Некоторые редкие виды морских птиц (в основном, чаек), занесенные в Красную книгу, гнездятся лишь в трех местах на всем земном шаре. Бедным птичкам откровенно не повезло — одним из этих мест оказалось азовское побережье Донецкой области. Чайки высиживают здесь своих птенцов. В этот период сами они и их потомство абсолютно беззащитны, за их жизнь и безопасность «бьются» только 56 инспекторов природоохранной службы, две милицейских группы быстрого реагирования и немногочисленные активисты экологических организаций. По другую сторону баррикад — миллионные толпы отдыхающих.
Азовское побережье Донецкой области является одним из самых популярных отечественных курортов. Отпускников не отпугивают даже расположенные прямо на берегу моря два металлургических гиганта — ММК имени Ильича и «Азовсталь». Приазовье, как показывает официальная статистика, имеет на удивление стабильную клиентуру. Каждый год сюда приезжают около семи миллионов человек из промышленных мегаполисов Донецкой и Луганской областей. Отдыхают «по-донецки», с размахом. Не признают никаких ограничений, потому что «душа праздника просит». По количеству дорогих авто местные курорты заткнут за пояс любой Куршавель вместе с Мальдивами, а вечерние фейерверки больше напоминают отражение массированного воздушного налета, нежели увеселительное мероприятие… Курортников не смущают даже случающиеся вспышки кишечных инфекций (водоснабжение в приморских районах — отдельная тема) и закрытие некоторых пляжей по предписанию санитарно-эпидемиологической службы.
Кипучий энтузиазм отдыхающих от трудов дончан губит последние уголки дикой природы на побережье, заявляют местные экологи. Проблема приобрела такой масштаб, что неповоротливый бюрократический аппарат вынужден был отреагировать. Губернатор Донецкой области Владимир Логвиненко недавно сообщил журналистам, что подписал распоряжение об усилении охраны расположенного на берегу Азовского моря регионального ландшафтного парка «Меотида». Руководитель областной администрации, кстати, признался, что информацию о происходящем на побережье получил не от своих подчиненных, а от журналистов. То ли «лояльные» до судорог чиновники не осмелились побеспокоить начальство плохими новостями, то ли самим экологам проще пожаловаться масс-медиа, чем областному руководству…
Губернатор даже пообещал, по возможности, поспособствовать введению крупных штрафов за бесчинство на заповедных территориях. «Я сторонник жестких финансовых мер. И пока мы не будем иметь нормативную базу, которая будет достаточно серьезно наказывать финансово, порядка не наведем. Не надо этого бояться. У нас меньше будет несанкционированных свалок и других проблем, связанных с содержанием территорий. Поверьте, зарубежный опыт подтверждает мою версию», — заверил он.
В этом году настоящим бедствием для заповедных территорий донецкого Приазовья стали элитные внедорожники. Точнее, «люди при больших погонах и должностях» за рулем автомобилей такого класса. Как известно, этой категории населения вообще тяжело что-либо объяснить, а заставить соблюдать закон — практически невозможно. На Белосарайской косе ландшафтный парк занимает 68 километров побережья, и на всей этой территории проезд автотранспорта запрещен. Курортникам позволено посещать «Меотиду» (на то она и парк), но исключительно пешком. Законопослушных граждан почему-то оказывается меньше, чем «правильных пацанов», считающих, что ходить пешком — «западло». Инспекторы экологической службы отчаялись гадать, где именно следует ждать очередного прорыва тяжелой техники.
Борцам за сохранение дикой природы от диких людей пришлось прибегнуть к экстренным мерам. Сотрудники «Меотиды» просто выкопали рвы наподобие противотанковых на всех дорогах, ведущих в парк. «Раньше мы пытались ставить шлагбаум, но не помогало. Бывало, подъезжает какой-нибудь джип и оттуда сразу охраннику: «Открывай!». Тот пытается объяснить, что нельзя, закрытая территория. Тогда начинается: «Ты че, блин, хочешь, чтобы завтра в твоей караулке наркоту нашли? Найдут!» Конечно, мы тоже поступили в какой-то степени незаконно, но надо же что-то делать!» — говорит начальник отдела «Белосарайский» регионального ландшафтного парка «Меотида» Андрей Кияненко.
Донецких курортников тянет именно в места, наиболее строго охраняемые. На территории парка есть закрытая зона относительно небольшой площади — пять гектаров. Туда не пускают вообще никого, поскольку именно там птицы высиживают птенцов и воспитывают потомство. Во всей Украине это единственное место, где еще можно встретить черноголовых хохотунов — редких чаек, прозванных так за то, что их крик напоминает человеческий смех. Эти чайки в свое время вообще чуть не исчезли с лица земли. Нынешним летом в эти края впервые за всю историю Приазовья наведались кучерявые пеликаны, занесенные в Красную книгу. Здешние птицы, как выражаются экологи, антрополерантны, то есть кое-как согласны мириться с присутствием человека. Но в период гнездования пернатым жителям азовского побережья необходимо уединение.
Любой человек, который нарушит в это время покой обитающих здесь птиц, станет невольным убийцей десятков невылупившихся птенцов. Для этого колонию чаек достаточно спугнуть с насиженного места всего на полчаса. Дебиловатые «любители природы», с радостным ржанием фотографирующие на мобильник разлетающихся птиц, об этом, разумеется, и не подозревают. Их гламурные подруги, хватающие птенцов с визгом: «Смотри, какой миленький!», также не ведают, что обрекают «миленького птенчика» на смерть, поскольку чайки не станут кормить и защищать своего детеныша, побывавшего в человеческих руках. Только этим экологи и объясняют все суровые запреты. Пока им удалось добиться лишь того, что к берегам «Меотиды» больше не причаливают браконьерские и прогулочные суда.
«Проникновений с моря стало в десятки раз меньше, потому что, во-первых, мы обзавелись мощной техникой — получили хороший катер, во-вторых, наладили эффективное взаимодействие с пограничниками (ландшафтный парк расположен неподалеку от российской границы. — Авт.) и рыбинспекцией», — пояснил директор «Меотиды» Геннадий Молодан. По его словам, пусть не этим, но следующим летом готовятся и сюрпризы для владельцев джипов. «Для борьбы с автотранспортом уже приняли решение: мы вообще уничтожим все дороги, ведущие в глубь парка, в закрытые зоны. А на границах территории поставим везде нормальные шлагбаумы, которые нельзя будет сорвать буксиром или объехать», — пообещал он. Кстати, пару лет назад тот же Молодан жаловался журналистам, что некоторых особо непонятливых туристов, застигнутых инспекторами на запретной территории, приходилось не просто брать под белы рученьки, а еще и оные рученьки заламывать за спину, ибо по-другому привить уважение к природе не удалось.
Статус регионального ландшафтного парка «Меотида» получила еще в 2000 году. С тех пор энтузиасты смогли воссоздать на выделенных участках уголок «дореволюционной» природы, сохранить практически исчезнувшие с началом эпохи комсомольских строек виды птиц, животных и растений.
Однако следует признать, кроме самих экологов, эта работа больше никого не увлекла. Местные власти зачастую демонстрируют откровенно наплевательское отношение к проблемам защиты окружающей среды в перенасыщенном промышленностью регионе. Простой и наглядный пример — не нашлось ни одного чиновника, ответственного за уборку мусора. Видимо, считается, что донецкие туристы исключительно законопослушны: семечки едят со скорлупой, мороженое — с обертками, а все остальное аккуратно собирают в пакеты и уносят с собой. Это, увы, далеко не так. Только благодаря активистам зеленого движения заповедная зона не завалена отходами. Организация «Чистый берег», в частности, за свой счет установила мусорные контейнеры, и представители этой организации добровольно убирают за своими земляками.
Самое обидное, что плодами их трудов ухитряются пользоваться другие. Охранники рыбцеха ММК имени Ильича и базы отдыха концерна «Норд» придумали свой маленький бизнес — всего за полтинник пропускают всех желающих в «Меотиду» на машинах через свою территорию. «Я однажды сам подъехал на базу «Норда». Охранник с большим удовольствием согласился меня пропустить за пятьдесят гривен. Я спросил, за что они берут деньги? Он говорит: «Ну, мы же следим за территорией, убираем…» Я чуть нецензурно не ответил: «А, так это вы убираете?», — поделился возмущением активист экологической организации «Чистый берег» Вадим Новоселов…
…Описать всю глупость и бесчеловечность донецких издевательств над природой никому не дано. Эта тема глубока и неисчерпаема. Любая мелочь может повлечь за собой катастрофические последствия. Однажды какие-то любители охоты завезли в Приазовье енотовидную собаку под предлогом того, что это ценный пушной зверь. «Пушной зверь» оказался неприхотлив и, пользуясь отсутствием естественных врагов, заполонил не только отведенные ему угодья, но и окрестные помойки. Беда в том, что, кроме отбросов, излюбленным лакомством этого животного оказались еще одни обитатели Красной книги — ушастые ежи. Ежикам в конечном итоге пришлось стать политическими мигрантами и сбежать через российскую границу в Ростовскую область. Может, хоть россияне присмотрят за братьями меньшими, которым не нашлось места на родине.