В мире есть много денег на охрану окружающей среды: существуют многочисленные фонды, специализированные международные и государственные программы, частные фундации занимаются финансированием природоохранных проектов. Для украинских граждан лет, скажем, 8—10 назад было проблематично узнать о таких институтах. Но с развитием Интернета, электронных сетей связи и с созданием вэб-сайтов специально для помощи в поиске средств проблема несколько видоизменилась. Оказалось, мало знать о существовании того или иного источника финансирования, нужно еще научиться представить свое предложение так, чтобы его одобрили: разработать, расписать, сосчитать, убедить, что это очень нужно и отвечает приоритетам донора. Абсолютно логичным стало возникновение многочисленных курсов, семинаров, учебных пособий — чтобы научить нелегкому делу «подъема средств», прижившемуся у нас с английским названием «фандрейзинг». Со временем появились и неплохие собственные специалисты по фандрейзингу, научившиеся мастерски доставать деньги. И хотя еще и сегодня можно услышать жалобы на то, что сложно найти информацию, не хватает профессиональных разработчиков проектов, — все это у нас, тем не менее, есть. Не хватает другого — эффективности использования средств и широкого информирования общественности об этом.
Довольно часто различные финансовые структуры, не связанные между собой, выделяют средства на одно и то же. А примеры успешного решения тех или иных проблем охраны окружающей среды благодаря деятельности международных фондов, к сожалению, редко распространяются среди публики. Донорские организации, работающие для Украины, заботятся о своем имидже, зависящем не в последнюю очередь от их популярности в стране назначения и эффективной отдачи от вложенных денег. Поэтому они и ищут новые формы деятельности: создают системы софинансирования, вырабатывают вместе общие подходы и приоритеты в финансировании экологических проектов, стараются как можно шире информировать общественность, привлекая к этому также средства массовой информации. Глобальный экологический фонд — одна из структур, чей опыт работы в Украине является довольно показательным и типичным.
Артелью хорошо
и недруга бить
Глобальный экологический фонд (ГЭФ) создан в 1991 году Всемирным банком и двумя программами ООН — по окружающей среде и развитию — для финансовой поддержки природоохранных проектов, имеющих глобальное значение. ГЭФ предоставляет средства только странам с переходной экономикой и развивающимся. Это уникальный международный финансовый инструмент для решения экологических проблем, не ограниченных пределами одного государства. За 10 лет существования ГЭФ предоставил финансовую поддержку 800 проектам в 150 странах на 3,5 миллиарда долларов США (из них Украине выделено за это время 30 миллионов).
При содействии ГЭФ внедрены, в частности, проекты защиты биоразнообразия Карпат и дельты Дуная, продолжается трансграничная программа по оздоровлению бассейна Днепра. Начинается работа над проектом по уменьшению выбросов парниковых газов путем повышения энергоэффективности в системах централизованного теплоснабжения. В скором времени планируется создать Азовско-Черноморский экологический коридор, систему охраны биоразнообразия Полесья, восстановить леса Закарпатья, утилизировать твердые отходы с получением метана, разработать программу сохранения черноземов.
Недавно, впервые за время существования ГЭФ и его восьмилетнего присутствия в Украине, общественность получила возможность ознакомиться с полной информацией о деятельности фонда. Для этого ГЭФ и его внедренческие организации в Украине собрали в Киеве на трехдневное совещание около ста пятидесяти представителей государственных учреждений, общественных и научных организаций, предпринимательских структур из многих регионов Украины.
— Мы избрали Украину для проведения такого совещания потому, что в этом государстве есть огромный потенциал для работы с ГЭФ. Тем не менее у нас очень мало проектных предложений отсюда, несмотря на то, что страна очень большая, с мощными ресурсами, — объяснила Сюзан Лэгро, представитель Европейского регионального бюро программы развития ООН и ГЭФ. — Мы ожидаем большого количества предложений после этой встречи. В особенности надеемся на участие общественных организаций, ведь из собственной практики я знаю, что нередко самые лучшие проекты поступают именно от них.
— Надеемся, люди, принявшие участие в диалоге — а это наиболее активные и наиболее деятельные организации, — помогут прежде всего сформировать вместе с правительством Украины список приоритетов национальной экологической политики, — считает Оксана Волоско-Демкив, представитель ПРООН/ГЭФ в Украине. — Основное для нас — программное видение и комплексное решение экологических проблем, важных и для Украины, и для мира. Чтобы это не были отдельные проекты, оторванные друг от друга, нужен диалог между активными организациями и правительством.
Программы развития и окружающей среды ООН вместе со Всемирным банком являются так называемыми внедренческими агентствами ГЭФ. Впрочем, едва ли не самую важную роль в принятии решений относительно глобальных денег играет правительственный координатор по сотрудничеству с ГЭФ. Ведь ГЭФ не просто дает деньги на защиту окружающей среды, он осуществляет дофинансирование той части решения проблемы, которая касается всего человечества (недаром фонд назван глобальным). А на местную часть проекта, собственно, и являющуюся его конкретной основой, нужно найти деньги на месте в рамках правительственных программ. Такое софинансирование и совместное решение проблем в одно и то же время глобальных и локальных является принципиальным для ГЭФ. Но порождает и немало трудностей.
— Из всех согласованных средств фонда реально использована лишь треть, — отмечает правительственный координатор, представитель Минэкоресурсов Ярослав Мовчан. — Причина в том, что внедренческие агентства очень медленно разворачиваются, тормозят внедрение проектов. Иногда на международных совещаниях различного уровня приходится даже слышать радикальные предложения — вообще отказаться от услуг этих агентств.
Деньги из хлама,
или История одного проекта, который должен был стать очень выгодным
Три года назад украинские и голландские члены правительства подписали протокол о намерениях относительно внедрения в Украине нескольких экологических проектов. Один из них, на Яготинском сахарном заводе в Киевской области, должен был стать первым полномасштабным образцом промышленного внедрения «зеленых технологий», сделать ощутимый вклад в развитие Национальной программы экологического оздоровления бассейна Днепра и улучшения качества питьевой воды. В Яготине предусматривалось добиться сокращения эмиссии парниковых газов за счет анаэробной технологии очищения сточных вод и использования биогаза как энергоносителя в производстве.
Голландцы предложили поставить в Яготине систему анаэробной очистки сточных вод и распределить все отходы разумно: воду очистить и потом запустить в производство; газ метан, который образуется вследствие анаэробного процесса, использовать в паровых установках. Иностранцы предложили и оборудование, и технологию. Более того, еще и денег решили дать на оборудование. Единственным условием было оплатить проектные роботы и строительство сооружений для размещения установок — четверть стоимости проекта. Это составляло 500 тысяч гривен и не казалось нереальной суммой.
Украинские члены правительства взяли на себя обязательства, подписали документы и... понемногу начали забывать о выгодном деле. Денег на свою часть проекта Украина так и не нашла. Голландцы устали ждать обещанные 25 процентов и предложили, чтобы хоть как-нибудь выполнить проект, оплатить и строительство за собственные средства, но... уменьшить мощность установки в 10 раз. Посему вместо реального очищения стоков завода с экономической выгодой для производства построен в Яготине такой себе экспонат для демонстрации того, что должно было быть.
— Это — модель, демонстрационный проект, — объясняет заместитель директора Яготинского сахарозавода Иван Катроха. — Установка сможет очищать до 10% стоков завода и подогревать немного воды, которая снова будет попадать в реактор. С помощью этой технологии вода очищается в шесть раз быстрее, чем при обычной очистке.
Проблема загрязнения водоемов в нашей стране сегодня является очень острой, хотя с 1990 года немало производств сократили объемы работы (скажем, производство сахара уменьшилось почти на 70%). Сточные воды предприятий пищевой промышленности (сахарные, молочные, спиртовые, консервные заводы, мясокомбинаты и т.д.) являются основным источником загрязнения водоемов органическими отходами. В большинстве своем остаются нерешенными проблемы высокой энергозатратности, устаревших технологий и оборудования.
Яготинский, как и все сахарные заводы, работает только два с половиной — три месяца в году: сезон переработки сахарной свеклы продолжается недолго.
— Такая установка может очистить не только сточные воды сахаропроизводства, — заверяет Нико Гроневэлд, представитель голландской компании Haskoning.— Несколько изменив технологию, можно применять установку и для молокозавода.
Хорошо известный своей продукцией Яготинский молочный завод расположен в четырех километрах от сахарного. Объем его стоков в 50 раз меньше, чем у сахарного. То есть его потребности можно удовлетворить даже этой демонстрационной установкой. Впрочем, пока предприятию это не нужно.
Куда нам спешить,
или История другого проекта, который должен стать выгодным...
через 10 лет
Проект, направленный на уменьшение выбросов парниковых газов путем усовершенствования систем централизованного теплоснабжения Госкомитет по энергосбережению предложил Программе развития ООН еще в 1996 году. 15 февраля 2000 года наконец торжественно подписали соглашение между ПРООН/ГЭФ и Госкомэнергосбережением. Но соглашение не на само выполнение исключительно важного эксперимента, а лишь на изучение возможностей его выполнения. Сегодня эти возможности наконец-то изучены, научные сотрудники из организации-разработчика — Агентства по рациональному использованию энергии и экологии — подсчитали, какие могут быть выгоды для конкретного городского хозяйства в городе Ривне от замены и налаживания систем теплоснабжения в жилых домах. Оказалось, что это действительно очень выгодно с экономической точки зрения. Далее еще нужно согласовать и подписать договор о выполнении самого пилотного проекта в городе, а конкретных результатов ожидают в конце 2006 года.
— Я бы не сказала, что такова судьба каждого проекта, — утверждает Оксана Волоско-Демкив. — Сейчас действуем намного быстрее. Но мы только начали активно работать и находимся на стадии активной разработки, наработки новых идей.
Итак, украинской общественности наконец-то объяснили, на что и как именно дает деньги ГЭФ. Кое-кто из участников диалога после многочисленных объяснений понял, что лучше со всем этим не заводиться. Кто-то решил: если и работать с ГЭФ, то разве что приобщиться к маленьким грантам, которые раздаются иногда в рамках больших проектов через конкретных ответственных лиц в Украине. Кроме больших и средних грантов существуют в ГЭФ еще и так называемые малые, до 50 тысяч долларов. Как правило, такие проекты выполняют в разных странах общественные организации, и процедура предоставления денег на них несколько проще. К сожалению, Украина не принадлежит к государствам, которым предоставляются малые гранты: наше правительство не изъявило желания присоединиться к этой системе.
Для более активного вовлечения общественности в сотрудничество с ГЭФ сейчас создается специальная рабочая группа при министерстве: разрабатываются положения, принципы работы с разными секторами и регионами Украины. В министерстве надеются, что эта новая структура должна облегчить доступ к «глобальным» деньгам и оказывать содействие их эффективному использованию.
«Глобальные» средства на охрану окружающей среды — это огромная и достаточно забюрократизированная на всех уровнях система предоставления помощи. Но ее существование выгодно и тем, кто предоставляет средства, и тем, кто их получает. Так что не стоит воспринимать ее как подарок от «добрых дядечек». Наша задача — использовать эту систему с наибольшей выгодой для Украины.