UA / RU
Поддержать ZN.ua

Дельфины — самоубийцы?

В Крыму зафиксированы случаи выбрасывания дельфинов на побережье полуострова. Эти умные животные «идут на смерть» как поодиночке, так и целыми стаями...

Автор: Николай Ковытев

В Крыму зафиксированы случаи выбрасывания дельфинов на побережье полуострова. Эти умные животные «идут на смерть» как поодиночке, так и целыми стаями. Попав в беду, они громко кричат. Их крик можно услышать за несколько километров. Ученые-биологи не на шутку встревожились и усиленно ищут ответ, что же заставляет дельфинов совершать такие странные «самоубийства»...

«Добровольная» гибель китообразных на побережьях давно волнует человека. Это случалось во всех океанах и во многих морях. Ныне такие случаи участились. На берегу кончают свои дни представители всех 80 видов отряда китообразных. Но чаще всего так погибают животные со стадным образом жизни. На долю гринды приходилось 70% случаев выбрасывания. Второе место занимают черные косатки, за ними следуют кашалоты и дельфины.

Одни ученые считают, что это связано с помешательством вожака, за которым послушно следовало стадо. Другие склоняются к версии «зова предков»: ведь дальние прародители дельфинов жили на суше, вот они и тянутся к берегу — срабатывает генетическая память. Некоторые специалисты предполагают, что дельфины время от времени попадают в так называемую «зону магнитной аномалии», поэтому теряют ориентацию и оказываются на суше. Чемпион же мира по нырянию Жак Майоль утверждал, что массовое «самоубийство» дельфинов — это их протест против жестокого отношения человека к китообразным, что-то вроде самосожжения старообрядцев. К сожалению, это всего лишь предположения, гипотезы.

В марте 2001 года на полуострове Пелопоннес, близ деревушки Кипариссия на песчаный пляж Ионического моря выбросились и погибли одиннадцать дельфинов. Через две недели трагедия повторилась — без видимых причин выбросились на берег, чтобы там умереть, ещё восемь животных. Ученые провели вскрытие, но никаких признаков болезней, отравлений или физических повреждений не обнаружили.

Исследователям, как это часто бывает, помог случай. Как-то вечером, просматривая газеты и журналы в местной библиотеке, ученые натолкнулись на небольшую заметку, в которой власти предупреждали рыбаков о том, что в заливе Кипариссиакос — в том самом, где была отмечена массовая гибель дельфинов, — будут проводиться какие-то «звуковые» испытания. Звук для морских животных является своего рода навигационным «радаром» для плавания под водой. И если кто-то создает такие звуковые помехи, то этим он как бы «ослепляет» морских животных, лишая их правильной ориентации.

Вскоре ученым удалось узнать, что в Ионическом море подводный исследовательский центр НАТО проводил совершенно секретные испытания низкочастотного сонара, который мог обнаруживать новое поколение бесшумных подводных лодок противника. Этот сонар использует звуки (на уровне 235 децибел и даже выше), испускаемые специальным передатчиком, укрепленным позади предназначенного для испытаний судна. Именно такие звуки — настолько мощные, что их можно принимать на другом конце Атлантики, — и явились причиной массовой гибели дельфинов в Ионическом море. Потерявшие ориентацию животные в панике выбрасывались на берег, где и погибали.

Многие ученые считают, что одна из главных причин массовой гибели китообразных — инстинкт сохранения вида. Попавший в тяжелое положение подает сигнал бедствия. Сородичи приходят на помощь и выталкивают больного из воды. Едва голова бедолаги покажется на поверхности, срабатывает дыхательный рефлекс. Больному как бы оказывают неотложную помощь. Но инстинктивное желание помочь ближнему оборачивается трагедией, если сигнал подает выбросившееся на берег животное. Особи одна за другой устремляются к нему, и в итоге все стадо оказывается на берегу. Таким образом на побережье могут оказаться десятки, сотни и даже тысячи животных. Вот типичный случай.

14 марта 1955 года к Оркнейским островам, чтобы укрыться от непогоды, приблизилась стая гринд. Они зашли в мелкий пролив глубиной около пяти метров и почти пять суток проплавали между островами. Драма развивалась так. С берега очевидцы заметили, что в стаде есть несколько животных, которые были ранены до этого охотниками. Возможно, сигналы бедствия раненых гринд задержали стадо в неблагополучном проливе. Животные возбужденно плавали в опасном районе, отказываясь покинуть попавших в беду. Катастрофа разразилась ночью, во время начавшегося шторма, когда в стаде поднялся пронзительный визг… В конечном счете сначала 16, а потом 37 гринд очутились на отлогом каменистом берегу острова Уэстрей...

Интересно, какими будут действия дельфинов, если человек попытается вытолкнуть их с отмели на безопасную глубину? Вот тут-то и происходит самое удивительное: спасенные животные через несколько часов или даже суток снова выбрасываются на берег в другом месте; если же их спасают еще и еще раз, они упорно повторяют роковые попытки.

Однажды в Черном море известный ученый-биолог Аверин Томилин замерял температуру у больного дельфина-белобочки. Стоя по пояс в воде в одном метре от берега, он придерживал дельфина руками. Тот не сопротивлялся, если его голова была обращена к берегу. Но стоило повернуть морду в сторону от берега, как он всеми силами поворачивался к суше, стремясь опереться о дно грудными плавниками.

Что же заставляет обитателей моря, уже получивших жестокий урок, снова выбрасываться на берег? Подсознательный поиск контакта с сушей больных особей, — полагают ученые. Ведь древние предки китообразных, осваивая водную стихию, в случае опасности возвращались на землю. Вероятно, такой инстинкт у заболевающих обитателей моря сохранился и сегодня.

Дельфины страдают от множества нервных, желудочных, кожных и других болезней, иногда погибают от стафилококковой инфекции, рожистых воспалений, инфарктов, злокачественных опухолей, цирроза печени, абсцессов, воспаления легких.

Ныне в Мировой океан человек выбрасывает мощный поток ядовитых веществ — тяжелых металлов, гербицидов, пестицидов... Все больше дельфинов становятся жертвой загрязнения морей сырой нефтью. В некоторых местах находили трупы животных с закупоренным нефтью дыхалом.

В севастопольских бухтах, а также в акватории г.Феодосии Крымского полуострова содержание ртути на сегодняшний день в пять раз превышает предельно допустимые нормы, мышьяка — в пятьдесят, ядохимикатов — в пятьсот, а в целом содержание вредных веществ в воде — в тысячу раз выше установленной нормы. Это уже не морская вода, а какой-то химический раствор. Упаси Господи случайно при купании глотнуть такую водицу или съесть рыбу, пойманную в этих акваториях. Морские млекопитающие за свою долгую жизнь невольно накапливают вредные соединения в своем организме, которые и способствуют различным заболеваниям. Кожа дельфинов, которые выбросились недавно у берегов Крыма, покрыта язвами, внутренние органы повреждены.

Между тем улучшение качества морской воды не внушает оптимизма:

— Сегодня только 14% сточных вод города проходит очистку. Севастополь — один из немногих крупных городов на Черном море, где практически нет очистных сооружений, — говорит Николай Шадрин, старший научный сотрудник Института биологии южных морей НАН Украины.

Прогнозы ученых этого института довольно мрачны: «По множеству признаков — оскудению морской флоры и фауны, химическому анализу и загрязнению — Черное море близко к предсмертному состоянию. В недалеком будущем оно может стать зловонным водоёмом, лишенным живности и красок…»

Первыми это почувствовали дельфины — индикаторы чистоты морской воды. Эти умные и добродушные животные своим самопожертвованием предупреждают нас о надвигающейся экологической катастрофе.