UA / RU
Поддержать ZN.ua

Большая тайна «мусорного налога»

Интересная закономерность: чем больше человечество приобщается к благам цивилизации, тем с большими проблемами сталкивается...

Автор: Анатолий Еременко

Интересная закономерность: чем больше человечество приобщается к благам цивилизации, тем с большими проблемами сталкивается. Возможно, значимость их для мирового сообщества, объемы, количество и порядок приоритетности у разных исследователей не будут выглядеть одинаковыми. Однако есть три проблемы, с которыми каждый из нас сталкивается ежедневно: пресная вода, еда, твердые бытовые и прочие отходы.

Различные источники утверждают, что бытовой мусор вместе с промышленными отходами только в Украине уже достиг объема порядка то ли 30 млрд., то ли 35 млрд. тонн. В перерасчете на душу населения это составляет свыше 600 — 700 тонн. С каждым годом количество отходов катастрофически увеличивается. По самым скромным подсчетам, ежегодно в Украине образуется 900 млн. тонн (некоторые специалисты говорят, что 1,5 млрд. тонн) таких отходов. При этом утилизируется всего 5—8%. В странах, которые принято называть цивилизованными, аналогичный показатель составляет 65%. Ясное дело, не остаются там без внимания и отходы, не подлежащие вторичному применению. Они перерабатываются, дробятся, прессуются, пакетируются в специальные, уже не представляющие никакой экологической угрозы, тюки и отправляются на полигоны. Излишне, наверное, говорить, что и места, приспособленные для хранения этих издержек цивилизации, вскоре, после выполнения необходимых природоохранных мероприятий, превращаются в радующие глаза и душу, вполне естественные на вид лужайки и рощицы.

Нам этому еще предстоит научиться. Сделать это, конечно, не просто. Впереди ожидает много рифов и отмелей, с которыми, скажем, тот же европейский корабль никогда не сталкивался. Государственность нашей страны развивалась в несколько другом общественно-экономическом измерении. При этом на коротком историческом этапе нашей независимости стало почти традицией относить это к исключительно негативным моментам становления Украины как демократического, сильного, конкурентоспособного государства. Конечно, такая точка зрения имеет место быть. Однако, вероятно, не является истиной в последней инстанции, так как, с другой стороны, именно это обстоятельство предоставило возможность Украине действовать с чистого листа. Что, как бы пафосно это ни звучало, позволяет учесть весь накопленный человечеством опыт.

Примеров тому — масса. В том числе и по теме, поднятой в данной публикации. В самом деле, зачем нам повторять печальный опыт Великобритании, где так называемое коровье бешенство появилось, по утверждению ряда ученых, в результате использования биодобавок, изготовленных из требухи животных и других весьма сомнительных отходов мясного производства? Или должны ли мы завидовать всегда, скажем, чрезмерному немецкому рационализму? Нешуточную обеспокоенность и переполох вызвал во многих странах случай применения в качестве кормовых добавок при выращивании уток продукта переработки пищевых отходов, содержащего страшный для всего живого диоксин.

Еще в 1998 году был принят закон Украины «Об отходах», который стоит на страже интересов общества, украинских (и не только) граждан. В этом законодательном акте, признанном экспертами одним из лучших среди действующих ныне в правовом поле многих стран аналогичных директивных документов, кажется, было предусмотрено все: сферу деятельности, ответственных и меру ответственности (вплоть до уголовной), сроки выполнения работ по утилизации и захоронению отходов. Словом, почти все, за исключением реально действующего механизма, который бы эффективно избавлял нас от угрозы, которую несут в себе отходы расфасованных и упакованных благ цивилизации. Коммунальные службы и существующая в то время государственная компания по переработке и утилизации использованной тары и упаковки «Укртарапереробка» с этой задачей явно не справлялись.

Правительство не сразу, но все-таки осознало тупиковость ситуации, в которую украинские реалии загнали проблему переработки, утилизации и захоронения отходов. Стало очевидным: без привлечения негосударственного капитала не обойтись. Поэтому Кабинет министров Украины в июле 2001 года по предложению Министерства экономики принимает знаковое постановление «Про впровадження збирання, сортування, транспортування, переробки та утилізації відходів як вторинної сировини». Конечно, как и любая подобная директива, этот циркуляр не лишен недостатков. Но все же главным в нем является то, что наряду с преобразованием не оправдавшей надежды «Укртарапереробки» в государственную же компанию «Укрэкокомресурсы», возможности которой были значительно расширены, на рынке разрешалось работать и другим предприятиям всех форм собственности.

Однако сказать, что лед тронулся сразу, было бы несколько преждевременным. Поначалу предприниматели присматривались. Внимательно, порой с помощью юристов, вчитывались в законодательные акты. Безусловно, руководствовались не альтруистическими соображениями, а желанием превратить отходы в доходы. А когда все взвесили и прикинули, поняли, что овчинка стоит выделки. Причем весьма характерно, что каждый понимал это по-своему, в меру образованности, культуры, патриотизма, принадлежности к определенным финансово-промышленным группам или… структурам, цель которых — сиюминутная выгода любой ценой.

Кстати, адептов теневого бизнеса привлекло одно чрезвычайно важное для них обстоятельство. Уважаемые товарищи, поделившиеся с корреспондентом «ЗН» информацией, не сочли возможным предоставить редакции ни одного убедительного документального доказательства. Однако искренне заверяли, что теперь достаточно всеми правдами и неправдами получить лицензию на соответствующий вид деятельности, а там, мол, хоть трава не расти. Дескать, приходи с этой бумагой к руководителю, заключай договор на обслуживание. Желательно с предложением по ценам ниже утвержденного Кабмином тарифа. Он тебе перечисляет деньги, ты ему делаешь откат. И все довольны. Мусор, правда, не вывозится, не утилизируется. Но это, как говорится, другая песня. Издержки производства. В самом-то деле, среди порядочных людей кто о такой мелочи будет говорить.

В общих чертах схема понятна и, не исключаю, кем-то практикуется.

Однако у меня возникает вопрос. Вернее, не один, а несколько. Например, что это за лицензия? Доступная такая. Далее. Где в это время находятся соответствующие службы, включая правоохранительные, экологические и санитарные? Согласитесь, в подобном случае они должны ничего не видеть, ничего не слышать и…. ничего не нюхать. Неужели все мы настолько потеряли самоуважение?

Оказывается, лицензию выдает Министерство экологии и природных ресурсов. Только заявления, копии свидетельства о государственной регистрации субъекта хозяйственной деятельности, нотариально заверенной копии устава предприятия, других не менее важных документов для получения права заниматься, скажем, сортировкой, транспортировкой, переработкой и утилизацией использованной тары (упаковки) в качестве вторичного сырья совершенно недостаточно. Необходимы, конечно же, трудовые ресурсы и соответствующая материально-техническая база. Включая территорию, складские помещения, весовое, прессовое, лабораторное оборудование, грузоподъемную и транспортную технику, оборудование для обработки полимерных отходов и прочее и прочее. Следовательно, можно сделать вывод: если у гражданина (структуры), демонстрирующего под носом у какого-то начальника заветную лицензию, вышеперечисленного комплекса в наличии не имеется, то, похоже, обеспокоенные товарищи были правы.

Однако фактом является и то, что получить нужную информацию даже журналистам не всегда представляется возможным. Дескать, коммерческая тайна. Аргумент, конечно, сомнительный и к тому же не имеющий под собой законных оснований. Тем не менее на активно развивающемся сегодня рынке по сбору, сортировке, транспортировке, переработке и утилизации отходов как вторичного сырья отдельными господами часто используется. Трудно поверить, но даже в донецком областном управлении по утилизации отходов «Донецкэкокомресурсы» тоже начали кивать на коммерческую тайну. Смысл? А чтобы вдруг, случайно не проинформировать общественность о мощностях управления, численности коллектива, количестве заключенных договоров и объемах выполняемых работ. Конечно, несколько неожиданная позиция государственной структуры, мягко говоря, показалось странной.

Вскоре стало понятным, что же это за «тайна». Причем весьма симптоматично, что запрет относится не только к Донецкому региону, а ко всем областям Украины без исключения. В частности, выяснилась весьма занятная ситуация. Полагаю, вполне созрела, чтобы стать предметом рассмотрения в Антимонопольном комитете Украины со всеми вытекающими из этого последствиями.

Дело в том, что государственная компания «Укрэкокомресурсы», на которую постановлением Кабмина Украины № 915 возложены функции по разработке и организации государственной системы сбора, переработки и утилизации отходов как вторичного сырья, очень своеобразно восприняла столь почетную и не менее ответственную миссию. Поэтому в целях максимального аккумулирования средств на реализацию «Міжрегіональної програми зниження екологічної та соціальної напруги шляхом створення системи збирання, переробки та утилізації упаковки і твердих побутових відходів як вторинної сировини» компания стала проводить оригинальную (по-другому не скажешь) политику. Идеологию ее взаимоотношений с клиентами можно сформулировать в следующей сентенции: вы (предприятия, имеющие проблемы с отходами), дескать, нам деньги перечисляйте сейчас, а ваши отходы мы переработаем и утилизируем потом, когда мускулы (мощности) нарастим. Поскольку изначально конкурентов у ГК «Укрэкокомресурсы» не было, а с отходами надо было что-то делать, то договора заключались. Деньги предприятия исправно перечисляли на счета компании, но обещанного целый ряд предприятий по всей Украине даже за три года так и не дождались.

Естественно, существующая только на бумаге утилизация отходов продолжаться бесконечно не могла. Да и вопросы возникли. Плата за якобы выполненную работу — это что? Замаскированный новый государственный «налог на мусор»? Депутаты местных советов на сессиях требовали навести порядок, санитарные врачи и пожарные в стороне не оставались. Поэтому когда появилась альтернатива, многие руководители вздохнули с облегчением. Подписали новые договора и, как говорится, горя больше не знали. Реальным конкурентом, обладающим мощной материально-технической базой в 18 областях Украины, выступило перспективное, с каждым днем набирающее обороты, специализированное предприятие «Укрэкология». Отныне предприятия, в том числе импортеры, ставшие клиентами «Укрэкологии», не испытывают проблем с тем, что делать с полиэтиленом, картоном, деревянными ящиками или металлическими поддонами. Предприятие активно внедряет прогрессивные, взаимовыгодные формы работы с клиентами и неукоснительно выполняет условия договора, чем выгодно отличается от своих предшественников.

Удар рыночных отношений ГК «Укрэкокомресурсы» достойно перенести не смогла. В адрес директивных органов полетели письма, где во всех тяжких обвинялись конкуренты. Кабмин дал указание соответствующим службам и ведомствам усилить контроль «за дотриманням норм законодавства з питань поводження з відходами як вторинною сировиною». Дальше произошла парадоксальная вещь. Поддержка высокой инстанции, призвавшей все структуры, имеющие отношение к рынку переработки и утилизации отходов, действовать в правовом поле, показалась ГК «Укрэкокомресурсы» явно недостаточной. Вероятно, поэтому руководство ГК «Укрэкокомресурсы» тут же взяло на вооружение принцип: если хочешь, чтобы дело было сделано хорошо, сделай его сам. Короче говоря, руководители предприятий, разорвавшие с государственной компанией отношения, стали получать однотипные послания с предложением «вернись, я все прощу». Иначе, сами понимаете, суд «щодо компенсації втраченого прибутку».

Современная, продолжающая стремительно прогрессировать индустриальная цивилизация ныне начала исчерпывать существующую ресурсно-экологическую нишу и, считают эксперты, входит в эпоху планетарного кризиса. В одиночку, даже в отдельно взятой стране, избежать проблем никому не удастся. Очевидно, что осознавать это должны не только правительства, ученые и общественные организации, уже увидевшие выход в устойчивом развитии человечества, но и те, кто непосредственно избавляет его от отходов.