UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧИСТАЯ ВОДА И ГОСУДАРСТВУ ВЫГОДА

В статье, посвященной проблемам очистки питьевой воды (см. «Зеркало недели», №31 с.г.), разговор зашел о том, что ее озонирование - не панацея, так как после него остаются побочные токсичные продукты - альдегиды и кетоны...

Автор: Сергей Кораблев

В статье, посвященной проблемам очистки питьевой воды (см. «Зеркало недели», №31 с.г.), разговор зашел о том, что ее озонирование - не панацея, так как после него остаются побочные токсичные продукты - альдегиды и кетоны. В итоге, речную воду следует непременно пропустить через активный уголь: «Но это очень дорогое удовольствие: на мировом рынке тонна такого угля стоит около 4 тысяч долларов. С другой стороны, один фильтр Днепровской станции вмещает от 40 до 60 тонн. И таких фильтров там больше пяти десятков. Переоборудовать их под активный уголь технически вполне возможно. Тем более, что без него в развитых странах мира сейчас не обходится ни одна уважающая себя водопроводная станция. Доводка питьевой воды до требуемых кондиций без этого практически невозможна...» Из приведенного отрывка необходимо запомнить цену и то, по какому признаку развитая страна может считать себя действительно таковой. Со всем этим в Украине напряженка, но ситуация не такая печальная, как может показаться на первый взгляд. Есть возможность и денег меньше тратить, и воду пить чистую не только в Киеве, но и в других городах страны, да еще по ходу дела поддерживать отечественного товаропроизводителя. И все это с помощью одного из предприятий Минуглепрома, которое не собирается сидеть сложа руки, пока государство придет ему на помощь, а завоевывает место под рыночным солнцем, рассчитывая на собственное ноу-хау.

Рассказывает директор центральной обогатительной фабрики (ЦОФ) «Яновская» Иван Жуков:

- В начале 90-х годов я заинтересовался предложением изучить машину, которая способна обогащать антрацит до «материнской» золы (своего рода «чистый» уголь, который родила мать-земля - С.К.). В настоящее время в большинстве случаев крупнозернистый шлам класса 0-3 мм, из-за большого удельного веса антрацита, практически не обогащается и весь сбрасывается в отстойники, где его ждет одна судьба - зарасти камышами. В то же время содержание золы в этих отходах доходит до 50%, а в добываемой горной массе - 60%. Но отличие последней в том, что она затем обогащается и идет в производство.

Как достичь 100-процентного обогащения горной массы различной величины, чтобы в итоге получить угольный концентрат? Было построено три опытные установки и в результате двухлетней работы наши специалисты добились того, что зольность концентрата стала 5-6%.

В это время я уже работал с несколькими московскими институтами, которые интересовались нашими исследованиями и их конечным результатом - абсорбентом. В результате собственных экспериментов они пришли к выводу, что это - идеальный материал для фильтрации воды. Для технических нужд его зольность может быть до 10%, а для питьевой воды этот показатель должен быть не выше 8%. Это условие нами соблюдено. Был заказан проект в «Южгипрошахтпроекте» и начато строительство производства. ЦОФ «Яновская» вложила в это строительство 2 млн. грн., на настоящий момент степень его готовности составляет 65%. Работа по выпуску абсорбента проводится на опытном сепараторе, а остальные восемь ждут, когда будут введены в эксплуатацию. Для завершения строительства необходимо 1,8 млн. грн. Никакой помощи за три года «Яновская» не дождалась ни от Министерства угольной промышленности, ни от ГХК «Донбассантрацит». В прошлом году, вместо положенных 510 000 тонн угля (утвержденной сырьевой базы Минуглепрома), ей на переработку поступило 19 800 тонн. Это - четыре дня работы фабрики в лучшие ее времена. В текущем году должны поставить 290 тыс. тонн угля, но пока из ГХК «Донбассантрацит» поступило 3,8 тыс. тонн. Для того, чтобы выжить, было принято решение перерабатывать брошенные терриконы и этот шаг себя оправдал. В прошлом году терриконы дали нам около 2 млн. грн. сверхплановой прибыли.

Но основное внимание сейчас уделяется производству абсорбента, аналогов которому нет на территории СНГ. Рано или поздно, но к этому вопросу государство все равно вернется, поскольку его применение возможно в металлургической, химической промышленности и т.д. В настоящее время опытная установка производит 70 тонн абсорбента с 1 000 тонны угольной массы. При вводе в строй основного производства планируется, что годовой показатель будет доходить до 70 000 тонн. Стоимость одной тонны абсорбента для технических нужд составляет 1 500 грн. В дальнейших планах намечено производство активированного угля для очистки питьевой воды из антрацитовой крошки. Работа в этом направлении проводится и о ее результатах можно будет говорить в самое ближайшее время. Более того, Симферопольский институт гидротехники и мелиорации (Крымский филиал Украинской академии аграрных наук) выдал рекомендательное письмо для использования нашего абсорбента в процессе очистки питьевой воды, но окончательное заключение будет дано специалистами Московского биохимического института, где пройдут лабораторные исследования. Но в любом случае мы будем проводить работу, чтобы удовлетворить потребности Украины в этом сырье. Чтобы наши дети и внуки пили чистую воду, а государство не тратило деньги на покупку импортного активного угля.