UA / RU
Поддержать ZN.ua

Денежный ветер над яблоневым садом

Кому приходилось летать над Германией, не мог не обратить внимание на бесчисленные современные ветряки из светлого металла, которые группками разбросаны по всей стране...

Автор: Александр Рожен

Кому приходилось летать над Германией, не мог не обратить внимание на бесчисленные современные ветряки из светлого металла, которые группками разбросаны по всей стране. Не знаю как других, но эта новая «фишка» немецких пейзажей меня мало вдохновила — во всяком случае не хотелось бы, чтобы возле моего дома подобная гигантская стрекоза беспрестанно жужжала своими пропеллерами.

Неприятное впечатление еще более усилилось, когда возле Ганновера пришлось долго находиться возле электроэнергетического ветряка. После часа такого соседства начало одолевать неприятное ощущение тревоги и раздражения. Видимо, жалобы на странные ощущения поступали и от самих немцев, потому что ветряки были исследованы и удалось обнаружить — они излучают опасные для всего живого инфразвуки, которые не воспринимаются нашим ухом, но угнетающе действуют на человеческий организм, приводят к подавленности и даже, по утверждению некоторых психологов, в районе по соседству с ВЭУ вероятен рост числа самоубийств. Предъявляют современным ветрякам и другие обвинения, например, они убивают летящих птиц, насекомых…

Немцы — народ дотошный. На жалобы сограждан они обращают серьезное внимание, поэтому их конструкторы получили задание разобраться, и вскоре те так усовершенствовали турбины ветряков (на это были потрачены немалые деньги, которые резко подняли цену ВЭУ), что с этой проблемой, как рассказывали мне немцы, было покончено. Теперь ветряки больше не издают инфразвуков во время работы. Германия законно гордится, что почти семь процентов вырабатываемой страной электроэнергии дает бесплатная энергия ветра. Со временем они собираются эту цифру увеличить.

Впрочем, так ли уж бесплатна энергия ветра? И может ли она заменить традиционную — тепловую и атомную энергетику? Как выглядят немецкие достижения на этом поприще с точки зрения непредвзятых иностранных журналистов, пишущих на тему инноваций?.. В Германию по инициативе немецкого правительства было приглашено по одному корреспонденту из разных стран с целью показать им передовую инновационную страну во всей ее красе и выслушать, что те думают об их достижениях. Журналистов провезли по самым известным своими научными достижениями немецким городам — Гамбург, Ганновер, Берлин, Дрезден, Мюнхен и показали все то, чем сегодня может гордиться самая передовая индустрия Европы. С группой коллег проехал по стране и обозреватель «ЗН». Первая демонстрация инновационных достижений состоялась в Гамбурге.

Утром на следующий день после прилета в Гамбург перед нашей гостиницей стоял автобус, в котором мы познакомились с господином Гейнцем Отто. «Сегодня, — жизнерадостно сообщил наш гид, — мы посетим ветроэлектростанцию в околицах Гамбурга. Надеюсь, что и вы станете такими же энтузиастами этого направления в энергетике, как и я».

По весьма экстравагантной манере одеваться, жизнерадостной общительности и невероятной подвижности Гейнц больше походил на свободного художника или актера. Однако нам он отрекомендовался как представитель Всегерманской ветроэнергетической компании. Желто-голубой стилизованный винт украшал его шляпу, и поначалу я решил, что это некий вариант украинского флага, но Гейнц объяснил мне, что это эмблема его компании, которая выдается только заслуженным ветроэнергетикам и по этому случаю на ней выбивается персональный номер… Видимо, альтернативная энергетика призывает под свои знамена людей, мало напоминающих традиционных инженеров. Во всем облике ветряного энергетика было что-то очень напоминающее Дон Кихота.

Чуть отъехав от фешенебельного района вокруг озера — достопримечательности Гамбурга, — мы оказались на автобане, который пролегал среди индустриальных джунглей, явно выстраиваемых не одно столетие. Надо быть большим приверженцем урбанизации, чтобы получать удовольствие от лицезрения подобного нагромождения портальных кранов, закопченных пакгаузов, ржавого металлолома, рыжих сухогрузов, ожидающих загрузки, бесконечных заливов с берегами, зашитыми в бетон и железо, водой, отливающей сталью…

Было такое впечатление, что господин Гейнц специально срежиссировал для нас эту угнетающую урбанистическую прелюдию, чтобы потом, когда автобус вырвется за город, по контрасту продемонстрировать нам прелесть природы, не обезображенной индустрией. Как только кончился Гамбург, за окном потянулись двухэтажные коттеджи среди садов. Темпераментный немец предупреждал нас, чтобы мы не расслаблялись, мол, настоящее удовольствие нас ждет впереди…

И вот мы у цели. Хотя вокруг лежал снег — весна в этом году выдалась поздняя, — мы вышли на аллею вечнозеленых растений. Рододендроны, магнолии, всевозможные другие деревья и кустарники с ярко-зелеными листьями создавали совершенно невероятное впечатление лета с деревьями под снегом. Аллея вела к огромному одноэтажному зданию, укрытому толстенным слоем камыша.

— На этой ферме используются только экологически чистые материалы, например камыш, природный камень, дерево, — насладившись нашим удивлением, объяснил Гейнц. — Однако сегодня найти в Германии мастера, который знал бы, как крыть крышу соломой или камышом, оказалось весьма нелегко. Пришлось разыскивать специалистов по всей стране. Иногда их выписывают даже из-за границы. Но зато в этом доме вы нигде не найдете ничего синтетического. Используется только то, что создала сама природа.

Минуя дом, мы оказались у еще более грандиозного строения с прозрачной стеной. Как оказалось, это был холодильник, в котором поддерживалась определенная температура для долговременного хранения яблок предыдущего урожая.

А Гейнц уже вел нас дальше — в грандиозный сад с диковинными яблонями: ровные стволы, от которых тянулись тоненькие ветви. Деревья росли плотно друг возле друга и выращены были на осушенном болоте. Но самое удивительное в том, что среди сада было установлено семь ветряков — высоко над деревьями лениво крутились гигантские лопасти. Гейнц объяснил, что ветряки частные. Они куплены фермером в разное время на ссуды от государства, поэтому среди них есть более новые и старые конструкции. Затем хозяин, пользуясь льготным «зеленым тарифом», ссуду вернул и даже скопил за продажу электроэнергии кое-какие деньги. Сейчас он согласен был бы купить еще несколько новых ветряков — уже за свои средства, но не знает, сохранит ли новое правительство «зеленый тариф», который позволяет прилично зарабатывать на выработке электроэнергии из ветра, который дует над его яблоневым садом…

Кстати, у соседей также крутились ветряки. Фермеры, выращивающие здесь яблоки, тоже делали дополнительный бизнес на ветре, которым богаты прибрежные земли возле Гамбурга.

— Что же останавливает фермеров заводить новые ветряки? — спросил я Гейнца.

— Сейчас в немецком обществе немало недовольных тем, что они вынуждены платить дополнительные деньги в казну за ветряную электроэнергию. С тех пор как «зеленые» не попали во власть, поддержка этих проектов не такая явная. Поговаривают, что льготный «зеленый тариф» могут понизить, и тогда «даровая» энергия ветра может оказаться неконкурентоспособной, к примеру, с тепловой и тем более с атомной… Но это же чистый бред! — возмущался Гейнц. — ВЭУ дешевеют с каждым годом, становится дешевле и электроэнергия, которую они вырабатывают. Так что в недалекой перспективе у ветроэнергетики откроется второе дыхание и она сравняется по себестоимости с традиционными электростанциями. А сейчас недальновидная политика экономии может новое направление подрубить под корень…

И кроме того, только ветровая энергетика избавляет нас от невеселой перспективы истощения энергетических запасов. Вы посмотрите на плакат на заборе, огораживающем сад. Здесь указано, сколько нефти, угля или газа сохраняют для страны эти ветряки. При этом чистая энергия, выработанная ими, спасает земную атмосферу от ежегодного загрязнения десятками тонн углекислого газа, многих тонн окиси углерода, она освободила ее от сотен тонн пыли и прочих неприятностей, сопровождающих традиционную выработку электроэнергии…

Однако много людей в нашем обществе не хотят ждать высоких дивидендов в будущем. Они недовольны тем, что Германия должна нести на себе тяжелый груз освоения нового вида энергетики. А, мол, другие страны через какой-нибудь десяток лет, когда ветроэнергетика достаточно разовьется, индустрия изготовления ВЭУ научится производить более дешевые агрегаты, воспользуются результатами наших усилий. Мол, зачем нам быть пионерами…

Гейнц не находил слов, чтобы описать недальновидную политику части своих сограждан, которые могут затормозить победное (как он был уверен) шествие ВЭУ по Германии…

ВЭУ — лишь часть грандиозной экологической программы страны. И чтобы продемонстрировать ее размах, уже на следующий день нас повезли кататься на автобусе, в моторе которого вместо бензина работал… водород. Из выхлопной трубы (она, кстати, была выведена на крышу) этого чуда техники шел чистейший водяной пар. Никаких других вредных выхлопов. На сегодня это был самый чистый автобус в мире. Неудивительно, что реализовать замысел в металл взялась фирма «Мерседес». Чтобы ни у кого не возникало никаких сомнений, на каком автобусе мы едем, его бока были разрисованы голубыми пузырьками.

Наш путь пролегал по самому напряженному городскому маршруту. Люди заходили в автобус как ни в чем не бывало. Их, видимо, не удивляло, в каком историческом эксперименте они принимают участие. Пока по Гамбургу ездят всего два таких автобуса. Смогут ли они вытеснить с улиц своих дымящих соляркой и бензином собратьев?..

Их создатели рисуют таким творениям блестящее будущее. Они уверены, что удастся найти способы укротить капризный водород и создать совершенно новый городской транспорт, который не добавит в воздух никаких загрязнений, кроме разве что чистой воды.

P.S. По Харькову лет тридцать назад ездил автомобиль. На нем висела табличка с надписью «водород». В то время мы были пионерами в деле освоения этой новинки. Но скептики в нашем обществе оказались сильнее — победила точка зрения, что лучше подождать и не выбрасывать средства на эксперименты с не совсем очевидным финалом. Достаточно сильны позиции скептиков в нашей стране и в отношении ветроэнергетики. Эти настроения в какой-то степени являются точным отражением (только с обратным знаком) недовольства, бытующего в части немецкого общества в адрес ВЭУ.

Мы слишком бедны, можно услышать в Украине, чтобы заниматься прокладыванием путей к энергетике будущего. Мол, пусть этим занимаются страны побогаче: Германия, Дания, Финляндия. Они протопчут тропинки в девственном лесу, а затем сюда двинемся и мы… Даже заплатив роялти, в накладе не останемся — это все равно будет дешевле, чем торить путь самим…

Сейчас на «Южмаше» в Днепропетровске наладили изготовление нового поколения достаточно мощных ВЭУ. Ветроэнергетика оказалась тем высокотехнологическим направлением, которое готово поддержать резко сократившее масштабы космическое производство. Если в нашем обществе победит точка зрения, что можно обойтись и без ВЭУ, это ударит и по претензиям Украины в космосе…