UA / RU
Поддержать ZN.ua

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ГРЯДУЩЕГО СТОЛЕТИЯ —

Не так давно волна землетрясений прокатилась по планете. Она еще раз показала всем, как хрупко мирское благополучие и как важна человеческая взаимопомощь...

Автор: Александр Рожен

Не так давно волна землетрясений прокатилась по планете. Она еще раз показала всем, как хрупко мирское благополучие и как важна человеческая взаимопомощь. Украинские спасатели из МЧС и Госпиталь медицины катастроф продемонстрировали нам и миру, что чернобыльская беда не прошла для нас бесследно - мы многому научились, многое поняли и создали совершенно уникальные команды профессионалов, которые готовы буквально в мгновение ока (от сигнала тревоги до отъезда команды из МЧС дается днем минута, ночью - две) выехать спасать людей, попавших в тяжелую ситуацию.

Опыт работы МЧС учит еще одному - философия выживания во время катастроф актуальна и в обыденной жизни. И не только потому, что мы ужасно беспечны в быту - спасатели выезжали на помощь тем, кто взялся рыть колодцы, не подозревая о коварстве смещающихся слоев земли, и на всякие другие подобные случаи. Страшнее другое - если начало века в Украине, как обещают наши экономисты, станет началом промышленного роста, нас ждут техногенные катастрофы. Для самого мрачного прогноза основания достаточно убедительные - крайне изношенное промышленное оборудование, общественный транспорт, жуткое состояние гидроплотин, домен, тепловых станций, лифтов в домах, крыш, железнодорожных вагонов, мостов. Пока все это еле дышит, потому что резко упали нагрузки, но стоит производству лишь чуть подняться и…

«Я не мог нарисовать ничего более ужасного…»

Это слова генерал-лейтенанта Виктора Гречанинова - военного человека, первого замминистра МЧС, которому в жизни пришлось повидать всякое. Однако картина землетрясения в Турции его, как и многих других членов украинской каманды, ошеломила. По драматизму ее нельзя было сравнить ни с чем.

- До поездки в Турцию, - отметил генерал, - мы прошли боевое крещение в серьезных спасательных операциях в Польше, Венгрии, Закарпатье. Однако особенность работы в Турции - поиск и спасение людей, оказавшихся в разрушенных зданиях. Это была главная задача спасателей - человек в замкнутом пространстве может находиться ограниченное время. Несвоевременная помощь - и он задохнется или же погибнет от обезвоживания организма, от потери крови. Если же он придавлен, то смерть может наступить от шока, боли…

Наше правительство сразу же отклинулось на беду и предложило помощь. Спасатели были направлены в Турцию. Когда я прилетел и все увидел, даже в воображении не мог нарисовать ничего более ужасного. И чем ближе к Измиту, тем становилось страшней: разрушенные здания, большое количество людей, находящихся на газонах, люди подавлены психически, растеряны. Еще недавно цветущие города остались без электроэнергии, воды, с неработающей канализацией. Беспорядочные потоки машин, огромнейшие пробки из-за того, что разрушены дороги, мосты, путепроводы. Отовсюду слышны воющие сирены - это амбулатории спешат на помощь пострадавшим. Множество машин, везущих мертвых…

Все это подавляло, и тем не менее наши спасатели показали себя людьми физически и морально-психологически подготовленными к работе в самых тяжелых условиях. Почувствовали и то, что оснащены далеко не по последнему слову техники - у спасателей из других стран увидели технику, которой можно только позавидовать. Будем стараться приобрести такую же - она нужна для многих чрезвычайных ситуаций, где необходимо спасать людей.

В команде были в основном горноспасатели-профессионалы. Мы старались так подбирать пары, чтобы в ней был хотя бы один человек, принимавший участие в подобных работах раньше: во время землетрясения в Армении, при завалах в шахтах, в тоннелях метро, то есть люди, которые знают, как в подобных ситуациях надо работать, как крепить нависающие конструкции, чтобы сам спасатель не был погребен под обломками. Это было важно потому, что продолжались толчки разной силы.

Работали круглосуточно, ночью с применением освещения. Люди не жалели себя. Турки, специалисты других стран, представители ООН, которые находились рядом, дали высокую оценку профессионализму и самоотверженности нашей команды. Об отношении простых людей говорит хотя бы такой пример. Когда наши спасатели, усталые и потные, на мгновение отрывались от работы и появлялись на улице, к ним подходили люди, платком утирали пот со лба, предлагали еду.

Работа спасателя вообще связана с риском, а при подобных работах есть еще и риск заражения - было очень жарко, частицы трупного яда могли попасть на спасателей. Это небезопасно. Поэтому сейчас мы договорились с Министерством здравоохранения, что группе сотрудников МЧС будет сделана прививка к определенным болезням. Тогда можно будет спасателей без риска для здоровья посылать в случае надобности в любую точку земного шара. Поскольку в этот раз прививки не были сделаны, после возвращения спасатели две недели находились под присмотром врачей, чтобы пройти психологическую реабилитацию и исследование инфекционистами. Слава Богу, ни одного инфекционного больного не было выявлено.

Медицина катастроф

- Служба медицины катастроф, - рассказал заместитель начальника управления медико-биологического обеспечения Петр Волянский, - была создана в нашем государстве согласно поручению Президента в 1997 году. Тогда были приняты соответствующие постановления Кабинета министров. Министерства и ведомства предоставили в реестр сил службы медицины катастроф свои формирования. Так в короткий срок - за два месяца был создан Мобильный госпиталь МЧС. Модули палаточного типа для госпиталя были изготовлены на украинском заводе «Респиратор» в Донецке.

Они существенно отличаются от прежних палаточных госпиталей: быстро разворачиваются, имеют автономные источники энергии, тепла и все необходимое для работы. Госпиталь безопасен в чрезвычайных обстоятельствах, к примеру, во время землетрясений. Его можно развернуть в любой местности, на любой почве. Такая нетребовательность и универсальность очень важна. Аналогов у нас в стране нет. Сразу же после создания он принял участие в учениях «Сибриз-97», где получил высокую оценку специалистов НАТО и других стран.

Госпиталь побывал в Закарпатье. После того как он прошел боевое крещение на подтоплении, мы использовали его в Турции. Команда выезжать поступила 21 августа. На следующее утро мы вылетели самолетом «Руслан». В Стамбул прилетели 22-го в 14 часов. Место расположения госпиталя было определено недалеко от эпицентра землетрясения в городе Корфез. До землетрясения город имел население в 120 тысяч.

На место работы прибыли из Стамбула колонной в 23.30. Нас уже ждала оперативная группа МЧС Украины, которую возглавлял генерал-лейтенант Виктор Гречанинов. Получив от него задание, мы приступили к выполнению. Через 45 минут уже развернулись и начали принимать первых больных. В таком режиме проработали 21 сутки. За это время было пролечено 5432 больных, из них - 1847 детей. В том числе в госпитале было пролечено 2108 инфекционных больных. Сделали 35 операций. Работали даже во время толчков землетрясений, которые доходили до 3-4 баллов.

Что бросалось в глаза в потерпевшем от землетрясения городе - сложная эпидемическая обстановка: много погибших, трупы разлагаются… При землетрясении разрушается вся инфраструктура - канализация, вода, энергетические сети. Люди остаются без возможности помыться, канализации. Это напрягает и без того сложную обстановку. На одном из первых совещаний в мэрии я предложил во избежание сложных инфекционных заболеваний не искать трупы, документы, ценности, а убирать и вывозить разрушенные дома в первую очередь в тех местах, где находится много людей. Предложение было принято, так как ситуация становилась угрожающей. И сразу же начали делать дезинфекцию. Это, видимо, сыграло существенную роль по предотвращению вспышки инфекционных заболеваний.

Что интересно - первые наши клиенты были с… менингиальными симптомами. Менингиты - вирусная инфекция, которая, в первую очередь, связана с переохлаждением. И это случилось в самые жаркие дни! Почему? По-видимому, дело было в том, что на протяжении суток наблюдались резкие температурные перепады - 40 градусов днем и 16 градусов вечером. Ко всему - высокая влажность. Об источнике вирусной инфекции можно только гадать. Вполне вероятно, вирус дремал, а сложная психологическая обстановка, переохлаждение привели к вспышке заболеваний.

В городе, в котором мы обосновались, до землетрясения были две весьма основательные больницы - госпиталь министерства обороны и клиника университета. Но они не могли справиться с потоком людей после катастрофы. По большому счету все их функции в первые дни мы взяли на себя и таким образом дали быстрее восстановиться турецкой системе здравоохранения. Уже под конец нашего пребывания почувствовали, что они смогли развернуться на полную мощь. Вот для чего нужна экстренная помощь со стороны в таких случаях!

У нас были прекрасные контакты с мэрией, с нашими турецкими коллегами. Шел откровенный обмен информацией. Мы были явно нужны, к нам очень тепло относились, высоко ценили качество нашей медицинской помощи. Был такой случай - пришел турецкий мальчик, которому нужно было сделать операцию аппендицита. У нас в этот момент шла операция, и мы сказали, что сейчас доставим его «скорой помощью» в госпиталь к коллегам из другой страны, где хирурги свободны. Но к нашему удивлению через некоторое время мальчик вернулся - он убежал из «скорой помощи» и попросил сделать ему операцию только у нас. Таких случаев было много.

Даже когда мы уже готовились к отъезду и я сотрудников отправил в гостиницу, вдруг увидел, что собралась толпа и чего-то ждет. Чего? Оказалось, пришли пациенты. Они не могли поверить, что мы уезжаем…

Мисс-спасательница

Говоря о бедах других народов, нельзя не вспомнить, что украинцев катастрофы тоже не обходят стороной. Они оставили глубокий след в нашем сознании и кое-чему научили, что может послужить уроком для других. Например, детский центр «Довiра» в Бородянке. Первоначальную задачу перед ним сформулировали так - поддержать тех, кто пострадал от чернобыльской катастрофы. Одно из направлений центра - школа выживания, где одним из основных моментов является воспитание в детях умения трезво вести себя в чрезвычайной ситуации. В любой бытовой неприятности, к примеру, при обнаружении запаха газа, ребенок должен знать, как действовать наиболее рациональным способом. Иные варианты - попал ребенок в давку в метро или на футбольном матче, остался один в лесу… Как сориентироваться и повести себя в нестандартной ситуации?

В школе выживания дети получают большой объем медицинской подготовки - до уровня медсестры или фельдшера. Со своими знаниями они могут оказать первую медицинскую помощь. Психологически и физически они готовятся к тому, чтобы в любой чрезвычайной ситуации не растеряться, принять разумное, взвешенное решение.

Современным людям необходимо умение выживать. Это осознают многие. Движение, родившееся в Бородянке, приобретает всеукраинский характер. Министерство по чрезвычайным ситуациям прикладывает немало усилий, чтобы поддерживать повсеместно возникающие школы выживания. Управление по чрезвычайным ситуациям и защите населения в областях, районах, городах выбирает детей для таких школ в кружках экстремальных видов спорта: альпинизма, спелеологии, туризма. Это движение позволяет решить и более обыденную проблему - дети не остаются в свободное от школы время беспризорными и незанятыми. Когда ребенок не знает, куда деть время, это тоже катастрофа. Здесь они заняты полезным и увлекательным делом.

В Бородянке минувшим летом прошло всеукраинское соревнование юных спасателей. На него съехалось 200 детей от 13 до 16 лет из 14 областей Украины. Первенство было командным. Надо ли удивляться, что победила Бородянская школа. Ее ученики уже участвовали в России в подобных соревнованиях в позапрошлом году. Единственная украинская команда была самой молодой среди команд множества областей России. И тем не менее большинство первых и вторых мест завоевали дети из Бородянки. Кстати, звание «мисс-МЧС России» среди школьниц тоже завоевала девочка из Бородянки.

Девиз соревнований: знать, предвидеть, действовать! Спасатель - это больше, чем спорт. Сейчас дети насмотрелись американских фильмов про каскадеров, бэтмэнов, гладиаторов, которые готовы пройти сквозь огонь, воду и медные трубы. На соревнования в этом году были приглашены американские и канадские бой-скауты. Приглашение поначалу вызвало большой энтузиазм за океаном. Но ознакомившись с программой, заграничные коллеги сообщили, что их подопечные просто не готовы выступать в столь сложных и многоплановых соревнованиях…