UA / RU
Поддержать ZN.ua

Чернобыльский шлагбаум на пути к Европе

Есть обстоятельство, на которое не обращают внимание при обсуждении вопросов, касающихся подготовки Украины к вступлению в Европейский Союз...

Автор: Владимир Токаревский

Есть обстоятельство, на которое не обращают внимание при обсуждении вопросов, касающихся подготовки Украины к вступлению в Европейский Союз. Это незавершенность ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Не исключено, что перспективы присоединения Украины к Евросоюзу могут зависеть от темпов преодоления последствий этой масштабной техногенной аварии. Кто же из европейцев, заботящихся о проблемах экологии, согласится иметь в центре единственной без границ Европы радиоактивное пятно площадью более чем в две тысячи квадратных километров, огражденное колючей проволокой?

Преодоление последствий чернобыльской беды — одна из главных проблем украинской нации. К сожалению, распространилось и постоянно поддерживается мнение о невозможности решения проблем, порожденных аварией на ЧАЭС. Вместе с тем, собственно ликвидация аварии была завершена еще в 1987 году, когда снова заработали в обычном режиме все, кроме разрушенного, энергоблоки станции. Это стало возможным благодаря строительству объекта «Укрытие» и беспрецедентным по своим масштабам работам по дезактивации промышленной площадки АЭС и близлежащих территорий в зоне отчуждения. Начиная с 1988 года все больше внимания уделялось гуманитарным вопросам чернобыльской трагедии и все меньше техногенным. Проблемы очистки загрязненных территорий и изоляции радиоактивных продуктов не решались из-за отсутствия в Украине современных надежных хранилищ радиоактивных отходов. Предусмотренные еще в 1988 году хранилища для загрязненных отходов в зоне отчуждения (комплекс «Вектор») начали строить только в 1998-м, но ни одно из них не введено в эксплуатацию и поныне. Основная причина низких темпов преодоления последствий чернобыльской катастрофы — неэффективность государственного управления. Ссылка на отсутствие или недостаток средств неоправданна, ибо за годы независимости на решение этих проблем из государственного бюджета Украины было направлено не менее 24 миллиардов гривен. Поэтому попытка на протяжении последних лет найти «объективные» причины в неудовлетворительном состоянии экономики государства является по сути прикрытием просчетов разных ветвей власти.

Утрачен также интерес со стороны международного сообщества к проблемам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Вместе с тем и в Украине, и на Западе преувеличивают фактор международной технической помощи. Не секрет, что до этого времени почти всегда такая помощь сопровождалась отсутствием новейших технологий, систематически не выполнялись сроки завершения работ. Замалчивание того факта, что практически все средства, выделяемые для финансирования международной технической помощи, достаются западным фирмам, является секретом полишинеля. В то же время постоянные обращения Украины к международному сообществу за помощью в преодолении последствий аварии на ЧАЭС поддерживает на Западе негативное мнение о стабильном характере экологической опасности.

Отсутствие в Украине правопреемственности и персональной ответственности за комплексное преодоление последствий чернобыльской катастрофы является характерным признаком последнего десятилетия. После преждевременной смерти в 1995 году первого министра Минчернобыля Украины Г.Готовчица и ликвидации в 1996 г. министерства не была обеспечена правопреемственность и персональная ответственность за комплексное преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС как на уровне государственного управления, так и на уровне реализации конкретных мер.

Отсутствует механизм подготовки взвешенных политических и правительственных решений по проблемам ликвидации последствий чернобыльской трагедии.

Имеет место подмена понятия «ликвидация последствий чернобыльской катастрофы» понятием «ликвидация последствий аварии на ЧАЭС».

Отсутствует стабильная система контроля со стороны общественности за темпами и качеством преодоления последствий.

Отраслевые органы государственного управления, используя разнообразные схемы лоббирования при принятии правительственных и политических решений, распыляют бюджетные средства и создают условия для коррупции. При проведении административной реформы надо было сохранить функциональный принцип управления путем реорганизации, а не ликвидации Минчернобыля.

Пренебрежение функциональным принципом государственного управления в вопросах преодоления последствий чернобыльской катастрофы привело к тому, что ЧАЭС из виновника и причины аварии превратилась едва ли не в наибольшую ее жертву. Чрезмерное внимание со стороны правительства и международного сообщества именно к прекращению эксплуатации станции и преобразованию объекта «Укрытие» в экологически безопасную систему создали впечатление, что именно решение этих проблем имеет самое важное значение для ликвидации последствий катастрофы. Даже реабилитация зоны отчуждения, зоны безусловного (обязательного) отселения и зоны гарантированного добровольного отселения перестала быть приоритетом государства.

Неэффективно использовались научные разработки о реабилитации радиационно загрязненных территорий и возвращения их к полноценному хозяйственному использованию. Недооценивалась способность радиационно загрязненной природной среды к самовосстановлению. Не проведено районирование загрязненных территорий, не установлены сроки перевода их в экологически безопасное состояние. Не были созданы экологические заповедники.

Последствия чернобыльской катастрофы в памяти людей нельзя стереть, но вполне возможно ликвидировать влияние на будущие поколения. Для этого приоритетное бюджетное финансирование надо было направить на захоронение радиоактивных отходов, надежно изолировать от окружающей среды. За годы независимости Украины не создано ни единого хранилища радиоактивных отходов, установки для их переработки, так же отсутствуют долгострои с неопределенным сроком завершения строительства.

Не планировалось достижение практических результатов, которые свидетельствовали бы о постепенной, шаг за шагом, ликвидации последствий катастрофы. Вследствие этого у населения и у властных структур создался стереотип невозможности их преодоления. Более того, стал широко использоваться ошибочный термин «минимизации» последствий, который нашел свое подтверждение в правительственных и политических документах. Неудивительно, что масштабы минимизации последствий катастрофы измерялись только объемами бюджетных средств.

В Украине до сих пор не создан научный центр, который бы объединил усилия украинских и зарубежных ученых вокруг проблем преодоления последствий чернобыльской катастрофы. Не были выполнены международные соглашения о создании международного научно-исследовательского центра под эгидой МАГАТЭ. Вместо этого Чернобыльский центр по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии, созданный в 1996 г., не получил надлежащего международного статуса, поддержки со стороны Национальной академии наук и других ведущих научных учреждений Украины и мира и пока что не оправдал возложенных на него надежд.

Что же делать?

Прежде всего, необходимо исходить из того, что стратегия преодоления последствий катастрофы на ЧАЭС должна носить комплексный характер. Перейти от пассивной концепции «защиты населения, пострадавшего от последствий чернобыльской катастрофы» к активной наступательной концепции «ликвидации в Украине последствий чернобыльской катастрофы». Широко освещать в средствах массовой информации конкретные результаты по каждому региону.

Ликвидировать межведомственную комиссию по вопросам комплексного решения проблем ЧАЭС. Все политические решения уже приняты (эксплуатация АЭС остановлена), а инженерно-технологические должны принимать специалисты и субъекты хозяйствования. Государство не должно вмешиваться в процесс принятия таких решений, за исключением предоставления разрешений (лицензий) на выполнение соответствующих работ.

Перейти на функциональный принцип государственного управления в сфере преодоления последствий чернобыльской катастрофы. Центр тяжести всей работы перенести непосредственно в регионы. Под контролем центральных органов исполнительной власти оставить только зону отчуждения и зону безусловного (обязательного) отселения. Ликвидацию последствий чернобыльской катастрофы в этих зонах возложить на Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций.

Отказаться от практики принятия важных инженерно-технологических решений на основании писем, написанных «от лица» общественных организаций или подписанных выдающимися личностями, в том числе иностранцами, без прозрачного общественного обсуждения. Изменить существующую практику согласования решений в вопросах ликвидации последствий чернобыльской катастрофы отраслевыми министерствами путем перехода к директивным поручениям, действующим в условиях ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Разработать общегосударственную целевую программу реабилитации и постоянного развития зоны гарантированного (добровольного) отселения. Разработать стратегию и государственную целевую программу социально-экономического развития г. Славутич, г. Иванков, а также других населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от зоны отчуждения.

Разработать долгосрочную комплексную программу научных исследований с целью предоставления практических рекомендаций населению, предприятиям и органам государственного управления, определить критерии и сроки окончания ликвидации последствий чернобыльской катастрофы для окружающей среды.

Разработать общегосударственную целевую программу экологического возрождения радиационно загрязненных территорий, в которой предусмотреть конкретные меры, сроки исполнения и объемы финансирования для каждого населенного пункта. Дополнить Положение о Министерстве охраны окружающей природной среды Украины, приобщив к сфере компетенции Минприроды ответственность за воспроизведение природных ресурсов, загрязненных вследствие чернобыльской катастрофы, включение в природно-заповедный фонд радиационно опасных земель, регулирование и координацию работ по экологической реабилитации радиоактивно загрязненных земель. Стимулировать возрождение. Создать в Верховной Раде профильный комитет (подкомитет) по вопросам преодоления последствий чернобыльской катастрофы.

Основной целью стратегии государства должно стать восстановление доверия народа Украины к тому, что оно способно преодолеть последствия чернобыльской катастрофы.

Проблема не исчезает, если мы ее замалчиваем. Программа вступления Украины в Европейский Союз должна учитывать чернобыльский фактор.