UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЭКОЛОГИЯ НА ВЕЛОСИПЕДНОМ КОЛЕСЕ

Наверное, найдется нынче немало скептиков, думающих примерно так: «Какой такой велосипед в наше время?..

Автор: Надежда Федотко

Наверное, найдется нынче немало скептиков, думающих примерно так: «Какой такой велосипед в наше время? И так сколько проблем!» Николаевец же Антон Половенко считает, а главное, действует иначе. Например, взял и создал в Николаеве областную ассоциацию «Эковелодвижение», объединяющую энтузиастов велосипедного движения. Ее цель достаточно серьезная: привлечь жителей области к использованию велосипеда как транспортного средства.

Конечно, попытки всерьез рассматривать велосипед как средство передвижения предпринимались и раньше. Проблемой номер один назвал в свое время транспортный вопрос Клуб избирателей Николаевщины, предложив при этом свои способы для ее разрешения, в частности велосипед. В предвыборную пору вновь избранный состав николаевской мэрии, столкнувшись с недостатком транспорта на улицах областного центра, тоже вспомнил о велосипедах...

А между тем проблема городского транспорта и велосипеда как его альтернативы - явно не только местная, николаевская, и даже не украинская, она всеобщая. Голландские ученые, например, доказали, что регулярное пользование велосипедом приводит к снижению количества сердечно-сосудистых заболеваний, стабилизирует кровяное давление, насыщает кровь кислородом, способствует профилактике ревматизма и остеохондроза. А разве немаловажно при городской степени загазованности воздуха то, что велосипед - экологически чистый вид транспорта, к тому же - доступней, чем автомобиль?

Уважительный подход к велосипеду, а главное к нуждам велосипедистов, позволил странам Западной Европы за какой-то десяток лет создать развитую велосипедную инфраструктуру: велосипедные дорожки, велосипедные дорожные знаки, стоянки. А в некоторых странах Европы популяризация экологически чистого велосипедного транспорта - составная часть государственной политики. Да что там соседка Европа! Достаточно вспомнить невероятную популярность велосипедов в азиатских странах. А наши ближайшие соседи - россияне сегодня также всерьез разрабатывают вопрос активного использования велосипедов. Скажем, в Москве к 850-летию города (1997 год) уже размещены заказы на велосипеды для проката в парках и зонах отдыха, строятся велодорожки и стоянки, проектируется велотрасса, которая свяжет Москву и Зеленоград.

Казалось бы, в Украине, при наших неладах с горючим, освоение велосипедов должно решаться конструктивно. Впрочем, Николаев имеет все шансы первым из украинских городов заняться проблемами велодвижения.

Инициативная группа энтузиастов велодвижения Николаевщины начала формироваться в 1992 году. С этого времени ее члены участвовали в трех международных форумах «Экотура» - в Болгарии, Франции, Румынии. Естественно, неоднократно проводились велопутешествия по области и югу Украины. Несомненно, решающим моментом в становлении группы стало участие трех ее членов в международном конгрессе «Вело-Сити».

Поднимаемые на конгрессе вопросы использования велосипеда в городах у нас в Украине, как считает Антон Половенко, не развиты, ибо никто, по его мнению, всерьез не занимался построением велосипедного хозяйства. Отечественная велосипедная промышленность, как он считает, пребывает в умирающем состояния, ибо в Украине выпускается и реализуется гораздо меньше велосипедов, чем могло бы. В числе причин - низкая покупательная способность населения, низкое качество продукции, путаница во взаимных расчетах предприятий-поставщиков...

Выход энтузиаст велосипедного движения видит в организации сборочного производства велосипедов европейского качества на местах. А для этого надо заинтересовать западного производителя нашим рынком сбыта, в частности, он сообщил, что сейчас по этому вопросу уже ведутся предварительные переговоры с итальянцами.

О своих планах, о велосипедных проблемах в Украине А.Половенко, естественно, говорил на международном конгрессе. В результате были налажены многочисленные международные контакты с различными неправительственными эколого-велосипедными организациями из ряда европейских государств, Австралии, США и Канады. Антон Половенко принял участие в велотуре «Славутич-Берлин», проводившемся организациями «Украинская молодежная экологическая лига», «Стиль жизни», «Муравейник» и «Бунд югенд» (Германия) под девизом «На чистом транспорте - по чистым странам».

Нынче группа «Эковелодвижение» ставит перед собой задачу создания общественной организации, которая в сотрудничестве с городскими и областными властями способствовала бы разработке и осуществлению проекта «Николаев-Вело-Сити». В планах - организовать вместе с облГАИ строительство велосипедных дорожек на основных магистралях города, организация развитой сети велостоянок возле наиболее массовых мест в городе, на территориях предприятий, учреждений, организовать установку дорожных знаков, обеспечивающих удобную и безопасную эксплуатацию велосипедов, введение государственной регистрации велосипедов с присвоением им номеров.

Возможно, кому-то эти планы покажутся утопическими, или, по крайней мере, отдаленными. Однако с этим можно поспорить.