UA / RU
Поддержать ZN.ua

Феофания — новое «царское село»?

Чем дальше в лес, тем больше коттеджи. Так сегодня наши с вами современники перелицевали народную мудрость...

Автор: Ольга Григоренко
В Феофании рубят, в столице не слышат?..

Чем дальше в лес, тем больше коттеджи. Так сегодня наши с вами современники перелицевали народную мудрость. Прошло то время, когда «царские села» возводили где-нибудь подальше от людских глаз и городского шума. Ныне все больше взоров обращено к столичной зеленой зоне. В частности, к урочищу Феофания — заповедному уголку на южной окраине Киева.

Феофания известна не только тем, что здесь расположен медицинский комплекс, в котором поправляют здоровье сильные мира сего. Давным-давно эти места считались святыми, намоленными — не зря же здесь в свое время возвели храм и основали женский монастырь. В лесу бьют несколько родников, считающихся целебными. Из святого источника, которому кто-то дал название «Слезы Божьей Матери», воду черпают жители не только близлежащих Теремков, а всего Киева. Над другим родником установлен крест с иконой святого Пантелеймона, и время от времени чьи-то заботливые руки зажигают перед ней свечи. Словом, место — райское! В древнем лесу и дышится легко, и сердце бьется ровно — отсюда никуда не хочется уходить.

Видимо, такие чувства возникают не только у простых смертных, но и у народных избранников. Переделав все неотложные дела на ниве законотворчества, выполнив все наказы избирателей, руководители нескольких депутатских фракций вдруг озаботились состоянием природно-заповедного фонда. Об этом они прямо написали в Кабинет министров. Народные депутаты, похвалив себя за немалые достижения, к которым отнесли проведение реставрационно-реабилитационных работ в Хрещатом и Мариинском парках, настоятельно рекомендуют продолжить реконструкцию Голосеевского леса и Феофании.

Казалось бы, дело весьма благородное. Но получив такую информацию, общественные экологические организации почему-то не возрадовались, а сильно опечалились.

— Феофания — парк-памятник садово-паркового искусства государственного значения, территория которого находится в ведении НАН Украины, в частности государственного заповедного хозяйства «Феофания», — рассказывает руководитель природоохранного союза «Порятунок Голосієва» Михаил Михалко. — Как и на других участках Голосеевского леса, здесь тоже растут вековые дубы-великаны, огромные грабы и клены, гнездится много видов птиц, в том числе и занесенных в Красную книгу. Мы уже пятнадцать лет тщетно добиваемся, чтобы Голосеевскому лесу присвоили статус национального природного парка. Поскольку в наших условиях только такой высокий статус может сохранить лесной массив от разбазаривания его территории. Под разными предлогами нам отказывают, а иногда и без предлогов — просто держат на согласовании документы до тех пор, пока кончится срок их действия. Но такое положение дел, видимо, устраивает и городскую власть, и чиновников рангом повыше. Вот свежий пример: статус парка-памятника совершенно не защищает Феофанию. Доказательство тому — вырубка на больших участках леса: по некоторым подсчетам, уничтожено не менее тысячи старых дубов, которыми по праву славилась Феофания. Говорят, на рынке кубометр дуба стоит 400—600 долларов, так что «лесорубы» могут неплохо заработать...

Даже не верится, что на окраине столицы так громко стучит топор дровосека, а на Крещатике его не слышат. «Чтобы обследовать одно дерево и получить разрешение на его снос, нам пришлось заплатить более 500 гривен официально», — посетовал как-то руководитель одного серьезного бюджетного учреждения Соломенского района. Тут же сносят тысячи деревьев, и никто об этом ни слова. И все потому, что власть имущие в который раз сумели ловко обойти закон. То, что в национальном природном парке делать нельзя, на территории парка-памятника — можно. И называется это реконструкцией. Именно о ее проведении просила правительство группа народных депутатов и, судя по всему, их идею горячо поддерживает КГГА.

Как явствует из листовок, которые экологи раздавали во время пикетирования Киевской госгорадминистрации, Кабинета министров и администрации Президента Украины, эта мысль появилась еще осенью прошлого года. Обращение экологически озабоченных депутатов способно выдавить слезу даже из каменного сердца, а рука сама по себе тянется, чтобы поставить гриф «до виконання».

«Існує нагальна потреба негайного втручання Уряду для вжиття невідкладних заходів, які б забезпечили не лише збереження заповідника, але й його розвиток, виконання вимог існуючих нормативів… Просимо дати доручення щодо розробки на замовлення Державного заповідного господарства «Феофанія» НАН України проекту реконструкції заповідника… а також сприяти у здійсненні Київською міською радою та міськдержадміністрацією таких заходів — будівництво огорожі, доріг, тротуарів, бюветів, зовнішнього освітлення, каналізації, водопостачання, газопостачання, телефонізації, організації централізованого сміттєвивезення. Одночасно слід забезпечити обмеження руху автотранспорту по території заповідника шляхом установки відповідних знаків та шлагбаумів».

Наверное, без таких дорогостоящих и масштабных мероприятий в урочище Феофания никак нельзя обойтись. Остается только выяснить, кому нельзя обойтись?

Думаю, на этот вопрос хотели бы получить ответ многие. В том числе и те представители общественных организаций, которые пришли на пикетирование. Стоя под окнами власть имущих, они держали в руках плакаты, призывающие отменить решение о реконструкции Феофании и впредь в своей деятельности руководствоваться законами Украины. Чиновники, которым это было адресовано, на призыв никак не реагировали, и только молоденький милиционер тщательно переписывал в блокнот все тексты с транспарантов.

По мнению пикетчиков, вся эта реконструкция была затеяна исключительно для того, чтобы отрезать лакомый кусок Феофании — 30 гектаров возле озер и отдать его под коттеджную застройку. Правда, для этого Киевраде пришлось проделать прямо-таки эквилибристический номер. Из 152 гектаров угодий, которые находятся в пользовании НАНУ, она своим решением передает 122 гектара государственному заповедному хозяйству «Феофания», а также оформляет на него 30 гектаров безлесной территории, на которой находятся хозяйственные и жилые постройки, растет фруктовый сад. Чтобы соблюсти баланс, тем же решением из территории заповедного хозяйства изымается и передается в ведение лесфонда 30 гектаров леса, которые теперь можно использовать по своему усмотрению. Зачем такие сложности? По закону, земли НАНУ нельзя передавать в частную собственность. Заповедные территории можно использовать только по целевому назначению, а изменить их границы и статус под силу только Верховной Раде Украины.

По счастливой «случайности» лесной участок оказался возле озер. Когда повнимательнее к нему присмотрелись, выяснилось, что эти земли резко деградировали, утратили ценность. Но чтобы добро совсем не пропало, его, то бишь земли, можно отвести под жилищное строительство.

— Схема давно отработана, — уверяли меня защитники природы. — На облюбованном участке леса затевают санитарную вырубку — в первую очередь сносят вековые, огромные деревья, которые будут мешать строительству. Затем пни засыпают строительным мусором и ахают: опять несанкционированный мусорник! И каждый шаг чиновники фиксируют на бумаге — комар носа не подточит! «Деградированный» участок леса разбивают на сотки и выделяют всем желающим под застройку. Не верите? Вот смотрите! — Мне показывают ксерокопии, на которых обозначены озера, а к ним примыкают огромные участки, обозначенные нечетными номерами. Неплохо кто-то поделил — 30 гектаров под пять коттеджей!

— Но, может, это народная молва придумала? — сомневаюсь я.

Как особо недоверчивой общественники показывают мне еще несколько схем. На одной из них видно, где заканчивается переулок Феофановский и начинается лес. Так вот прямо по деревьям, обозначенным на этой карте кружочками, начерчены 10 участков, правда, размерами скромнее предыдущих.

— Видимо, леса в столице так много, что желающие строиться могут получить участки не только для себя, но и для всех членов семьи. Как вы думаете, почему тут дважды вписаны фамилии Рябец, Кравченко, Яцук? — спрашивают активисты. — Думаете ошибка? Нет, фамилия одна, а инициалы разные! Нам стало известно, что в прошлом году было выделено пять участков по 10 соток, а в нынешнем уже нарезали 22. Но разве этим ограничатся?!

Листочки с этими схемами и фамилиями раздавали всем желающим. А вместе с ними и резолюции чиновников, напечатанные на фирменных бланках. Особенно умиляет принципиальная позиция ведомства, которое должно охранять окружающую природную среду. Выделение участков под застройку в Феофании разрешается, если при этом не будут сносить деревья!

Прочувствовав такую заботу государства о родной природе, союз «Порятунок Голосієва» в очередной раз написал письма во все инстанции, от которых зависит судьба Голосеевского леса. А точнее — присвоение ему статуса национального природного парка.

— На сей раз мы решили обратиться к Президенту Кучме с просьбой рассмотреть письмо лично, не пересылать его вниз по вертикали, — говорит М.Михалко. — В нем мы обосновали свою позицию, изложили все доводы, и даже подготовили проект указа о спасении нашего леса. Но увы! Письмо опять пошло гулять коридорами власти, и ответ мы получили из Министерства охраны окружающей среды. Нам в который раз сообщили, что Голосеевский лес «становить національне надбання українського народу». Министерство, как всегда, настроено прогрессивно — оно за новый статус леса, а тормозит благое дело Киевская горадминистрация. Вроде бы мы этого не знали раньше! Замминистра, который подписал письмо, уверен, что ландшафтный парк и национальный природный — одно и то же, и функции у них похожие. Поэтому присвоив небольшой части Голосеева статус ландшафтного парка, чиновники считают, что они свое дело сделали. Функции, может, и похожие, да статусы разные — в ландшафтном тоже легко можно затеять реконструкцию, а затем санитарную вырубку. Разве мало подобных примеров?..

Тот, кто считает, что столичная власть и те, кто над ней, не обращают никакого внимания на общественных защитников природы и их пикетирование, ошибается. А то, что никто из высоких кабинетов не вышел к людям, дабы или разделить их тревоги и взять проблему под контроль, или развеять сомнения и доказать: все их аргументы — выдумка, очередная «заказуха», так это ничего не значит — ну, люди заняты государственной службой. Однако же экологи-общественники были немало удивлены, когда на домах по улицах Метрологической и Заболотного рядом со своими объявлениями увидели чужие. Активисты приглашали «небайдужих до проблем довкілля» собраться возле мэрии в 14 часов, а неизвестные «помощники» перенесли это на 13 часов. В результате едва не сорвалось мероприятие — многие люди, поверив подметным письмам, пришли раньше и не увидев организаторов, удивились и разошлись. Были и другие звоночки. М.Михалко сообщил: его вызывали в очень ответственную организацию и с милой улыбкой выясняли, что именно известно ему и его собратьям-экологам о реконструкции в Феофании и будущем строительстве? С такой же улыбкой пообещали подать в суд за клевету. На что Михаил Ефимович согласился — тогда киевляне наконец-то обратят внимание на эту проблему и узнают много интересного как о сохранении лесов вокруг Киева, так и о том, куда идут бюджетные деньги.

— Никто особо не афиширует, но никто и не скрывает, что на так называемую реконструкцию выделено 17 миллионов гривен из госбюджета и 7 миллионов из городского. Видимо, другого применения этим средствам найти не удалось. Особенно если учесть, что уже не первый год тянется реконструкция Голосеевского парка имени М.Рыльского. Как только поставили памятник поэту, так обо всем остальном и забыли. Отговорка одна — нет денег. Даже центральный вход не оформили, как подобает в столице, раньше хоть много цветов высаживали, а теперь вокруг выгоревшая трава. Год назад ваша газета писала об этом парке и публиковала фотографии разрушенного молодежного павильона и фонтана «Рушник». Ничего с тех пор не изменилось, — с горечью рассказал М.Михалко.

Трудно не согласиться с тем, что парк, хоть и остается по-прежнему любимым местом отдыха тысяч киевлян, но на столичный статус явно не тянет. Тут почему-то не запланировано строительство бюветов и освещение аллей. Столько лет говорят о необходимости построить подземный переход, чтобы люди спокойно могли пройти в парк, но видимо газификация и телефонизация леса в Феофании городу более необходимы. Там и шлагбаумы предусмотрены, а в парке, где гуляет много детей, по дорожкам и газонам свободно разъезжают автомобили. Посетители местных ресторанчиков норовят поставить своих железных коней в тенечке, на травке. А чиновники Министерства охраны окружающей среды по-прежнему надеются, что зеленую голосеевскую зону защищает статус ландшафтного парка. Правда, при этом они отмечают, что все же существует «підвищений комерційний інтерес у зв’язку з земельною реформою».

Пожалуй, первой прокомментировать ситуацию в урочище Феофания отважилась газета Партии зеленых Украины. Ее лидер В.Кононов объяснил это тем, что «зеленых» беспокоит не то, кому и какие участки выделяют. Партию очень тревожит, с какой легкостью у нас нарушают законы, касающиеся охраны природы и в частности Голосеевского леса. Экологическая экспертиза, как правило, проводится с опозданием, после того, как топор уже сделал свое дело...

Пикетчики, постояв под окнами мэрии, собрались идти дальше — под Кабмин. Какой-то прохожий недовольно хмыкнул: «Началась предвыборная возня». На что природолюбы обиделись: «Мы действуем не от выборов до выборов, а постоянно. И стали бить тревогу еще в прошлом году, когда в Феофании началась вся эта история с географией. Разве можно спокойно наблюдать, как за бюджетные средства нищей страны подводят коммуникации под будущие замки?!»

Честно говоря, не такие уж и большие деньги тратятся на будущую телефонизацию урочища. И не такие мы уж бедные, чтобы экономить на прокладке канализации в лесу. Знаете, как без этого неудобно в ХХI веке? Спросите жителей частного сектора столицы — Жулян, к примеру, или Троещины, они вам все расскажут, поди лет двадцать ждут таких милостей от цивилизации. Но денег в бюджете на все не хватает.

Вот недавно официально сообщали, что на обустройство острова Коса Тузла выделили аж 35 миллионов гривен. За эту сумму обещают на всем острове почти евроремонт сделать, а если понадобится, то и вертолетные площадки построят. Может быть, соорудили бы еще чего-нибудь, да со средствами в казне туговато — после реконструкции надо ожидать новых действий в Феофании. А это, знаете ли, недешево бюджету обходится…