Украина входит в список стран, в которых фиксируется недостаток водных ресурсов. Мы занимаем 32-е место из 40 стран Европы по этому показателю — всего 4% территории страны занимают водоемы. Запасы воды пополняются преимущественно через осадки. Поэтому аномальная жара, которую мы наблюдаем все чаще в последние годы, лишь усиливает водный дефицит. Только за последние десять лет количество осадков в Украине летом уменьшилось на 15–27%. А меньшее количество воды означает повышение концентрации загрязнения в ней.
Но не только внешние и природные факторы влияют на количество и качество водных ресурсов в Украине. Из-за хозяйственной деятельности люди загрязняют воду своими действиями.
Насколько сильно это происходит, как с проблемой борется ЕС и что делать украинской власти, чтобы решить проблему?
Сельское хозяйство в Украине меньше всего загрязняет воду: почему это не так
Среди основных загрязнителей воды выделяют ЖКХ (77%), потом промышленность (22), а сельское хозяйство занимает последнее место в списке (0,5%) согласно подсчетам данных государственной статистики.
Однако есть одна проблема. Эти цифры не отражают реального влияния сельского хозяйства на водную среду. Во-первых, официальная статистика говорит, что сектор сельского хозяйства в Украине потребляет около 20% водных ресурсов. Вместе с тем в ЕС около 40% воды идет на нужды агросектора, а в мире — 70%. Можно было бы предположить, что мы эффективно используем водный ресурс. Но это не так, ведь часть хозяйств, например, вообще не обязаны учитывать воду и отчитываться о ее использовании.
Во-вторых, специфика использования воды в сельском хозяйстве усложняет подсчет реального объема загрязнения. Часть агрохимикатов смывается с полей в водоемы с поверхностным или подземным стоком воды. В таком случае нет условной трубы, как на заводе, где можно было бы в одном месте измерить, сколько загрязнения вытекло из аграрного хозяйства. Ведь загрязнение рассеяно на большой территории поля, что усложняет измерения. Но отсутствие измерения не означает, что загрязнения нет. О превышении содержания нитратов, фосфатов и пестицидов в водоемах свидетельствуют данные государственного, международного и общественного мониторинга.
К примеру, Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины в феврале показало результаты скрининга бассейна Днепра. Он выявил много ядохимикатов сельхозназначения, в частности запрещенные еще в 60-е годы ХХ века. Одно из веществ (карбендазим) находилось почти в каждом втором образце воды. По другому (атразину), относящемуся к приоритетным веществам для мониторинга загрязнения воды в ЕС, зафиксировано превышение безопасного уровня.
Такие неутешительные результаты получены с мониторинговых точек на больших реках, которым свойствення относительно высокая устойчивость к загрязнению и способность к восстановлению. Совсем другая ситуация с меньшими реками и водоемами. Несмотря на то, что мониторинг для небольших водоемов не проводится, именно они наиболее уязвимы к загрязнению. Ведь меньшие реки являются буферами, которые первыми принимают на себя удар загрязнения с тех же полей.
Как в ЕС заботятся о воде
В ЕС загрязнение воды нитратами и другими питательными веществами от агросектора в конце 2000-х составляло 50–80% от общего загрязнения воды. Чтобы уменьшить эту проблему, ЕС разработал Нитратную директиву. Она предусматривает две ключевые вещи.
Первая — определить, какие зоны являются уязвимыми к такому загрязнению. Это предполагает регулярный мониторинг территорий и разработку плана действий для решения проблемы.
Вторая — правила для использования более экологичных практик и технологий в хозяйствах, а также поддержка сельхозпроизводителей за внедрение и соблюдение экологических практик.
Сейчас в ЕС 40% территории имеют статус «уязвимые зоны». Использование удобрений постепенно уменьшается: с середины 2000-х — примерно на 10%. Европейский зеленый курс и стратегия «От фермы до вилки», преследующие цель сделать Европу климатически-нейтральной и минимизировать влияние на окружающую среду, предполагает сокращение использования удобрений еще на 20% к 2030 году. Также загрязнение воды в ЕС стабилизировалось, и концентрация нитратов начала уменьшаться в 70% водоемов и 66% подземных вод.
Как агросектор и нитраты загрязняют украинскую воду
В Украине вода загрязняется нитратами от сельского хозяйства под влиянием нескольких факторов. Во-первых, это нерациональное использование удобрений: их хранят и вносят вблизи водоемов, могут применять в чрезмерных количествах, на склоновых участках, при неблагоприятных погодных условиях.
Более половины территории Украины — это пашня, то есть земельные участки, которые систематически обрабатывают и используют под посевы сельскохозяйственных культур. С начала 2000-х и по сей день внесение в землю азотных удобрений выросло в 7,5 раза, а среднее значение в целом для минеральных удобрений — приблизительно в четыре раза. Кроме этого, с повышением использования именно минеральных удобрений связывают рост выбросов парниковых газов от сельского хозяйства страны: за последнее десятилетие — почти на 30%. Сейчас такие выбросы имеют наибольший потенциал к росту.
Во-вторых, вода загрязняется из-за ненадлежащего обращения с отходами животноводства и их высокой концентрацией. Часто отходы животноводства хранятся без изоляции от грунта, воды, воздуха. То есть вредные вещества беспрепятственно попадают в эти компоненты природы.
В целом 74% мяса на рынке Украины в 2015 году производили десять компаний на промышленных фермах. Такая значительная концентрация поголовья на крупнейших животноводческих предприятиях означает также концентрацию большого количества отходов животноводства, а значит, и высокий риск нитратного загрязнения. Вместе с тем животноводство является одним из наиболее «жаждущих» водных ресурсов направлений: на один килограмм мяса требуется от 5 тыс. до 15 тыс. литров воды. Так что предприятия должны иметь бесперебойный доступ к значительному количеству воды и находятся возле водоемов или бассейнов артезианских вод.
Что делать?
Украинское правительство поддерживает развитие агросектора, в частности промышленного животноводства. Оно стало приоритетной отраслью с введением государством дотаций с 2017 года. Часть государственной поддержки агросектора идет на удешевление кредитов и компенсации за приобретение некоторой техники. Также для облегчения жизни аграриев недавно Верховная Рада снизила ставку НДС (с 20 до 14%).
Но одновременно с подобными действиями для наращивания производства государство не готово инвестировать в необходимую инфраструктуру для безопасного обращения с неотъемлемым звеном производства, а именно: с отходами животноводства и агрохимикатами. К тому же наша страна до сих пор не смогла внедрить современные экостандарты и экологический надзор за агросектором. Это остается огромным пробелом в системе экологического управления в стране.
Шаги, которые должна предпринять власть, чтобы решить эту проблему.
- Верховная Рада должна внести изменения в законодательство о контроле над загрязнением и обращением с отходами животноводства: предусмотреть и зафиксировать полномочия органов власти, отвечающих за проведение экологической политики и осуществление контроля (Министерство окружающей среды и Госэкоинспекция). В частности, надо принять законопроект №3091 о государственном экологическом контроле;
- Министерство экономического развития, торговли и сельского хозяйства, Министерство окружающей среды и новообразованное Министерство аграрной политики и продовольствия должны принять необходимые документы, внедряющие требования Нитратной директивы ЕС в украинских реалиях: в частности, внедрить методику и определить уязвимые к загрязнению зоны, утвердить правила для агропроизводителей, которые позволят уменьшить загрязнение нитратами;
- правительство должно гарантировать, что система государственной поддержки аграриев будет направлена на экологизацию сектора, дотации, субсидии, компенсации или грантовые программы для малых и средних сельхозпроизводителей. Внедрение экологических практик и технологий на агропредприятиях должно стать одним из условий для получения господдержки. При этом важно контролировать целевое использование средств и мониторить изменения в состоянии окружающей среды вблизи производств.
Больше статей Анны Даниляк читайте по ссылке.