UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕРНОБЫЛЬ: ДЕСЯТЬ ЛЕТ ТРАГЕДИИ

Доклад Кабинета министров Украины Результаты ликвидации последствий чернобыльской катастрофы за 10 лет Документ подготовлен правительством во исполнение постановления Верховного Совета Украины от 23.03.96 г...

Доклад Кабинета министров Украины

Результаты ликвидации последствий чернобыльской катастрофы за 10 лет

Документ подготовлен правительством во исполнение постановления Верховного Совета Украины от 23.03.96 г. и зачитан вице-премьер-министром Василием Дурдинцом 19 апреля в парламенте Украины.

За прошедшие 10 лет делалось немало попыток разобраться с сущностью чернобыльской аварии и приведшими к ней причинами. Но окончательной и экспериментально подтвержденной версии до этого времени не разработано.

Авария на 4-м блоке ЧАЭС произошла 26 апреля 1986 года во время испытаний одной из проектных систем безопасности энергоблока АЭС с реактором РБМК-1000, которая предусматривает использование механической энергии оборота ротора турбогенератора для производства электроэнергии при условии полной утраты энергопоставки АЭС и максимальной проектной аварии.

Испытания начались в 1 час 23 минуты 4 секунды, а уже чуть больше чем через полминуты оператор нажал кнопку аварийной остановки реактора, и все поглощающие стержни системы управления защитой начали погружаться в реактор. Почему решение о выключении аварийной защиты было принято именно в этот момент, до сих пор установить не удалось. Однако, вместо остановки, реактор взорвался, разрушив здания и строения станции и выбросив в окружающую среду большое количество радиоактивных веществ.

Трудно определить реальное совпадение обстоятельств, которые привели к катастрофе. Причины ее лежат в конструкции реактора, который допускал работу источника наивысшей опасности с неадекватной системой защиты.

Специальная правительственная комиссия по изучению причин и обстоятельств аварии на Чернобыльской АЭС, созданная Кабинетом министров Украины, рассмотрев весь, ранее недоступный широкому кругу исследователей документальный материал, пришла к выводу, что основной причиной аварии стали специфические ядерно-физические характеристики реактора РБМК-1000, обусловленные конструкцией его активной зоны, низкая эффективность системы управления и защиты, ошибочная конструкция стержней аварийной защиты реактора, низкое качество типичного технологического регламента.

Ядерная энергетика в СССР развивалась и функционировала в тисках жесткой централизованной системы управления. Она выросла из недр военно-промышленного комплекса и унаследовала свойственную ему всеохватывающую таинственность. Даже специалисты, работавшие в этой системе, получали лишь ту информацию, которая ограничивалась их узкой профессиональной ориентацией.

Ход ликвидации последствий чернобыльской катастрофы можно условно поделить на три этапа:

- острый (с 26 апреля - по ноябрь 1986 г.).

- ликвидация очевидных последствий аварии (это 1987 - 1990 гг.).

- долгосрочные плановые меры по снижению влияния негативных показателей на жизнь пострадавших людей и последующих поколений

(с 1991 года).

Первый, острый этап оказался особенно важным, поскольку авария была внепроектной. Полное разрушение реактора с высвобождением в окружающую среду радиоактивных веществ в таких огромных объемах специалисты атомной промышленности всего мира считали невозможным или маловозможным. Поэтому даже специальные формирования оказались не готовыми к действиям в таких обстоятельствах. А это усилило пагубные последствия аварии, небезопасность аварийных работ.

Скажем, горение десятков тонн графита в разрушенном реакторе обусловило поднятие радиоактивных веществ к верхним слоям атмосферы, а средств пожаротушения, адекватных характеру пожара, не было не только в СССР, но и во всем мире. Огонь на 4 блоке АЭС был усмирен лишь благодаря героизму и самопожертвованию пожарных и эксплуатационного персонала.

То, что сделано людьми для покорения атома, который вышел из-под контроля, было выше человеческих сил. Но те, кого народ потом коротко назвал ликвидаторами, и службы их обеспечения неимоверными усилиями укротили разрушенный реактор и менее, чем за полгода, соорудили над ним «Укрытие», которое позднее получило название «Саркофаг». Это оказалось возможным также благодаря высокому техническому уровню отечественных проектных и строительных организаций, профессионализму специалистов. Сложное техническое сооружение обеспечило снижение до минимума радиоактивных выбросов из реактора, принципиально улучшило радиационную обстановку на промышленной площадке атомной станции, уменьшило психологическое напряжение среди населения.

Но сделано это было слишком дорогой ценой. Из числа ликвидаторов острого периода 237 были госпитализированы по предположению полученного ими облучения. У 134 из них был установлен диагноз острой лучевой болезни. 29 пожарных и сотрудников станции вскоре умерли, 2 человека погибли во время взрыва и пожара. Около 2 тысяч человек получили местные лучевые поражения. Многие участники ликвидации последствий аварии потеряли здесь здоровье и не дожили до 10-летия.

Из числа пострадавших вследствие аварии умерло

167 653 человека. При этом в 4229 случаях установлена причинная связь с аварией. Среди таких 2929 ликвидаторов.

На втором этапе государственные структуры разрешали сложные вопросы повышения безопасности действующих энергоблоков станции.

Осуществлен целый комплекс мер по усовершенствованию конструкции отдельных узлов реактора, повышению ядерной, радиационной и пожарной безопасности, улучшению качества эксплуатационной документации, и это позволило усилить надежность реактора и станции в целом.

Строился г.Славутич для эксплуатационного персонала станции и жилье для эвакуированных, создавалась разветвленная система радиоэкологического и медико-санитарного мониторинга на загрязненных территориях.

На первом и втором этапах в ликвидации последствий аварии была задействована значительная часть экономического потенциала тогдашнего Советского Союза.

Начало третьего этапа ликвидации последствий аварии

(с 1991 г.) совпало с распадом СССР. Украина осталась наедине с проблемами, порожденными Чернобылем. Теперь нам самим приходится поддерживать безопасность и решать дальнейшую судьбу особо опасного объекта «Укрытие», иметь дело с зоной отчуждения, 800 могильниками высокорадиоактивных отходов, прудом-накопителем, «горячими» участками в 10 км зоне. Огромные территории в 74 районах 12 областей Украины загрязнены цезием-137 более 1 кюри на квадратный километр. Правопреемник СССР - Россия в дальнейших работах на территории Украины и их финансировании с сентября 1991 года участия не принимает. Украина теперь сама заботится о трех миллионах двухстах тысячах пострадавших, в том числе трехстах пятидесяти тысячах участников ликвидации последствий аварии, количество здоровых среди которых уменьшилось с 78 процентов в 1987 году до 20 процентов в 1994 году.

На все это необходимы огромные средства и материальные ресурсы. Ликвидация последствий аварии легла тяжким бременем на плечи экономики, которой самой аварией был нанесен ущерб - 10 млрд. долларов США. Значительными были побочные расходы и утраченная выгода.

Трудности усиливались углублением кризисных явлений в экономике.

Все это требовало выработки долгосрочной политики Украинского государства по преодолению последствий чернобыльской катастрофы.

Основой ее стали принятые Верховным Советом Украины «Концепция проживания населения на территориях Украины с повышенным уровнем радиации в результате чернобыльской катастрофы», а также законы Украины «О правовом режиме территорий, радиоактивно загрязненных в результате чернобыльской катастрофы» и «О статусе и социальной защите граждан Украины, которые пострадали вследствие чернобыльской катастрофы».

Для реализации принятых законодательных актов, координации усилий в преодолении последствий аварии, решения вопросов социальной защиты пострадавшего населения в октябре 1990 года был создан Государственный комитет по вопросам защиты населения от последствий аварии на Чернобыльской АЭС, с 1991 года преобразованный в министерство.

Создание специальной постоянной комиссии в Верховном Совете Украины, с которой мы тесно сотрудничаем, еще больше подчеркнуло общегосударственное значение чернобыльских проблем, долгосрочность их решения и государственный масштаб необходимых для этого мер.

С 1992 года в составе Государственного бюджета Украины создан Фонд для реализации мер по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения, чем была законодательно обеспечена относительная стабильность финансирования чернобыльской программы.

Безопасность при использовании атомной энергии в целом гарантируется сейчас заложенными основами ядерного законодательства, созданием независимых органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности. С 1992 года действует независимый орган регулирования ядерной и радиационной безопасности - Государственный комитет Украины по ядерной и радиационной безопасности (ныне администрация ядерного регулирования Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности).

Сегодня можно с уверенностью сказать, что радиационная обстановка в Украине стабилизировалась и надежно контролируется мониторинговыми системами Минчернобыля, Госкомгидромета, Министерства здравоохранения, Минсельхозпрода, Минлесхоза. Создана система расчета эффективных доз облучения, которая учитывает суммарный эффект внешнего и внутреннего факторов, согласно действующему законодательству определены на загрязненных территориях зоны безусловного (обязательного) и добровольного (гарантированного) отселения, усиленного радиационного контроля. Определена особая территория - зона отчуждения, создана система ее управления. Проводится работа по стабилизации радиоэкологической ситуации зоны, предотвращению распространения радионуклидов за ее пределами, созданию безопасных условий хранения и переработки радиоактивных отходов, водоохранительные и лесоохранительные меры.

Разработаны концептуальные положения относительно обращения с радиоактивными отходами и особенностей существования зоны отчуждения.

Начат выпуск отечественной дозиметрической и радиометрической аппаратуры.

С точки зрения гарантирования радиационной безопасности населения нас сегодня особенно волнуют такие проблемы.

Во-первых, дальнейшая судьба «Укрытия», эксплуатация и поддержание безопасности которого ложится тяжелой ношей на государственный бюджет. Уже выполнен большой объем работ по повышению надежности его конструкций. Работы по стабилизации, комплексному усилению сооружения продолжаются. Однако в перспективе нам предстоит превратить его в экологически безопасную систему, поскольку в нем - около 200 тонн ядерного топлива. Проведенный при помощи Европейской комиссии международный конкурс, в котором приняли участие крупнейшие фирмы Европы, показал, что задания таких масштабов не под силу отдельным даже наиболее мощным компаниям. Для этого необходимо объединение интеллектуальных сил и экономических ресурсов. При содействии этой же комиссии разработано технико-экономическое обоснование строительства «Укры-

тие-2».

Во-вторых, тяжелым наследием остается более 800 мест захоронения радиоактивных отходов, так называемых могильников, сооруженных в острой фазе аварии без надлежащей проектной проработки. В них временно захоронены тысячи тонн элементов разрушенного реактора и радиоактивных обломков строительных конструкций, техника, загрязненная почва, собранная во время дезактивации территории. Разрешению проблемы могильников в определенной мере будет содействовать введение в действие центра по переработке и захоронению радиоактивных отходов «Вектор», строительство которого начато в зоне отчуждения.

В-третьих, небезопасны также и чрезвычайно «горячие» участки, которые еще и теперь остаются в 10-километровой зоне ЧАЭС. Так, на левобережной части поймы реки Припять на участке в несколько квадратных километров находится более 14 тыс. Ки стронция-90, более 700 Ки плутония, которые в случае интенсивного наводнения могли быть смыты в Днепр, и только 13-километровая дамба, построенная в

1993 г., защищает этот источник водоснабжения 30 миллионов человек от загрязнения.

Без решения этих проблем радиационную защиту населения нельзя считать гарантированной. Ведь существующую ситуацию могут изменить стихийные бедствия катастрофического характера: наводнение, лесной пожар, смерч.

В связи с высоким уровнем загрязнения (более 15 Кюри/кв.км) из обращения изъято 180 тыс. гектаров посевных земель и 157 тыс. гектаров леса.

Загрязнения территорий и связанное с этим выведение из использования природных ресурсов, производственных мощностей, объектов инфраструктуры существенно повлияло на социально-экономическое развитие Киевской, Житомирской, Черниговской, Ривненской и Волынской областей. Полесские районы, которые на протяжении многих лет до аварии были дотационными, при условиях, дополненных экономическим кризисом, оказались в безвыходном положении.

В агропромышленном комплексе тут пришлось перепрофилировать отдельные производства, изменить ассортимент продукции. Это порождает дополнительные проблемы. На сегодня население, проживающее на загрязненных территориях, основную дозовую радиационную нагрузку получает за счет внутреннего облучения, которое формируется в результате потребления продукции местного производства, особенно молока и мяса, произведенного в частном секторе.

В этой связи следует сказать, что начиная с 1992 года, вся молочная и мясная продукция коллективных хозяйств отвечает требованиям действующих Временных допустимых норм (ВДН), хотя ее загрязненность и превышает доаварийный уровень. В то же время молоко, полученное в личных хозяйствах, загрязнено в 2-5 раз больше, чем в коллективных, загрязнение достигает 200-500 беккерелей на литр. Таким образом, население села поставляет государству более чистую продукцию, чем потребляет само.

Украинские радиологи разработали систему контрмер, включающих известкование и мелиорацию почв, кормовые добавки и переработку продукции, технологию откармливания скота под контролем накопления цезия-137 в организме и другие, позволяющие в полтора-десять раз уменьшать загрязнение сельскохозяйственных продуктов.

Максимальное количество радионуклидов накопили леса. Они продолжают их удерживать в лесной подстилке и пятисантиметровом слое почвы. Идет интенсивное загрязнение продуктов питания (грибы, ягоды), лекарственных и кормовых ресурсов леса, а также древесины. В связи с этим стало невозможным вести лесовыращивание в традиционной манере. Необходимы малолюдные и безлюдные технологии и техника, адаптированная к новым условиям.

Социально-экономическая реабилитация загрязненных территорий требует значительных капиталовложений.

Приоритетным направлением деятельности правительства в разрешении чернобыльских проблем является социальная защита пострадавшего населения.

Тяжелейшим социально-психологическим потрясением для людей стали эвакуация населения 1986 года и длительный процесс обязательного переселения.

Население городов Припяти и Чернобыля было обеспечено жильем в городах Украины, в основном в Киеве и Чернигове, 1040 семей были эвакуированы за пределы Украины - в Молдову, Прибалтику, Российскую Федерацию. В конце 1993 года 493 семьи изъявили желание вернуться в Украину, где они обеспечены жильем. Для размещения переселенцев в северных и центральных районах Киевской области были построены 102 села (7530 домов усадебного типа. 201 объект социально-бытового назначения, 155 км автодорог, 284 км водопровода, 252 артезианские скважины), и это позволило в 1986 году обеспечить жильем все эвакуированное сельское население.

В 1987-1988 годах реализовывались правительственные меры по созданию нормальных условий для жизнедеятельности населения в населенных пунктах Киевской, Житомирской и Черниговской областей, прилегающих к 30-километровой зоне ЧАЭС. Всего за эти годы было построено 3074 усадебных и 25 многоэтажных домов, 201 объект культурно-бытового назначения, торговли, связи, коммунального хозяйства, производились строительство и реконструкция путей.

В 1988 году считалось, что основные объемы работ по переселению пострадавших выполнены. Но после дополнительной оценки загрязненных территорий началось переселение людей из зоны обязательного (безусловного) отселения. За 1990-1995 годы переселено 11,8 тыс. семей из зоны безусловного (обязательного) отселения и 10,2 тыс. семей - из зоны добровольного (гарантированного) отселения.

Однако проблема обустройства пострадавших все еще остается острой. На территориях обязательного отселения продолжают проживать более 3 тыс. семей, которые имеют намерения оттуда выехать. В зоне отчуждения остается 375 семей. Около 800 семей, эвакуированных еще в 1986 году, теснятся по 2-3 в одном доме, и им необходимо на протяжении 1997-1998 годов предоставить отдельные помещения. Ожидают получения во внеочередном порядке жилья 16,1 тыс. семей из зоны добровольного отселения, 8,3 тысячи инвалидов, 42,5 тысячи ликвидаторов второй категории. До 26 апреля этого года должно быть предоставлено жилье всем семьям с детьми из Полесского района Киевской и Народицкого района Житомирской областей, которые изъявили желание выехать.

В эти дни приводятся в порядок детская больница в Боярке Киевской области, онкологический диспансер в Чернигове, родильный дом в Камне-Каширском, 2 оздоровительных учреждения на Житомирщине, детское эндокринологическое отделение в Киеве. Все эти объекты, способные реально облегчить состояние пострадавших, возведены строителями в рекордный срок.

Это вовсе не означает, что в этом деле нет недостатков, а то и безобразий. 19 апреля с.г. президиум Кабинета министров при участии многих народных депутатов подробно, остро и критически рассмотрел ход выполнения требований Президента Украины, решений правительства по вопросам строительства объектов, связанных с отселением граждан из загрязненных территорий. Отдавая должное большой работе, выполненной за 10 лет, президиум Кабинета министров четко определил приоритеты и практические меры по полному разрешению проблем. Никакого покоя у нас не будет, пока не будут решены по каждой семье, каждому чернобыльцу все вопросы, с которыми они сталкиваются ежедневно, и которые предусмотрены действующим законодательством, решениями правительства.

С сентября 1995 года по инициативе правительства служащими правительственного аппарата, контрольно-ревизионными управлениями Минфина, Минчернобыля, облгосадминистраций проводилась проверка эффективности и целевого использования средств Чернобыльского фонда, которые направлялись на финансирование капитальных вложений. Проверками выявлены серьезные нарушения. Не выполняются крайне необходимые работы. Так, крайне долго сооружается Центр радиационной медицины. Уже 3 года затягивается завершение строительства села Вильча в Харьковской области со всей инфраструктурой. Мы обстоятельно разобрались здесь с положением и сделаем все, чтобы в этом и в последующих годах завершить сооружение данных объектов. Из сооруженных на протяжении 1991-1995 годов 15 тысяч домов и квартир в основном для переселения граждан из зоны безусловного (обязательного) отселения 2100 заселены другими категориями лиц.

Выявлены многочисленные случаи нецелевого использования средств Чернобыльского фонда. Установлено нарушение при проведении дезактивационных работ, факты кражи товарно-материальных ценностей в зоне отчуждения.

Одним из наиболее сложных последствий аварии является ухудшение состояния здоровья пострадавшего населения. Наиболее выраженные нарушения в состоянии здоровья сейчас наблюдаются у лиц, которые принимали участие в ликвидации последствий аварии в 1986 году, особенно у тех из них, кто работал на промышленной площадке АЭС, а также у тех, кто продолжал работать более 5 лет в зоне отчуждения. В районах радиационного загрязнения и местах компактного переселения состояние здоровья населения постоянно контролируется. Внедряется разработанная методика тиреоидной паспортизации детей, призванная защитить тех, кто пострадал от йодного удара 1986 года.

В 1994 году признаны здоровыми лишь 21 процент эвакуированных и 32,4 процента пострадавших детей, что свидетельствует об ухудшении ситуации.

Введение в действие новых лечебных учреждений с самым новым оборудованием, внедрение современных методов лечения, оздоровления детей и взрослых за пределами зоны радиационного загрязнения, во время которого их тщательно обследуют и они получают врачебную помощь, будут содействовать более эффективной реабилитации пострадавших. Социальные компенсации в форме доплат позволят улучшить условия жизни и питания людей.

К сожалению, возможности Чернобыльского фонда намного меньшие, чем необходимость в средствах. Чтобы увеличить ассигнования на эти цели, необходимо исправлять состояние экономики. Правительство изменит и приоритеты относительно расходования средств Фонда.

Изучение на местах свидетельствует, что население считает меры, принятые для преодоления последствий аварии, недостаточными и малоэффективными. Противоречивые данные об аварии и ее последствиях в средствах массовой информации многократно увеличивают негативный эффект. Недоверие к официальным источникам информации не до конца преодолено и сегодня. Это снижает эффективность реабилитации прежде всего в социально-психологическом плане.

Чернобыльская авария 1986 года по своим масштабам, спектру выброшенных радионуклидов и количеством населения, получившего дополнительное облучение, не имела аналогов и потому требовала разработки новых решений, что и обусловило важную роль научного сопровождения всех этапов работы.

За 10 лет отечественные ученые при активном участии общепризнанных мировых научных центров провели огромную работу по уточнению и прогнозированию краткосрочных и долгосрочных медицинских последствий аварии. Украинскими учеными были освоены принципиально новые методы определения поглощенных доз, форм существования радионуклидов в воде и почвенных растворах, оценки крепости сорбции радионуклидов почвой и мелиорантами, раннего прогнозирования онкологических заболеваний, лечения и реабилитации больных. Разработаны компьютерные модели поведения радионуклидов в экологических цепочках, произведены оценки эффективности контрмер.

В рамках четырехстороннего Соглашения между Европейской Комиссией и Украиной, Россией и Белоруссией было реализовано 16 международных проектов, касающихся изучения последствий аварии на Чернобыльской АЭС. К их выполнению было привлечено около 200 научных организаций, в том числе 50 украинских. Это позволило унифицировать критерии и нормативы радиационной безопасности на случай аварии, что создает предпосылки для интеграции Украины в единую систему радиационной безопасности Европы.

Вместе с тем, как показывают проверки, и на этом участке есть значительные недостатки. Недостаточная координация научно-исследовательских и исследовательско-конструкторских работ, раздробление и дублирование их тематики (только по Национальной академии наук в 1995 году выполнялось 242 темы), слабое внедрение научных разработок снижают эффективность использования средств Чернобыльского фонда, направленных на научную деятельность. С этим будет покончено.

Несмотря на принятые меры, чернобыльские проблемы продолжают быть острыми и, как видно из всего, будут оставаться такими еще на протяжении долгого времени, особенно если учесть нынешнее состояние нашей экономики.

Программа деятельности Кабинета министров, одобренная Верховным Советом, предусматривает уточнение направлений государственной политики в вопросах ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, исходя из приоритета медицинской и социально-психологической реабилитации населения, экономического и экологического оздоровления территории и хозяйств соответствующих областей.

Разработан и в ближайшее время будет вынесен на рассмотрение Кабинета министров проект Национальной программы минимизации последствий чернобыльской катастрофы на 1996-2000 годы. Программа ставит три главные цели:

- уменьшение общего риска утраты здоровья пострадавшим населением и особенно ликвидаторами и детьми.

- минимизация экологических, экономических и социально-психологических последствий.

- обеспечение социально-экономических условий для постоянного проживания населения в загрязненных районах.

Реализация некоторых пунктов Программы будет требовать дальнейшего усовершенствования чернобыльского законодательства, повышения адресности помощи пострадавшим, больным, инвалидам. Проекты отдельных документов уже переданы на рассмотрение Верховным Советом, остальные намечено разработать, и правительство надеется на тесное сотрудничество с народными депутатами в этих вопросах.

Следует отдельно сказать о судьбе самой Чернобыльской АЭС. Позиция правительства в этом вопросе хорошо известна. Мы подтверждаем свои намерения, закрепленные в Меморандуме о взаимопонимании между правительством Украины и правительствами стран «большой семерки» и Европейской комиссии о закрытии до 2000 года Чернобыльской АЭС. Но без реальной конкретной финансовой помощи мирового сообщества Украина, в связи с ее сложной экономической ситуацией не может пойти на такой шаг.

Кабинет министров Украины высказывает правительствам зарубежных стран, международным, неправительственным и благотворительным организациям всего мира глубокую благодарность за понимание наших проблем, помощь в преодолении последствий аварии, в улучшении состояния пострадавшего населения, особенно в лечении и оздоровлении детей, которых они принимали и принимают у себя как родных.

Забота об участниках ликвидации последствий аварии и пострадавших от нее всегда будет в центре внимания правительства Украины. Ныне такие люди живут во всех областях. Государство из-за трудностей в экономике не может в полной мере обеспечить их всем необходимым. Поэтому мы обращаемся к местным органам власти: будьте внимательны к повседневным нуждам чернобыльцев, поскольку они нередко жалуются и на задержку социальных выплат, и на невозможность получить предусмотренные законом льготы, лекарства и просто на отсутствие обычного человеческого тепла. Правительство будет повышать требовательность к госадминистрациям, руководителям других органов государственной исполнительной власти, предприятий, учреждений за отношение к этой категории населения. Наш общий долг - заботиться о людях повседневно, а не только к важным датам.

Тяжелые испытания, принесенные нам ядерной трагедией, не сломали, а закалили украинский народ. Мы уверены, что Украина возродится из пепла Чернобыля, переборет все трудности и войдет в число наиболее развитых стран мирового сообщества, а ее граждане станут обеспеченными и счастливыми.

Пресс-служба

Кабинета министров Украины