UA / RU
Поддержать ZN.ua

Эко-будущее начинается с «ЭКО+25%»

...Несколько лет назад группа экономистов, инженеров-экологов, других специалистов Всемирного банка изучала новаторские идеи, возникшие в нескольких государствах третьего мира...

Автор: Анатолий Толстоухов

...Несколько лет назад группа экономистов, инженеров-экологов, других специалистов Всемирного банка изучала новаторские идеи, возникшие в нескольких государствах третьего мира. Они установили, что настоящая проблема экологического загрязнения связана с так называемой проблемой города, с экологическим сознанием «человека города». Представьте: в 1960 году в городах проживала треть населения нашей планеты. А уже в 1999-м городское население составляло 50% от общего количества землян, и, по прогнозам экспертов, к 2030 году 61% человечества будут городскими жителями. В докладе Фонда народонаселения ООН сделан следующий прогноз, касающийся урбанизации: «...зона экологического и социального влияния городов продолжает увеличиваться, превращаясь в сплошную цепь городских и сельских населенных пунктов, для которых некоторые аспекты жизнеустройства становятся общими».

На Земле все меньше и меньше населенных пунктов, остающихся вне влияния динамики процесса урбанизации. Действительно, городские конгломераты с населением в десять и более миллионов человек уже стали обычным явлением. В то же время проблема городской конгломерации уже начала серьезно сказываться на ухудшении планетарной экологической ситуации. Эта проблема также актуальна и для Украины, особенно в наших экологически неблагополучных регионах — Днепропетровском, Запорожском, Донецком, Луганском и Херсонском. И если в среднем плотность выбросов вредных веществ по Украине на 1 км2 составляет 6,9 т, то, например, в Донецкой области плотность загрязнения воздуха превышает средний показатель в 6,6 раза, в Днепропетровской и Луганской областях — в 3,1 и 2,0 соответственно.

В наиболее загрязненных регионах Украины, вокруг центров металлургической, химической и угольной промышленности, живет и работает четверть населения страны — более 13 млн. человек. При этом, если на промышленную карту Украины наложить карту со статистическими данными о качестве здоровья населения, легко убедиться: пятна экологических загрязнений полностью совпадают с пиковыми показателями хронических заболеваний. Поскольку эти показатели в промышленном регионе значительно превышают средние по Украине, то большая часть населения тут не доживает даже до пенсионного возраста.

На случай повторения производственных аварий вроде Чернобыля парламентарии в свое время приняли Закон об охране окружающей среды, предполагающий определение экологически неблагоприятных зон и даже гарантирующий компенсацию ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан из-за нарушения законодательства. Более того, согласно ст. 10 этого закона и ст. 50 Конституции Украины, граждане имеют право на безопасные для жизни и здоровья условия. В законодательстве предусмотрена даже возможность экологических доплат. Согласно ст. 95 Бюджетного кодекса Украины, Кабинет министров имеет право определять коэффициент «на оздоровление регионов» в зависимости от «климатических и экологических особенностей административно-территориальных единиц», о чем неоднократно пытались напомнить правительству представители Запорожского и Донецкого областных советов.

В середине июля 2006 года президент во время пребывания в Донецкой области с нескрываемым волнением в голосе привел катастрофические цифры. «Тут жить нельзя!» — констатировал В. Ющенко, но этой констатацией все и ограничилось.

Как свидетельствует опыт, ждать, что государство «вдруг» осознает необходимость изменений, не приходится. Ведь и миллионы чернобыльцев, и 500 тысяч украинских горняков получили свои льготы не просто так, а благодаря многочисленным забастовкам и работе общественных организаций. Вот и получается, что без «гласа народа» поставить украинскую политику и экономику на экологические рельсы очень сложно.

Именно отношение к проблемам окружающей среды является определяющим для украинского общества. Сейчас у нас самый большой список политических партий и блоков, считающих, что они способны взять на себя политическую ответственность. Не надо быть большим аналитиком, чтобы понять: современные «державотворці» предпочитают элементарное манипулирование общественным мнением. За последний год мы поняли: эта «самая демократическая власть» весьма далека даже от общественного диалога, но (уже по определению «героев Майдана») не менее коррумпирована, безнравственна, нежели их предшественники. В современных условиях чрезвычайно важно создать другую — интеллектуально-экологическую атмосферу в украинском обществе. Позволю себе лишь раз прибегнуть к статистике, свидетельствующей о резком увеличении детской и материнской смертности в 13-ти промышленных регионах страны: из одной тысячи детей 10 умирают во время родов. Только за девять месяцев прошлого года уровень детской смертности возрос на 4%. На самых загрязненных территориях разразилась эпидемия туберкулеза. Только официально зарегистрированных больных туберкулезом у нас более миллиона человек. Ежегодно от туберкулеза умирает 10 тысяч украинцев. Многих из них можно было бы спасти при наличии средств. Настоящим несчастьем для украинцев стал рак, уносящий 100 тыс. жизней ежегодно... И этот печальный перечень можно продолжать. Последний государственный документ от Министерства экологии и природных ресурсов Украины «Национальный доклад о состоянии окружающей природной среды в Украине» датирован 2002 годом! По крайней мере с тех пор на веб-сайте этого ведомства более свежих мониторингов нет. Даже небольшой дискурс в статистику Минэкополитики приводит к пониманию: Украине нужно общество, объединенное вокруг экологической идеи. Общественное мнение и государственная политика Украины, касающиеся экологии, должны наконец-то когда-то встретиться. Ведь мир уже имеет положительный опыт в решении экологических проблем. Нам стоит обратить внимание на этот опыт.

Напомним, что фундаментальная основа экологического движения на Западе сформировалась в начале 50-х годов. Потомок русских революционеров Мюррей Букчин стал идеологом радикального экологического движения, написав ряд трудов, посвященных этой тематике. А после издания книги Рейчела Карсона «Безмолвная весна» было положено начало всему экологическому движению. Нужно отметить, что до 1968 года любая книга на экологическую тему считалась радикальной, так как бросала вызов основам существующей системы.

Экологическое движение в Западной Европе и Северной Америке вышло из массовых социальных протестов 60-х годов. И это заложило базу для развития экологического движения спустя десятилетия. В марте 1972 года на собрании общественности в г. Хобарт (Австралия) была сформирована первая экологическая партия в мире (Объединенная тасманская группа). Примерно в это же время в Канаде была сформирована «Малая партия» экологического толка. В мае 1972 г. собрание в Университете Виктории в Веллингтоне (Новая Зеландия) создало общенациональную «Партию ценностей».

В 70—80-е годы активисты экологических движений Германии, Италии, Великобритании, Голландии, Бельгии и других стран Европы проводили массовые уличные акции, вступали в конфликты с полицией, готовили петиции для правительств. Западные демократии отреагировали мерами по защите окружающей среды, и именно под давлением Партии зеленых Германии бывший канцлер Герхард Шредер пообещал закрыть 19 атомных станций (некоторые АЭС уже прекратили свою работу).

Экологические партии постепенно вырастали снизу, от уровней кварталов до муниципальных, а потом экорегиональных и эконациональных уровней. Часто они руководствовались процессом принятия решений с помощью консенсуса, сильные местные коалиции служили непременным условием для побед на выборах. Конечно, увеличение количества экологических организаций политической направленности объяснялось прежде всего тем, что именно зеленым легче всего было перебросить мостик между «высокой» политикой и заботами обычных людей. В качестве наглядного примера можно привести Германскую партию зеленых (ГПЗ), созданную на федеральном уровне в 1979 году. Эта партия известна своей оппозицией к ядерной энергии, как выражение антицентралистских и пацифистских ценностей. В 1983 г. ГПЗ получила 1 миллион голосов избирателей, что позволило политикам-экологам пройти в бундестаг. В 1998 г. ГПЗ попала в федеральное правительство вместе с Социал-демократической партией Германии в красно-зеленом альянсе, а один из активистов партии Йошка Фишер в свое время получил должность вице-канцлера. В 2001 году немецкие зеленые пришли к соглашению о свертывании ядерной энергетики в Германии, согласились оставаться в коалиции и поддерживать немецкое правительство канцлера Герхарда Шредера в вопросах войны в Афганистане. Это осложнило их отношения с зелеными в мире, но продемонстрировало, что зеленые способны на сложные политические соглашения и решительные действия.

В Северной Америке партия зеленых зародилась под влиянием антиядерных и экологических движений в Европе. На свой первый общий съезд активисты собрались в штате Орегон только в 1989 году. Как любая «третья» партия в Америке, зеленые столкнулись с проблемой доступа на общенациональные выборы. По их мнению, демократы и республиканцы специально создают препятствия для «третьих» партий, чтобы сохранить обычный баланс сил.

Учредительный съезд европейских зеленых партий и движений, состоявшийся в феврале 2004 г. в Риме, привел к созданию первой в Европе крупной транснациональной партии. Коллективными членами новой партии стали представители 32 стран — 25 стран расширенного Евросоюза, а также ряда государств, не входящих в эту крупнейшую континентальную организацию, таких как Украина, Румыния и Грузия. Из-за различий в национальных избирательных законах вновь образованная партия пока что не выдвигает собственных кандидатов, но оказывает поддержку своим партиям-основателям в соответствующих странах. Основные требования новой общеевропейской партии — отказ от ядерной энергетики, радикальное изменение отношения к существующей транспортной системе в Европе, утверждение на континенте новых социальных и экологических стандартов. Одним из цементирующих элементов внешнеполитической стратегии зеленых является протест против политики президента США Джорджа Буша в Ираке.

Как уже было сказано, большинство западных экологических движений сформировались под революционным влиянием 60-х. Часть из тех, кто возглавляет сегодня зеленые партии, были активными участниками уличных выступлений и крупных акций протеста против преступной системы. Тем временем та же система понемногу интегрировала бывших своих противников в сторонников. Не случайно на пути от внепарламентской оппозиции к правительственным коалициям все зеленое движение смещалось с левого фланга в центр политического спектра. И сегодня, по высказываниям самих же руководителей зеленых партий, им больше знакомы вкус шампанского и мягкая музыка светских приемов, а не запах «черемухи» и ропот народных масс.

На смену «атрофированным зеленым политикам» пришли другие радикалы — появились экотеррористы. «Наш фронт «Фронт освобождения животных» создан не для осуществления краткосрочных показательных акций, а для ведения войны. Войны продолжительной, тяжелой, кровавой», — заявляют они. Нет ничего странного в том, что этот «фронт», а также еще одна экологическая группировка радикального толка — «Фронт освобождения земли» — являются одними из опаснейших террористических организаций Соединенных Штатов и мира. Экотеррористы действительно опасны, хотя, по их утверждениям, проведенные ими акции еще не привели к человеческим жертвам. Так, в 1998 году бельгийские и британские «защитники животных» осуществили поджоги в закусочных «МакДональдс» и «Квик» в Антверпене. Активисты этих организаций практиковали радикальную тактику проявления своих взглядов: поджигали строительную технику, убирали разметку на стройплощадках, подрывали опоры ЛЭП. Только в США в 1998 г. было зарегистрировано около 100 инцидентов, направленных против отдельных государственных служащих и правительственных учреждений. Эти инциденты включали в себя поджоги, взрывы бомб, избиение служащих, обстрелы из огнестрельного оружия.

Таким образом, на Западе происходит поляризация в отношении к защите природной среды. Одни из них (зеленые) идут в тихие кабинеты с кондиционерами, тогда как другие (экорадикалы) подкладывают бомбы под экскаваторы, стреляют из огнестрельного оружия, то есть используют террористические методы борьбы. А завтра?..

А что же в Украине? Вопросами экологической защиты у нас начали заниматься еще до чернобыльской катастрофы, однако они развились в общественно-политическое движение уже после нее. Экологическая идея за несколько лет до обретения Украиной независимости была в авангарде общественно-политической активности. Вспомним, история политического экологического движения в Украине берет свое начало с неформальной общественной инициативы середины 80-х, то есть фактически с момента перестройки. Уже в июне 1989 г. в Украине действовало около 47 тысяч неформальных самодеятельных объединений, из которых 1946 позиционировали себя в качестве экологических (среди них крупнейшим было экологическое общественное объединение «Зелений світ», возникшее в декабре 1987 г. как реакция на ситуацию вокруг чернобыльской трагедии). Спецификой организаций этого спектра была не только общественная активность, но и осознание необходимости внедрения политических механизмов влияния для достижения своих целей, изменения ситуации к лучшему.

В 1988 году в Киеве состоялся первый большой санкционированный митинг, носивший исключительно экологическую направленность и организованный рядом организаций: «Спадщина», «Громада», экологическими объединениями «Зелений світ», «Ноосфера», «Зелене милосердя», «Небайдужі». На межреспубликанской конференции ассоциации «Зелений світ» 25—26 апреля 1989 г. было рекомендовано украинским (тогда еще советским) властям прекратить строительство и эксплуатацию атомных станций, рассекретить и сделать доступной каждому гражданину информацию о последствиях катастрофы на ЧАЭС и о реальной экологической ситуации в Украине. Идея создания экологической партии возникла в октябре 1989 года на учредительном съезде Украинской экологической ассоциации «Зелений світ». В то время рейтинг зеленых в Украине был очень высок, ведь, в отличие от других, тогда они еще могли делать конкретные дела.

30 сентября 1990 г. в Киеве состоялся учредительный съезд Партии зеленых Украины. Инициатором создания партии стала группа активистов Украинской экологической ассоциации «Зелений світ». В январе 1994 года Партия зеленых становится полноправным членом Европейской федерации зеленых партий. Во время выборов 1994 года ПЗУ, имея самый высокий рейтинг среди украинских партий, не смогла провести в парламент ни одного кандидата.

Первой политической победой ПЗУ стали парламентские выборы в 1998 году. На первых в Украине выборах по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе ПЗУ получила 5,4% голосов, что дало ей 19 депутатских мандатов. Большинство аналитиков называют именно политический брэнд Партии зеленых главной причиной успеха на выборах в 1998-м. Но на выборах в 2002 году ПЗУ не преодолела 4-процентный барьер. Одной из причин поражения было клонирование зеленых партий: депутаты Орест Мельников и Михаил Гуцол, вышедшие из фракции ПЗУ, инициировали процесс создания новых партий зеленого спектра. Михаил Гуцол сначала создал экологическую партию «Захист», а со временем политический блок «Райдуга», использовавший экологические лозунги. Орест Мельников создал под себя Зеленую партию ХХІ и перешел во фракцию Юлии Тимошенко «Батьківщина». Кстати, сам факт политического клонирования свидетельствует о том, что в Украине экологическая идеология становится все более весомым элементом игры и одним из элементов выигрышной стратегии политических сил. Вместе с тем, печальный политический опыт ПЗУ (а с ним — и успешный опыт немецких альянсов зеленых и красно-зеленых) свидетельствует, что в данное время наиболее эффективной стратегией для экологической политической партии является блокирование с «идеологическими» политическими силами, а нежелание блокироваться может привести к политическому поражению и маргинализации экологической силы в политике.

По состоянию на 2002 г., в Украине действовало всего лишь 150—200 неправительственных экологических организаций общей численностью до пяти тысяч активистов. За весь период независимости количество экологических организаций уменьшилось в 10 раз, и из авангарда политической силы они превратились в ее арьергард. Одним из самых больших препятствий, тормозящих любой политический прогресс при решении экологических проблем усилиями общественных организаций, является недостаточное финансирование и общий уровень непонимания экологических проблем большинством населения, включая тех, кто принимает соответствующие решения. Природозащитная деятельность НОО (неправительственных общественных организаций) включает общественный контроль за выполнением природоохранного законодательства, общественный экологический мониторинг и участие в расширении территории заповедного фонда. Акции экологического протеста проходят в форме митингов, демонстраций, пикетирования или распространения листовок. В ряде случаев акции протеста бывают результативными и приводят к положительным сдвигам. Самой эффективной акцией зеленых Крымского полуострова в последние годы было блокирование строительства Крымской АЭС. В Киеве при активной поддержке экологических организаций было принято решение об объявлении столицы Украины безъядерной зоной. В Горловке было достигнуто соглашение о закрытии отдельных участков экологически вредных производств, а практически на всех государственных промышленных предприятиях города были приняты экологические программы. Но ведь нужно быть реалистами, все это только начало, фундамент для истинно государственного и общественного понимания роли экологии для Украины.

Среди эффективно действующих общественных организаций самого большого внимания заслуживает созданная в декабре 1997 года при содействии НДП неправительственная общественная организация Всеукраинская экологическая лига (ВЭЛ). В 2000 году впервые по инициативе этой общественной организации в Верховной Раде Украины прошли экологические парламентские слушания «О реализации экологической политики и соблюдении экологического законодательства в Украине». По инициативе главы организации с 2000 года активисты ВЭЛ реализуют проект «Парк тысячелетий». В рамках всеукраинской акции «Посади свое дерево» заложены аллеи «Согласия» почти во всех областных центрах Украины. Всеукраинская экологическая лига в скором времени представит «Экологическую энциклопедию», выступает за принятие экологического кодекса, до которого уже несколько лет в парламенте не доходят руки.

Как видим, история и опыт экологического движения в Украине и мире показывает, что защита природы всегда была одной из главных, а порой и главнейших задач активной части населения.

Между тем наша страна стоит на пороге новых парламентских выборов. Мы выбираем партию, которая способна улучшить нашу жизнь, — какой путь в будущее нам предлагают?

Анализ предвыборных программ показывает, что большинство политических игроков (партий и блоков) уделяет экологической проблематике достаточно внимания. В соответствии с предвыборными программами партий и блоков, с точки зрения экологической проблематики, данные политические силы можно разделить на три блока.

Первый блок: четыре политические партии, позиционирующие себя в качестве «экологических».

Кроме политической партии Партия зеленых Украины, партии экологического спасения «ЭКО + 25%», в блок входят партия «Зелена планета», а также социально-экологическая партия «Союз. Чорнобиль. Україна».

Согласно предвыборной программе, Партия зеленых Украины выступает за согласование экологических и экономических факторов развития, отдавая при этом приоритет экологии. За экологическую и социальную гармонию, защиту экологических прав гражданина, за интегрированную экологическую политику.

Ставит перед собою задачу обеспечить экологически сбалансированные жизненные потребности на основе бережного использования природных ресурсов, поскольку это является единственно возможным способом гармонизации природной и искусственной сред во имя нынешнего и будущего поколений, фактором качественных изменений социально-экономического и экологического состояния Украины. ПЗУ выступает за глубокую структурную перестройку экономики. Цель такой перестройки — достижение устойчивого баланса между нагрузкой на окружающую среду и способностью среды к самообновлению. Кроме того, программа ПЗУ предполагает, что сверхзадачей социально-экономической и экологической политики должно быть формирование основ экологически устойчивого, постоянного развития.

Следует отметить, что отдельные положения программы Партии зеленых тождественны положениям программы «Эко+25%», но отдельные узкоспециальные положения малопонятны рядовому гражданину. То есть программа не имеет адресности, не направлена на конкретное лицо.

Предвыборная программа партии экологического спасения «ЭКО + 25%» основана на следующих принципах.

Внедрение политики и экологических технологий, направленных на защиту среды проживания граждан. А также на принципе экодемократии — все граждане имеют право выражать свои взгляды и могут принимать прямое участие в выработке и принятии экологических, экономических, социальных и политических решений.

«ЭКО + 25%» ставит перед собой следующие цели:

1. В экономической политике программа партии направлена на решение основной социальной задачи — повышение благосостояния граждан. Выйти на устойчивый экономический рост и обеспечить прирост инвестиций на уровне не ниже 25% в год.

2. Сделать экосоциальную политику исходным направлением проектирования государственного бюджета Украины. Основные целевые ориентиры «ЭКО+25%» в развитии экосоциальной сферы — довести долю зарплаты в структуре распределения национального дохода до уровня не менее 75. Удвоить реальную оплату труда и пенсию в течение двух лет за счет проведения соответствующей политики доходов и бюджетной политики. До 2010 г. достичь повышения реальной оплаты труда в четыре раза. Ввести 25-процентные надбавки к зарплатам, пенсиям, стипендиям и всем социальным выплатам для жителей экологически загрязненных территорий.

3. В гуманитарной политике стоит задача обеспечить высокое качество образования. Развитие и распространение экологического образования. Повышение уровня оплаты труда учителей, их социального статуса в обществе. Дальнейшее развитие культурных традиций украинского общества, обеспечение свободы творчества, осуществление поддержки различных институтов культуры — от учреждений, являющихся национальным достоянием, до школьных библиотек и коллективов самодеятельности.

4. Ввести принципы экологизации и экономизации во внешнеполитической деятельности. Ввести обязательную проверку на экономическую и экологическую целесообразность всех решений в сфере внешней политики. Прежде всего, обеспечить государственный нейтралитет и сформировать стратегию взаимодействия с ЕС, Россией и США. Поддерживать тесное сотрудничество со странами-соседями во всех направлениях, используя налаженные связи, в том числе в реализации новых региональных интеграционных проектов, и взвешенно использовать транзитный потенциал Украины.

«ЭКО + 25%» категорически против:

— любых действий, которые могут нанести вред народу Украины, его существованию и развитию;

— любого строительства в природоохранных зонах;

— ввоза любых химических отходов, в том числе ядерных;

— любых проектов государственного или регионального значения, которые на современном этапе или в перспективе могут повредить украинскому народу, его будущему.

Руководство партии «Зелена планета» (прежде всего лидер — Н.Земная (Зубицкая) позиционирует себя сквозь призму тезиса, что попасть в Верховную Раду является не целью, а способом для создания и лоббирования в парламенте законов, направленных на обеспечение условий для экологической безопасности, полноценного физического и духовного развития человека, общественно-политического, демографического, экономического здоровья общества. Сейчас предвыборная работа заключается в том, чтобы «перестроить сознание людей, дабы научить их жить в гармонии и единстве с природой и как следствие друг с другом». А «если партия пройдет в парламент, то предложит так называемый «Кодекс здоровья Украины», в котором будем предлагать чистую землю, чистые продукты, чистую воду, чистую речь и чистую политику».

Отдельно вносится предложение «создать экологический кодекс Украины, ряд законов, которые бы защищали и приумножали национальный экологический фонд, обеспечили страхование объектов экологического назначения. Провести масштабную инвентаризацию всех экологически опасных объектов и разработать государственную программу их ликвидации, защиты, локализации, оздоровления». В целом политическая программа партии «Зелена планета» страдает некой описательностью, излишней экспрессивностью, порой граничащей с популизмом.

Социально-экологическая партия «Союз. Чорнобиль. Україна».

В рамках пункта предвыборной программы «Нет — экологическим катастрофам!» выступает за разработку экологической модели Украины «Современное состояние и перспектива», создание механизмов обязательного выполнения экологического законодательства Украины и жесткую систему ответственности за его нарушение. Намерена создать сеть региональных центров экологической реабилитации, разработать и утвердить комплексную программу экологической реабилитации зон, пострадавших от чернобыльской катастрофы. Одна из задач — взять под постоянный общественный контроль строительство объекта «Укрытие» четвертого энергоблока ЧАЭС.

Партия, как и подавляющее большинство других, является противником превращения Украины в целом и чернобыльской зоны в частности в могильник для радиоактивных и химических отходов со всего мира. Выступает против использования производственных технологий, загрязняющих природную среду, а также против варварского, не обоснованного нуждами государства разграбления природных ресурсов страны.

В целом большинство положений программы социально-экологической партии «Союз. Чорнобиль. Україна» носят крайне абстрактный характер, что усложняет электоральное позиционирование партии не в чернобыльский зоне, а по всей Украине.

Второй блок: партии и блоки, очертившие экологическую проблематику в предвыборных программах.

К этим силам можно отнести Партию социальной защиты, Блок Наталии Витренко, Всеукраинскую партию народного доверия, «Європейську столицю», Блок Литвина.

Партия социальной защиты выступает против бездумной эксплуатации сырьевой отрасли, за внедрение высоких технологий в сырьевые отрасли промышленности. Эксплуатация и разработка недр и природных месторождений должна осуществляться на принципах социальной справедливости, в соответствии с экологическими нормами и заботой о будущих поколениях страны.

В целом в программе Партии социальной защиты отсутствует конкретика, что ограничивает потенциал программы малоконструктивной критикой и дискретными, не очень логичными призывами.

Блок Наталии Витренко основной задачей экологической политики считает государственное внимание к регионам и в будущем намерен предложить специальные программы для преодоления экологического бедствия в Луганской, Запорожской и Николаевской областях. То есть потенциальная экоаудитория программы ограничена тремя областями.

Всеукраинская партия народного доверия, заботясь о здоровье украинцев, предлагает изменить отношение к окружающей среде. Основными принципами нового подхода должны, по их мнению, стать сохранение природы и здоровья человека. Партия выступает за обеспечение баланса интересов хозяйственной деятельности и экологической безопасности.

Очевидно, что авторы программы ограничились алармизмом и негативистикой, что (ввиду отсутствия конструктивных позиций) вызывает мало доверия.

Партия «Європейська столиця», касаясь экологической проблематики, исходит из того, что Киев — это европейское качество предоставления услуг и обеспечения экологически чистой окружающей среды.

Экоаудитория программы ограничивается только Киевом, что свидетельствует о том, что главная задача партии — не провести кандидатов в Верховную Раду, а обрести контроль над Киевским городским советом.

Блок Литвина в экополитике стремится внедрить карты экологической ситуации с определением нормативов бюджетных расходов на ее оздоровление в разрезе регионов. Но удачно найденная «фишка» не подкрепляется более концептуальными положениями по экологии.

Третий блок: политические силы, обходящие вниманием экологическую проблематику.

Так, вообще отсутствует экологическая тематика в программе «Украина у нас одна!» блока «Наша Украина», хотя в общих терминах она имеется в программе партии НСНУ — это «развитие экологических технологий».

К этой категории можно также отнести: Партию регионов, оппозиционный блок «Не так», КПУ, Либерально-демократическую партию Украины, партию «Віче», Блок Лазаренко, «Народний рух України за єдність», партию «Трудова Україна», блок БЮТ и т.д.

Сегодня все прекрасно понимают, что особенность группы лидеров парламентской гонки и некоторых других блоков в том, что почти каждая из ее сил является определенным образом «личностно-брэндовой». То есть политический имидж силы или блока раскручивается вокруг определенной политической персоны — лидера блока (партии). Основная предвыборная стратегия этих сил — преимущественно поддержка положительного имиджа брэнда посредством имиджа его лидера, а не заострении внимания на выполнении своих предвыборных программ. И тем более, в чем я глубоко убежден, после 26 марта с.г. все они сразу забудут о такой для них «неважной» вещи, как обещания, а с ними и об экологии нашей с вами страны. Ведь большинство политических сил, включая в свою программу пункты об охране окружающей среды, дальше популизма не идут. Ратуя за чистую окружающую среду, партии в то же время ставят решения экологических проблем на последнее место. Раньше, да порой и сейчас, было слышно много нареканий на то, что большинство политических сил на первое место ставят социальные ценности, а не духовные или культурные, и что культура финансируется по остаточному принципу. Поэтому сегодня едва ли не основной проблемой политикума является то, что все стали «высоконравственными» и «духовными», а нишу остаточности отвели экологии. Но не будем забывать, что забота о чистом воздухе сегодня — залог здоровья и жизни наших детей завтра.

На самом деле только объединение общественного мнения и взвешенной, осознанной государственной позиции по экологической проблематике могут принести Украине реальную, а не декларативную историческую перспективу. А для реального спасения нужна экомодель общественного развития в условиях глобального мира. Я считаю, что партией, которая в перспективе, объединившись вместе с другими, способна воплотить в жизнь программу ЭКОразвития, является партия экологического спасения «ЭКО+25%».

На политическом поле Украины должен появиться сильный игрок универсального склада, но с «экологическим стержнем». ПЗУ за 15 лет до этого не доросла, а «ЭКО+25%» должна явить пример «эковундеркинда», внедрившись после реализации своих обязательств в другую политическую силу как систему.

Общественные организации должны понять, что окружающая среда — это не «огороды по 0,5 сотки», о которых каждый должен позаботиться отдельно и заработать на них. Если политика «вообще» сейчас больше разъединяет, то экология должна объединять.

Государственная политика должна не просто учитывать экологические аспекты развития, а базироваться на этой парадигме. Для начала необходимо объявить следующий год Годом экологии. Сегодня только пять процентов граждан заботятся об экологии как идеологическом приоритете. Жизнь вынуждает нас быстро ревизовать свои ориентации. Глубоко убежден, что мы должны говорить об экодемократии, экоразвитии, экополитике и экобудущем, и двигаться в этом направлении практически.

Демократия гражданского участия и ответственности позволит нам проскочить, словно между Сциллой и Харибдой, между «демократией силы» и «демократией спекуляций» к настоящим ценностям развития человека, общества, государства.