UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭКОЛОГИЯ ВХОДИТ В РЫНОК

Одной из новых возможностей для бизнеса является формирование и освоение быстроразвивающегося мирового рынка экологических товаров и услуг...

Автор: Ольга Попова

Одной из новых возможностей для бизнеса является формирование и освоение быстроразвивающегося мирового рынка экологических товаров и услуг. Пока еще нет окончательной международной классификации этого рынка, четкой статистики его развития. Но он существует и набирает сил, особенно в развитых странах.

Эксперты единодушно оценивают мировой рынок экологических товаров и услуг как весьма емкий (как минимум в размере 500 млрд. долл.) и один из самых динамично растущих и обновляющихся. Его ежегодный прирост составляет более 5 %, в отдельных странах темпы прироста прогнозируются еще выше. В частности, в странах Балтии — до 8 % в год, в Канаде — на уровне 10% в последующие пять лет. Рынок экологических товаров и услуг в странах Восточной Европы, включая СНГ, оценивается примерно в 20 млрд. долл., его среднегодовой прирост — более 1%.

В первой половине XXI века, согласно прогнозам, до 40% мирового производства составит продукция и технологии, связанные с экологией и энергетикой. Следовательно, компании, раньше других осознавшие и заложившие в свои стратегии новые возможности использования экологической составляющей бизнеса, получат реальные преимущества.

Экономическая эффективность экологических инвестиций

В мировой практике все больше утверждается понимание: охрана окружающей среды — явно экономическая инвестиция. Для образования треста технологий охраны окружающей среды в США инвесторы меньше чем за две недели собрали 128 млн. долларов, оценив это начинание как исключительно выгодное. Мероприятия по охране окружающей среды напрямую способствуют снижению издержек производства благодаря сокращению затрат, минимизации потерь и переработке отходов. Можно привести много примеров из зарубежной прессы о получении предприятиями денег «из мусора» или «из воздуха».

Доказать потенциальную возможность достаточно высокой прибыли на примере украинских предприятий при нынешней недостаточно развитой и жесткой законодательной базе, отсутствии действенного экономического механизма стимулирования природоохранной деятельности достаточно сложно. Хотя и здесь есть весьма красноречивые примеры. В частности, более чем десятилетний опыт природоохранной деятельности ОАО «Запорожсталь» демонстрирует ее достаточно высокую эффективность. Благодаря пуску аспирационной установки реконструированной доменной печи № 3, которая позволяет улавливать железосодержащую пыль, поступающую затем снова в производство, удалось получить ощутимый результат. 25-летний опыт использования почвозащитной системы земледелия и производства экологически чистой продукции в хозяйстве «Обрий» Шишацкого района Полтавской области убедительно свидетельствует об экономической выгодности инвестирования в такие проекты: показатель инновационной привлекательности — соотношение чистой прибыли к сумме инвестиций — составляет 1,3, инвестиции окупаются за три-четыре года. Опыт СП «Роква» по сбору вторичного сырья показывает: шиковать в этой сфере деятельности не приходится, но постепенно развиваться можно, обеспечивая новые рабочие места и регулярную зарплату рабочим.

Решение экологических проблем зачастую может объективно способствовать появлению новых возможностей и получению предприятиями новых выгод.

1. Перед компаниями открываются дополнительные возможности для развития деловой активности, что в конечном итоге повышает их конкурентные преимущества. Фирмы и страны, ранее других осуществившие капиталовложения в экологически чистые технологии, становятся лидерами на мировом рынке. Технологическое первенство в противовес приобщению к новым технологиям как таковому обеспечивает больший объем добавленной стоимости и монопольное положение в мире бизнеса. К примеру, Германия, где действуют наиболее жесткие экологические стандарты, увеличила долю экспорта экологических товаров при ослаблении позиций на рынке промышленной продукции в целом. На эту страну приходится 43% экологических патентов на товары, получившие международное признание.

Лидерство среди автопроизводителей в последнее время во многом определяется способностью решать экологические проблемы, соблюдать экологические нормы, которые все ужесточаются. В выигрыше оказываются компании, которые находят новые альтернативные виды топлива, создают экономные, экологически чистые двигатели, в частности гибридные — электро-дизельные, дизельно-газовые, разрабатывают легкие материалы для производства авточастей.

Примечательно, что для решения определенных экологических проблем объединяют усилия и правительство, и бизнес. В 2000 г. на автошоу в Детройте и Вашингтоне ведущие компании «Форд», «Дженерал моторс» и «Даймлер-Крайслер» представили опытные образцы эко-эффективных транспортных средств: Ford Prodigy (72 миль/галл.), GM Precept (80 миль/галл.,) Daimler Chrysler ESX3 (72 миль/галл.). В общем средняя топливная эффективность автомобилей выросла уже сегодня до 21,4 миль в галлон против 13,4 в 1970 г.

Дания, к примеру, является лидером ветроэнергетики (она составляет 8% всей производимой электроэнергии в стране), здесь производится около 50% всех ветротурбин, обеспечивая ежегодно около 1 млрд. долл. дохода. Ведущие места в этой сфере занимают также Германия, Испания, Индия.

2. С рынка уходят конкуренты, не способные выдержать высокие экологические стандарты. В практике развитых стран есть примеры, когда крупнейшие компании инициировали принятие определенного законодательства и стандартов, в частности на захоронение отходов в США в начале 90-х годов, поскольку они способствовали уходу с рынка ряда действующих компаний и препятствовали появлению новых конкурентов.

3. Передовой экологически ориентированный бизнес защищен от иностранной конкуренции. Скажем, запрещение использовать импортные одноразовые питьевые контейнеры под предлогом ограничения объемов мусора в Дании способствовало устранению зарубежных конкурентов, которым сложно и дорого транспортировать продукцию в стеклянной упаковке при относительно небольшом объеме рынка. К слову, переработка бутылок и других стеклянных емкостей в Дании составляет 99,6% — рекордный уровень в мире. В Швейцарии с 1 ноября 1990 г. действует запрет на производство и импорт поливинилхлоридных бутылок и упаковок.

Маркетинг экологического рынка

Понятно, что спрос на экологические товары и услуги, который пока в Украине небольшой, определяет соответствующее предложение. Но ведь и сам по себе рост экологического рынка может формировать соответствующий спрос вследствие эффективных, дешевых, практичных экологических решений, предлагаемых производителями.

Многие отечественные предприниматели уже осознали, что использование темы экологичности их товаров в маркетинге может принести определенные выгоды в конкурентной борьбе за рынки сбыта. Фраза «Фирма предлагает экологически чистую продукцию» все чаще встречается в рекламных изданиях. Но пока не выработано четких критериев экологичности для многих образцов продукции и нет механизма ее присвоения, утверждения об «экологической чистоте» являются не более чем рекламным трюком. Вместе с тем, наблюдающееся широкое использование этой темы в маркетинге свидетельствует о постепенном вхождении экологии в рынок. Значит, необходимо создать благоприятные условия для тех, кто действительно ратует за экологичность своих товаров.

Предполагается активизировать развитие национальной экоиндустрии и экологического рынка, исходя из следующих объективных обстоятельств.

Процесс присоединения Украины к ЕС. Европейский союз выдвигает к странам-кандидатам высокие экологические требования, следовательно, экологическая реформа неминуема. Необходимо будет прежде всего, заполнить пробелы в природоохранном законодательстве, приблизить его к требованиям Европейского союза, для чего потребуется принять свыше 200 законодательных актов. Это означает, что законы станут жестче, а правоохранительные меры — более строгими. Кстати, одним из трех приоритетов президентства Швеции в Европейском союзе в первом полугодии 2001 г. наряду с «расширением ЕС» и «полной занятостью» определена и «окружающая среда».

Несомненно, труднее обеспечить финансирование экологических мероприятий. В среднем меры, необходимые для соблюдения природоохранного законодательства ЕС, оцениваются в 95—145 долл. на душу населения в год (по оценкам экспертов ОЭСР). Это капиталовложения и эксплуатационные расходы станций очистки стоков, контроль загрязнения воздуха, эксплуатационные расходы на контроль отходов.

В Украине же капиталовложения природоохранного предназначения и текущие природоохранные расходы составляют, по нашим расчетам, только около 15 долл. на душу населения. Мало того — прослеживается тенденция их сокращения. Нынешние страны-кандидаты тоже начинали процесс присоединения к ЕС при незначительном финансировании природоохранных мероприятий, например, Словения — 74 долл. на душу населения, Эстония — 54 долл. (благодаря относительно благоприятному состоянию экономики страны и финансовой помощи Финляндии), другие страны Балтии — лишь около 10 долл., Болгария — 14, Румыния — 9 долл. (данные за 1996 г.). Заслуживает уважения их способность изыскивать и концентрировать финансовые ресурсы для решения этой проблемы.

Из опыта следует, что экологический блок в странах-претендентах значительно отстает от требований ЕС. В частности, по нашим оценкам и из опыта других стран-претендентов, Украине потребуется существенно усовершенствовать национальное законодательство по контролю за отходами — степень соответствия природоохранным требованиям ЕС в этой сфере самая низкая, — а также по химическим веществам, промышленному риску и биотехнологии. По уровню обеспеченности системами канализации и водоснабжения, переработки отходов Украина значительно отстает от стран-членов ЕС и стран-претендентов. Если в Венгрии 55% населенных пунктов имеют канализационную систему и систему водоснабжения, то в Украине только 26% населенных пунктов оснащены водопроводом и значительно меньше (6%) канализацией. Согласно европейским требованиям, канализационной системой должно быть охвачено не менее 90% населенных пунктов.

Отечественному бизнесу необходимо подготовиться к жестким правилам мировой торговли, одним из которых является соблюдение экологических норм и требований. Украинские предприятия, заботящиеся о своем имидже, стремящиеся экспортировать продукцию, уже осознали (некоторые реализовали) настоятельную необходимость сертификации по системе управления качеством ISO серии 9000. Также признана во всех странах мира Международная система управления окружающей средой ISO серии 14000. В июне 1997 г. в Украине утверждены международные стандарты экологического менеджмента (ЕМS как Государственные стандарты Украины (ДСТУ). Прямое применение их в качестве добровольных для организаций, органов, предприятий независимо от вида деятельности и формы собственности введено с 1.01.1998 г.

Внедрение системы управления средой (EMS) обычно следует после внедрения системы управления качеством (QMS). Тем же предприятиям, которые лишь начинают внедрение системы управления качеством, целесообразно параллельно разрабатывать и внедрять систему управления окружающей средой.

Повышение роли природоохранных стандартов обусловливается намерением Украины в ближайшее время присоединиться к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ) и вступить во Всемирную организацию торговли. При этом, согласно «Кодексу стандартов ГАТТ», национальные стандарты следует гармонизировать с международными, в т.ч. и в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, давление со стороны рынка, пока что внешнего, усиливается. Следовательно, будет активизироваться спрос на экологические товары и услуги.

Основываясь на анализе распределения инвестиций в последние годы, приоритетными направлениями (сегментами) дальнейшего развития национального экологического рынка были и в обозримом будущем будут:

1. Охрана водных ресурсов (приблизительно — 62% общих инвестиций);

2. Охрана атмосферного воздуха (16%);

3. Охрана недр и рациональное использование минеральных ресурсов, земель, сбережение природно-заповедного фонда (12%);

4. Рациональное использование, утилизация и переработка отходов (10%).

Создание благоприятных условий для развития экологической индустрии

Для развития малого и среднего экологического бизнеса и улучшения условий его деятельности правительству необходимо:

— специальными финансовыми и кредитными рычагами стимулировать производство экологических товаров и развитие сферы экологических услуг;

— стимулировать эффективный спрос на экологическую продукцию и услуги прежде всего политикой государственных приобретений. Обеспечивать облегченный доступ предприятиям, производящим экологическую продукцию, к услугам, предоставляемым правительственными структурами; непосредственно участвовать в маркетинге и демонстрации образцов экологических технологий;

— содействовать «позеленению» банков (например, внедрять программы оценки банками воздействия проектов на окружающую среду или учета необходимости инвестиций в охрану окружающей среды). Как известно, разработка экологического блока вопросов является очень важной для получения кредитов международных финансовых институтов, в частности ЕБРР;

— издавать периодический информационный бюллетень, содержащий постоянно обновляемую информацию о возможностях для проектов, развитии природоохранного законодательства, а также национальный каталог «Зеленые страницы», включающий перечень экологических предприятий и производимой ими продукции и услуг, открыть соответствующую страницу в Интернете. К сведению, такую информацию по другим странам, в частности Чехии, Венгрии, Польше, Словакии, можно получить из издаваемого региональным экологическим центром «Справочника экологического бизнеса» для стран Центральной и Восточной Европы, по России — из недавно издаваемых «Зеленых страниц»;

— создавать совместные экологические предприятия с западными компаниями и улучшать экспортные возможности: местные компании лучше знакомы с условиями и правилами местных рынков, а зарубежные более опытны в области маркетинга и менеджмента, обладают большим доступом к финансовым ресурсам и современным технологиям;

— создавать дополнительные целевые фонды для инвестирования экологической индустрии, которые бы способствовали обеспечению соответствующих предприятий стартовым капиталом и финансированию их на ранних стадиях развития, или же выделять для этого часть уже существующих правительственных фондов, например, фондов развития предприятий, для финансирования поставщиков экологических товаров и услуг.