Вам, несомненно, попадалась на глаза новость, что Киев входит в первую десятку городов по загрязнению воздуха. Наряду с Дели и Пекином, у которых численность населения в семь раз больше, наша столица периодически оказывается в красной зоне. Чаще всего мы узнаем об этом с международной мониторинговой онлайн-платформы IQAir, которая собирает данные из разных источников по всему миру в режиме реального времени и определяет уровень загрязнения воздуха. А для этого использует Индекс качества воздуха (AQI), разработанный Агентством по охране окружающей среды США.
Почему мы узнаем об этом из международных приложений? Потому что в Киеве, как и во всей стране, нет официальной автоматизированной системы мониторинга воздуха, которая бы транслировала данные онлайн. Укргидрометцентр делает в Киеве замеры только шесть дней в неделю, 3–4 раза в сутки. Государственные замеры выполняются еще по советской методологии и на советском оборудовании. Результаты можно получить только через сутки. Кроме того, во внимание не принимаются ряд агрессивных и распространенных веществ: твердые частички РМ 2,5 и PM 10, а также мышьяк и ртуть. Хотя европейские директивы обязывают Украину проводить соответствующие измерения.
IQAir формирует рейтинг, в котором Киев систематически в лидерах. А СМИ постоянно ссылаются в новостях именно на эту платформу, поэтому я решил разобраться, действительно ли следует доверять ее информации. IQAir — швейцарская технологическая компания, основанная в 1963 году братьями Хаммесами и специализирующаяся на разработке станций мониторинга качества воздуха и средств для его очистки.
Мониторинговая онлайн-платформа IQAir транслирует данные только из Киева и только по одному показателю — PM 2,5 (мелкодисперсная пыль). Информация поступает из Главной астрономической обсерватории НАНУ (улицы Тростянецкая, Сечевых Стрельцов, проспект Науки и Голосеевский район), а также из семи других источников. Как утверждает сооснователь платформы SaveEcoBot Ирина Черныш, показатели IQAir не до конца репрезентативны, ведь чем меньше учитывается данных, тем сложнее получить полную картину состояния воздуха. В Киеве AirVisual берет данные всего лишь с 11 станций, а для города площадью 839 км2 этого мало. Например, в Пекине — целых 1713 станций, преимущественно транслирующих информацию от официальных органов власти.
Приведенные скриншоты наглядно показывают разницу в количестве датчиков мониторинговых систем SaveEcoBot (слева) и IQAir.
Таким образом, нельзя считать данные AirVisual абсолютно объективными. А СМИ я бы призвал не ссылаться только на эту платформу, а, как минимум, делать выводы, анализируя несколько источников. Ценным источником информации о состоянии воздуха для киевлян является платформа SaveEcoBot, созданная активистами из ОО Save Dnipro. Это первый в Украине экологический бот для мониторинга информации об окружающей среде, промышленных загрязнителях, их разрешительных документах и этапах прохождения процедуры ОВОС (оценки воздействия на окружающую среду). В Киеве на сегодняшний день установлены 304 станции мониторинга состояния атмосферного воздуха, 164 из которых работают и предоставляют актуальную информацию.
Следовательно, если систематически просматривать данные мониторинга, возникает логичный вопрос: действительно ли в Киеве плохое качество воздуха? Да, и на это влияет ряд факторов, о которых речь пойдет ниже. Входит ли Киев в тройку мировых лидеров по загрязнению воздуха, как иногда фиксирует AirVisual? Нет, эту информацию нельзя считать объективной.
- В Киеве работают 46 предприятий первой группы, разрешения на выбросы в атмосферный воздух которым выдает Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины. Наибольшим загрязнителем является Дарницкая ТЭЦ, которая находится в центре густонаселенного района и ежесуточно генерирует около трехсот тонн вредных отходов, из которых в воздух, грунт и воду Киева попадают: алюминий, барий, берилий, мышьяк, медь, никель, ртуть, свинец, бор, кадмий, железо, цинк. Дарницкая ТЭЦ до сих пор сжигает уголь, хотя может работать на газе. Франция планирует полностью отказаться от сжигания угля к 2022 году, Британия — к 2025 году. А у нас, наоборот, даже в Киеве сжигают грязное топливо по технологиям середины ХХ века. Сжигание ископаемого твердого и жидкого топлива сопровождается выделением сернистого, углекислого и угарного газов, которые как раз и представляют наибольшую опасность для здоровья человека и окружающей среды.
Технологии сжигания угля на ТЭЦ Украины чаще всего предусматривают удаление золы и шлаков гидравлическим способом и складирование их в золоотвалах. Не исключение и золоотвал Дарницкой ТЭЦ, находящийся на улице Здолбуновской. И — нет, это не какая-то отчужденная промышленная зона. Прямо через дорогу расположены крупный продуктовый магазин и многоэтажки.
Вредные вещества, входящие в состав золошлаков, могут мигрировать с поверхности золоотвала через воздушную и водную среды и загрязнять приземный слой атмосферы, почву, подземные и поверхностные воды районов на расстоянии до нескольких километров от накопителя отходов. Шлаки и зола довольно токсичные, их токсичность состоит из токсичности полиароматических углеводородов (преимущественно бенз(а)пирена), тяжелых металлов и неопознанных органических токсикантов.
Надо было или ликвидировать отвал, или оставить вокруг него санитарную зону. Но у нас, как всегда, пошли третьим путем — убирать ничего не стали, зато построили высотки вплотную к переполненному шламовому отстойнику. В то же время в Евросоюзе из золошлаков строят дороги, чем одновременно решают проблемы их утилизации и защиты окружающей природной среды.
Жители Левого берега столицы сами могут рассказать об угрожающем соседстве с мусоросжигательным заводом «Энергия». Он функционирует с 1984 года. Чиновники говорят о выгодах от работы завода и даже демонстрируют разрешение на выбросы до 2025 года. А это целый «букет» токсинов: свыше 50 мг пыли на каждый кубометр заводского дыма, а еще углекислый газ, примеси серы, хлор, аммиак, оксиды азота, фтор, тяжелые металлы.
- Самыми большими загрязнителями атмосферного воздуха в Киеве остаются автомобили. Именно на выбросы автотранспорта приходится их львиная доля от общих (70–85%). При этом четверть всех автомобилей в Украине — старые модели, не соответствующие эконормам. На улицах столицы, где ежедневно наблюдается скопление машин, концентрация токсинов в воздухе превышает допустимую в три-четыре раза. Решением для этой проблемы является развитие электрического общественного транспорта и микромобильности — инфраструктуры для велосипедов, самокатов, моноколес и т.п. Микромобильность может забрать на себя до 15% всех поездок по городу.
- Все данные, касающиеся нашей национальной и индивидуальной безопасности, мы должны получать непосредственно от украинских органов власти, а не из непроверенных зарубежных источников. Мы должны создавать и развивать государственную систему мониторинга воздуха, о чем идет речь в указе президента №111 от 23.03.2021 года. Министерство защиты окружающей среды и природных ресурсов Украины и КГГА постоянно ссылаются на отсутствие денег для создания такой системы. А отсутствие объективной информации о состоянии атмосферного воздуха приводит к непониманию масштабов проблемы и неправильным управленческим решениям или бездеятельности киевской власти.
Что надо было бы сделать, чтобы уменьшить уровень загрязнения и получать реальную информацию о состоянии воздуха?
- Модернизировать или вынести вредные производства за пределы столицы. Это вполне возможно, если власть города поставит перед собой такую амбициозную цель. Ведь на экологические мероприятия киевский бюджет выделяет немалые средства — 5 млрд грн. Если тратить их по целевому назначению, по крайней мере коммунальные предприятия можно экологически модернизировать.
- Киев должен ограничивать движение неэкологичного автомобильного транспорта, переводить коммунальных перевозчиков на евростандарты и двигаться к созданию «зон без загрязнения».
- Создать современную систему мониторинга атмосферного воздуха, которая бы отвечала международным нормам по перечню вредных веществ и своевременному выявлению вредных концентраций. Эта система должна была бы раз и навсегда решить вопрос получения объективной информации о воздухе столицы, и тогда можно было бы отказаться от не всегда точных зарубежных мониторинговых систем.
- Неплохим решением было бы также легальное использование платформы SaveEcoBot. То есть введение ее в законодательное поле. Тем более есть такие прецеденты в Европе, когда общественные системы мониторинга использует государство.
Системы мониторинга состояния окружающей среды еще называют magic glasses — волшебными очками, позволяющими нам знать о том, чего нельзя увидеть. Владея этой информацией, власть сможет принимать управленческие решения, опираясь на факты, а не на предположения. Но для этого надо надеть хоть какие-то glasses и попытаться использовать brains.
Все статьи Егора Фирсова читайте здесь.