UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕГУЩИЕ ПО ВОЛНАМ,

Символом национальной энергетической программы станут чадящие костры или голубые воды? В одном и...

Автор: Лидия Суржик

Символом национальной энергетической программы станут чадящие костры или голубые воды?

В одном из зарубежных изданий мне бросилась в глаза очень краткая, но емкая информация-размышление, которая никак не выходит из головы. В контексте этого разговора она стала особенно навязчива. Поэтому не нахожу лучшего способа избавиться от нее, как поделиться с читателем. Полагаю, что это будет для него необременительно в силу простоты и лапидарности информации. Привожу ее по памяти, но почти дословно.

Чего только нет в Исландии! Нет лесов, полей, великих сибирских рек, нефти, газа. Соответственно, нет Газпрома, ядерных электростанций, Государственной думы, Конгресса, рублей, долларов, инфляции, Доу-Джонса, скандала Клинтона… Нет ничего, кроме гейзеров. Поэтому исландцы приспособили горячую минералку для всего: греть дома, готовить еду, вертеть электрогенераторы и для того, чтобы зимой купаться. Нет ничего в Исландии, даже проблем.

У нас есть много чего, в том числе и проблемы. В результате интенсивного расточительного освоения природных ресурсов, без надлежащего научно-технического обоснования и прогнозирования Украина на сегодня оказалась на грани экологических катастроф. Некоторые из них уже грянули, другие ждут своего часа подобно минам замедленного действия. Их закладывали иногда по неведению, недомыслию, но порой делали это и сознательно, руководствуясь пресловутым принципом «после нас хоть потоп». Примеров сему множество. Взять хотя бы каскады мелеющих рукотворных морей по Днепру с их уже хилыми плотинами и аварийными шлюзами, гниющими водорослями, погибающей рыбой и пр. Вследствие поднятия уровня грунтовых вод сейчас значительные территории оказались подтопленными. Прогнозы специалистов по этому поводу самые что ни на есть пессимистические. А ведь эти водохранилища создавали вроде бы с благими намерениями. С кого теперь спросить?.. Величайшая техногенная катастрофа на Чернобыльской АЭС остудила многие горячие головы. Экономические соображения и забота о безопасности уже заставила некоторые богатые страны отказаться от своих атомных программ. Наша бедная страна продолжает строить АЭС…

Сейчас опять с такими же благими намерениями запланировано строить плотины и водохранилища для установки гидроэлектростанций на остальных реках Украины. Это строительство предусмотрено Национальной энергетической программой Украины до 2010 года, которая согласно указанию Президента в ближайшее время должна быть откорректирована и представлена на утверждение... А судьи кто?..

Предполагается с помощью малых ГЭС выработать дополнительно еще около 50 млрд. кВт . ч электроэнергии в год. Это, конечно, хорошо, но, по подсчетам специалистов, при этом под воду уйдет по 0,04 гектара земли на каждый киловатт мощности той или иной гидроэлектростанции. Всего придется затопить около 230 000 гектаров. А какая территория будет притоплена возле этих водохранилищ, на какой уровень поднимутся грунтовые воды вокруг этих ГЭС, как поведет себя влажный грунт на соседних склонах? На эти вопросы должны быть совершенно четкие ответы. В противном случае не будет никакой гарантии, что некоторые новые гидростанции не превратятся в очередные экологические мины замедленного действия районного или областного масштабов.

Известный киевский ученый и изобретатель Петр Слынько удивляется, почему «мышление человечества пошло не в ту сторону». И сам же находит ответ: «По традиции, очевидно. Первобытный человек, чтобы согреться, жег дрова. Потом жгли уголь, нефть. В топках и котлах, в двигателях внутреннего сгорания. Но это же преступление - сжигать ценнейшее сырье. Потомки - не простят. У нас ведь есть возможности получать электроэнергию в громадных количествах, не расходуя это ценнейшее органическое сырье. Мы видим, как волнуются океаны, с какой мощью бьет о берег морской прибой, как неудержимо текут реки, особенно горные… Это же гигантское количество, океан энергии! И эта механическая энергия может быть превращена в электрическую очень просто. Таких конструкций разработано немало, в том числе и вашим собеседником».

- Петр Петрович, о некоторых ваших изобретениях ранее сообщалось в нашем еженедельнике, о других приходилось слышать. Не могли бы вы рассказать, что представляют собой ваши разработки?

- Мне удалось создать и запатентовать, кстати, впервые в мире, полупогружные линейные гидротурбины. До сих пор нельзя было использовать энергию движения, силу свободного течения воды для выработки электроэнергии, а не ее падение. Для этого строили плотины, и чем они были выше и больше, тем большее количество электричества давали ГЭС. Для выработки электроэнергии с помощью полупогружных линейных гидротурбин не нужно сооружать затратные как в экономическом, так и экологическом плане плотины. По предварительным расчетам, можно как минимум 50% потребляемой в Украине электроэнергии получить только от электростанций на крупных и малых реках. (В Грузии, Армении, Западной Украине - все 100%!) И стоять они будут на судоходных реках вне фарватера, никому и ничему не мешая.

Должен сказать, что в мире над проблемой использования энергии водной стихии работают давно и в разных направлениях. Созданы различные варианты прибойных гидроэлектростанций (ПГЭС) и волновых (ВГЭС). Но если ПГЭС будут размещать только в полосе прибоя, то ВГЭС можно устанавливать на опорах возле берега и в открытом море или океане на якорях в виде свободно плавающих и обтекаемых для ветра конструкций. Безаварийную эксплуатацию плавучих ВГЭС при любом шторме и ураганном ветре обеспечат принципиально новые полупогружные судовые движители. Более тридцати лет назад они были созданы и испытаны в Киеве, а рассекречены и запатентованы в ведущих странах мира только сейчас. Осталось лишь изготовить действующие образцы и продемонстрировать, что без громадных затрат можно создать очень мощные, экологически абсолютно безвредные, простые и надежные в эксплуатации энергогенерирующие комплексы. Наиболее эффективно они будут работать в сочетании с инерционными маховиковыми накопителями электроэнергии.

- Следует понимать, эти маховиковые накопители позволяют аккумулировать избыток электроэнергии?

- Совершенно верно. И очень печально, что много лет назад, когда планировали строить Ташлыкскую ГАЭС, не представляли, что уже в ближайшие годы появится возможность вообще отказаться от строительства подобного рода «экологических шедевров» конструкторской мысли. Аккумулирование избыточной электроэнергии без всякого насилия над природой уже в недалеком будущем обеспечат принципиально новые малогабаритные, транспортабельные, надежные и экологически абсолютно безопасные инерционные накопители в виде маховиков. В период избытка электроэнергии число оборотов этих маховиков будут доводить до очень высоких значений, а когда возникнет необходимость в ее дополнительном количестве, энергию маховика начнут превращать в электрическую. Давно созданы для таких маховиков и специальные «магнитные подшипники». Они позволяют маховики любой массы подвешивать в пространстве и в этом состоянии раскручивать их, запасая электроэнергию, или тормозить, вырабатывая ее. Такие вечные «подшипники» (а это здесь самое главное) умеет делать и известный киевский ученый, доктор физико-математических наук В. Козорез.

На необходимость создания маховиковых накопителей электроэнергии, которые будут работать с различными электрогенерирующими установками, нацеливает и Национальная энергетическая программа Украины до 2010 года. Это одно из ее достоинств, но есть и упущения. В программу включили, например, создание только прибойных гидростанций, а разработкой волновых ГЭС непонятно по каким причинам не сочли нужным заняться. Вместе с тем за ВГЭС большое будущее. При массовом использовании волновых гидроэлектростанций тех или иных конструкций очень многие страны, берега которых омывают моря и океаны, большинство своих энергетических проблем могут решить за счет ВГЭС.

Важно отметить, что упомянутые выше движители могут быть использованы не только на свободноплавающих ВГЭС. В первую очередь они будут применены в экологически безопасных, недорогостоящих, надежных и простых в эксплуатации свободнопоточных бесплотинных гидроэлектростанциях (СБГЭС) разной конструкции и мощности. СБГЭС можно устанавливать на всем протяжении той или иной реки, во многих случаях даже на небольших расстояниях друг от друга. На судоходных реках их разместят по обе стороны от фарватера, а на несудоходных так, как это будет целесообразно.

- А какие могут быть мощности этих гидростанций?

- По сравнению с традиционными малыми ГЭС их мощности, конечно же, будут ниже, но многократно компенсировать это можно их числом. Там, где можно построить одну плотину, гораздо эффективнее и менее затратно будет установить десятки этих СБГЭС с механическими аккумуляторами электроэнергии маховикового типа или без них. Они во много раз превысят мощность любой малой «плотинной» гидростанции. А если использовать те реки, скорость течения которых выше 1 км/с, то практически все население Украины будет обеспечено экологически чистой и недорогостоящей электроэнергией, не сжигая ни грамма угля, ни кубометра газа.

- Все сказанное вами свидетельствует о том, что в ближайшее время может произойти настоящая революция в области энергообеспечения. Но… Сила инерции общественного мышления очень высока, хотя в общем все понимают, что полученная слишком дорогой ценой электроэнергия не может быть дешевой. Печальным символом тупикового пути традиционной гидроэнергетики стал ДнепроГЭС, в теле плотины которого появились опасные трещины, а ремонтные работы повлекут колоссальные затраты. Да и вообще объемы электроэнергии, получаемые на ГЭС, мизерные по сравнению с объемами из других источников. В то же время мы порой напоминаем страуса, прячущего голову в ядерные отходы. Альтернативная энергетика - это понятие у многих наших спецов от энергетики вызывает снисходительную улыбку, хотя некоторые из них уже пришли к мысли о создании более экономичных и экологичных источников энергии. После этой длинной преамбулы к вам, Петр Петрович, такой вопрос: находят ли ваши идеи и предложения поддержку государственных структур?

- Находят, хотя порой достучаться к ним бывает трудно. Но, должен сказать, понимание есть и в Верховной Раде, и в Кабинете министров, и в Киевской горадминистрации. Затронутые выше проблемы, вероятно, найдут свое отражение в обновленной Национальной энергетической программе Украины до 2010 года.

- Будущее энергетики за рубежом уже сегодня четко усматривается за альтернативными, экологически чистыми видами получения энергии, и даже такое авторитетное зарубежное издание, как журнал «The Economist», пишет, в частности, о том, что производимое на АЭС электричество обходится дороже, чем на тепловых станциях, тем не менее в начале следующего века в мире прогнозируется отступление мощной индустрии ископаемого топлива в пользу гидроэлектростанций и возобновляемых видов энергии. Такая тенденция порождает порой самые фантастические проекты, над которыми у нас только посмеялись бы, но там занимаются этим всерьез. Например, американские ученые (кстати, выходцы из бывшего СССР) даже разработали проект строительства ГЭС на Гольфстриме…

- Мне кажется, здесь очень важно понять, что речь идет фактически о совершенно другой технологии выработки энергии. Может, для кого-то это и фантастика, но, имея такие полупогружные гидротурбины, о которых я уже говорил, вполне можно использовать силу этого мощного течения в океане для производства энергии. Я общался с одним из разработчиков этого проекта. Ничего не скажешь - турбины у них интересные. Но их собираются установить в количестве аж 50 тысяч! Тогда как наших хватило бы и восьми. Дело в том, что наши можно соорудить любого размера, хоть километр в длину. Представляете себе такой «небоскреб» в океане?!. К тому же впервые в мире у нас появился и движитель, с применением которого можно создавать как гидроэлектростанции нового типа, так и высокоскоростные суда (200 - 400 км/ч, а то и больше...)

- Все это, конечно, впечатляет, но тем не менее оснований для особого оптимизма по поводу светлого энергетического и экологического будущего не дает. Наша экономика находится сегодня в таком состоянии, что никакими научно-техническими проектами ее не соблазнить. К тому же для этого должна произойти экологизация мышления, и в первую очередь у наших политиков. А у нас, к сожалению, она проявляется только в периоды очередных экологических катастроф (вспомним Чернобыль или недавние события в Закарпатье).

- Вы затронули очень больной вопрос. По моему глубокому убеждению, в нынешний период жизненно необходимо, чтобы появилась структура, которая будет нести персональную ответственность, опираясь при этом на общественность, за экологическое состояние разных регионов Украины и тесно сотрудничать с аналогичными структурами соседних государств. Она должна быть небольшая по численности, не зависимая от влияния Кабинета министров и полностью открыта (как и экологическая политика государства) для общественности. Эта структура будет заниматься разработкой стратегии и тактики экологической политики государства, активно и конструктивно сотрудничать с органами законодательной и исполнительной власти. Лишь в этом случае появится реальная возможность приступить к локализации, а где будет возможно - и к упреждению уже наметившихся в тех или иных регионах Украины экологических катастроф. В обязанности данной структуры будет входить и предотвращение создания условий для возникновения в ближайшем и отдаленном будущем любых по масштабу техногенных катастроф. В ходе становления рыночных отношений с украинской спецификой без экологизации мышления и политики нам никак не обойтись.