состояния воды в регионе, на организацию которого и пойдут выигранные деньги.
И, наконец, главный приз — семь тысяч долларов — получил львовский орнитолог Виктор Колоденский, предложивший организовать пешую экологическую экспедицию «Вдоль главного европейского водораздела». Сам энтузиаст — человек бывалый, участвовал более чем в 40 экспедициях по Восточной Европе и Средней Азии, в особенности хорошо знаком с природой Украины, Беларуси и Молдовы. К тому же, большой оригинал: главный европейский водораздел — его личное изобретение. По словам господина Колоденского, это воображаемая линия, проходящая через большинство крупных европейских заповедников, длиной в пять тысяч километров, из которых 220 км находятся на территории Украины и Беларуси. Впрочем, отважный путешественник намеревается пройти до Гибралтара, запечатлев на фото и в материалах наблюдений экологическое состояние местности.
Как обещают представители компании, шестой конкурс — отнюдь не последний. Причем, в будущем году предполагается не только увеличить призовой фонд, но и расширить круг соискателей, допустив к участию детские организации. Конечно, выбор победителей может показаться спорным (хотя в жюри вошли независимые украинские эксперты в области охраны окружающей среды, экологических технологий и исследований историко-культурного наследия). Но главное ведь не в том, какие именно проекты победили, а в том, что компания привлекает внимание общества к проблемам экологии и культурного наследия, делает участие в них привлекательным и престижным в глазах общества.
Понятно, что организация подобных конкурсов — не только благотворительность. Фирма преследует вполне конкретные коммерческие цели: описывая событие, средства массовой информации совершенно бесплатно упоминают название брэнда, и, кроме того, растет количество людей, у которых при воспоминании о данной торговой марке возникают положительные ассоциации. А, значит, велика вероятность, что, выбирая машину, они предпочтут авто именно данной компании. Как уверяют западные маркетологи, сегодня покупателям мало знать, что умеет делать тот или иной товар и какой имидж он создает своему владельцу, — они хотят знать, во что «верит» марка, которую они приобретают. Словом, интересы производителей самым тесным образом сочетаются с общественным благом. Что, скажем прямо, весьма оптимистично.