UA / RU
Поддержать ZN.ua

АССЕНИЗАТОР — ПРОФЕССИЯ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ

Экологические ужастики и страшилки, по-видимому, перестали будоражить сознание наших граждан. Соо...

Автор: Александр Рожен

Экологические ужастики и страшилки, по-видимому, перестали будоражить сознание наших граждан. Сообщения о терриконах, наступающих на линии электропередач; оседаниях земли, проглатывающих здания; массовых отравлениях сограждан из-за случайно обнаруженных отходов перестали быть сенсациями. Вялая реакция пуганных Чернобылем украинцев вызывает в памяти фразу солдата из сказки: «Что мне, бабушка, твой колокольный звон, когда я барабанный бой слыхал!»

Где уж тут обращать внимание на алармистские призывы Вадима Скуратовского осознать надвигающуюся опасность, которую несет современная наука: «авангардистская физика, а теперь уже и авангардистская биология доводят наш мир до предела, за которым нулевой меридиан, за ним — ничего нет». В унисон призывам Вадима Леонтьевича звучат и высказывания тех исследователей точных наук, которые способны заглянуть дальше, чем им это позволяют шоры собственной специальности, к примеру, пророчества профессора Виталия Кордюма. Хорошая информированность не мешает выдающемуся генетику привлекать внимание к тому небезопасному обстоятельству, что скорость изменений, производимых наукой в жизни планеты и человека, гораздо более высока, чем наша способность не только на них реагировать, но и просто осознавать происходящее вокруг нас! Академик Виктор Барьяхтар призывает приглядеться к обширным территориям на карте Украины, выкрашенным в зеленый цвет. Оказывается, если потепление на планете будет продолжаться такими же темпами, именно эти территории — кандидаты на затопление Мировым океаном, уровень которого может подняться на полтора метра...

Разрозненные призывы ученых уже превратились в столь громкий хор, что не услышать его способен разве что глухой... Недавно специалисты различных министерств и ведомств провели цикл научно-практических конференций, на которых сообща попытались нарисовать картину того, что имеем в Украине. Основные абрисы этого впечатляющего «полотна» обозреватель «ЗН» попытался донести до читателя.

Белые хатки среди свалки Европы

С трипольских времен белая украинская хата среди цветущего сада была отличительным признаком проживающих на этой земле людей. Такова уж национальная ментальность, что везде, куда бы судьба ни забрасывала украинца, он облагораживал землю, сажал сад, строил чистый и удобный дом. Села, где живут украинцы, можно узнать с первого взгляда в Казахстане, на Дальнем Востоке, в Сибири. Красоту, чистоплотность и ухоженность украинских женщин отмечали едва ли не все путешественники, на протяжении веков побывавшие в Восточной Европе. Как же так получилось, что уже на наших глазах украинская земля стала синонимом замусоренности, а Украина — свалкой Европы? Вопрос стоит настолько остро, что специалисты предсказывают: у нас возникнут немалые проблемы при вступлении в ЕС — государства с такими неухоженными территориями не приветствуют в Европе.

О масштабах бедствия позволяют судить данные, предоставленные заместителем государственного секретаря МЧС Украины Борисом Миняйло.

— Экологической ситуации в Украине, — сообщил Борис Григорьевич, — свойственны все основные черты глобального экологического кризиса. Загрязнение достигло такого уровня, при котором деградация природы может обернуться необратимыми изменениями. Предприятия Украины ежегодно продуцируют около 100 миллионов тонн токсичных отходов. Причем на некоторых объектах есть настолько неожиданные вещества, что даже не известны методы обращения с ними, профилактика и предупреждение интоксикации тех, кто занимается спасательными работами.

Количество промышленных отходов предприятий металлургической промышленности, агропромышленного комплекса, энергетики достигает 152 миллионов тонн. Они сберегаются в шламонакопителях, большая часть которых переполнена жидкими отходами в 1,5 — 2 раза выше нормативов. В отвалах горнодобывающих и обогатительных предприятий сосредоточено около 4 миллиардов метров пород. Существует 219 гидросооружений, общая емкость которых равняется почти 2,5 миллиарда кубических метров.

Дополненное депутатом Верховной Рады Сергеем Шевчуком так же не придает оптимизма общей картине:

— На территории Украины находится несколько тысяч полигонов и свалок для складирования различных видов отходов. Большая часть из них не отвечает элементарным санитарно-гигиеническим требованиям. У нас сохраняется 180 тысяч отработанных ртутных ламп, более 26 тысяч тонн непригодных для использования пестицидов. На территории страны размещено свыше 8000 разных учреждений и организаций, деятельность которых приводит к созданию радиоактивных отходов. Их сбор, транспортировка, переработка, кондиционирование и сохранение обеспечиваются силами Украинского государственного объединения «Радон», в составе которого действуют шесть спецкомбинатов. Техническое оснащение межобластных спецкомбинатов (сооружавшихся в 1965—1970 годах и рассчитанных на срок эксплуатации 30 лет) и станций дезактивации не отвечает современным требованиям.

Быстрая урбанизация поселений Украины превратила санитарную очистку территории в значительную проблему. Химические и биологические агенты промышленных, сельскохозяйственных и коммунальных отходов могут привести к возникновению неинфекционных, паразитарных и инфекционных болезней желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой и нервной систем.

Скромное основание для надежды

Собственно, человек давно отличался тем, что производил немалое количество мусора. Об этом повсеместно свидетельствует «культурный слой», который нарастал там, где жили люди. Но вот незадача — раньше homo sapiens использовал лишь природные продукты и материалы. Их без особого труда перерабатывала сама матушка-природа. С недавних пор все начало меняться, состав отходов резко изменился. Достаточно вспомнить о том «мусоре», который вырабатывают атомные станции. Каждая из них оставляет после себя горы радиоактивного «хлама». Кроме того, добыча природного урана поднимает на-гора массу радиоактивной руды и делает опасными для жизни огромные территории. Можно понять «зеленых», которые с таким упорством выступают против использования атомной энергии.

Неприятности, связанные с атомной энергией, — лишь штрих в общей неприглядной картине. Вот какой подход к решению проблемы предлагает председатель Партии зеленых Виталий Кононов:

— За последние десять лет мы, наверное, вдвое, втрое увеличили количество отходов. Самым страшным есть то, что они изменились по качеству. Выход в одном — в переработке мусора. Причем, с нашей точки зрения, необходима ориентация не на гигантские государственные заводы (к которым у наших руководителей с советских времен сохранились «нежные чувства»), а на частные предприятия, способные сделать эту работу эффективно и с пользой для себя. Надо осознать — не будет заинтересованности, никто этим заниматься не будет. И, конечно же, нужно все очень точно экономически выверить. Уже есть примеры, когда на ветер были выброшены миллионы. Как, скажем, это произошло в Дрогобыче, где по немецкому проекту был построен завод по переработке резиновых шин. Однако сюда никто не сдает шины и никто не покупает продукты, изготовленные из них.

Но есть и обнадеживающие примеры — среди них небольшой заводик по переработке пластикового мусора в Луцке. Его успешная работа показывает, что с помощью предпринимателя и группы лоббистов можно решить казавшуюся неразрешимой проблему в городе. Сейчас весь луцкий пластиковый мусор собирается, свозится на завод, где из него изготавливают новый продукт. Работа по избавлению городов от мусора нами уже начата. Остается лишь выразить сожаление, что сейчас у нас возможности сузились. И все же этот пример позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.

Не следует думать, что все дело лишь в деньгах. Немало зависит и от общей культуры. В Европе и других цивилизованных странах сами жители разделяют мусор по фракциям: сортируют различные виды бутылок, отделяют дерево, пластик и так далее. И нам следует научиться этому. Конечно, человек не любит дисциплины, особенно в личной жизни. Но другого выхода нет, если хотим жить в чистоте, без угрозы инфекционных заболеваний. Здесь, кроме усилий властей, нужны и наши собственные. Для киевлян проблема избавления от мусора стоит чрезвычайно остро. В нашем городе ежегодно производится 1200 тысяч тонн мусора. Только 200 тысяч тонн весьма неэффективно сжигается, а миллион выбрасывается на свалки около города...

У меня такая профессия, что я посетил свалки и мусорники многих государств мира, в отличие от коллег, которые бывают только на приемах и в шикарных офисах. Это позволяет мне сказать, что там совсем другая ситуация с отходами, нежели у нас. И все же, несмотря на все их достижения и преимущества, данный вопрос стоит остро везде. Это очень дорогая проблема, высасывающая из бюджета огромные средства. Нам нельзя закрывать на нее глаза, т.к. у нас она гораздо острее и страшнее, чем мы себе это представляем...

Новый фундамент для наук?

Если вдуматься в то, что натворил человек на Земле, становится немного не по себе: приглядитесь хотя бы к гигантским пустыням, появившимся в древности в результате деятельности людей на самых плодородных и удобных землях. И сегодня ежедневно исчезают десятки гектаров лучшей земли, прекрасных лесов. Я уже не говорю о том, что образовались гигантские пустыни, покрытые радиоактивными отходами. Поверхность суши «разъедают» морщины и раны от карьеров и шахт. Дно морей покрывается отходами и обломками. Даже ближний Космос замусорен остатками ракет. Мы столько придумали высоких слов о том, что предыдущие два столетия блистательного развития науки и технологии создали базу для развития человечества в следующем тысячелетии, что сами поверили в безальтернативность прогресса. Однако прогресс, как это становится все более очевидным, состоит совсем не в том (или не только в том), чтобы развиваться дальше, выше, глубже...

Директор Института медицины труда АМН Украины академик Юрий Кундиев видит фундаментальную научную проблему в том, чтобы найти... радикальный способ избавиться от всего того негатива, который натворили люди в предыдущие эпохи, и предотвратить то, что собираются натворить дальше:

— Хочу начать с воспоминания об эпизоде, который произошел со мной почти 25 лет назад в США. Меня привезли в городок под названием Канал любви, где преимущественно жили люди, воевавшие во Вьетнаме. Они построили коттеджи в прекрасном месте. Беда была в том, что там были захоронены... отходы химического производства. Через несколько лет в семьях начались трагедии: женщины рожали детей с врожденными дефектами. Американские специалисты спросили меня: «Возможно ли что-нибудь подобное у вас?» Я сказал, что такого у нас в принципе быть не может... Однако если бы кто-то сейчас задал мне аналогичный вопрос, я был бы менее категоричен.

Сегодня это вопрос, который стоит перед всем миром. Существует немало фундаментальных проблем, которые должна решить наука. Речь идет о концепции устойчивого развития, об оптимальных методах обезвреживания отходов. Пример пестицидов показывает, насколько это сложная научная проблема. Я даже не уверен, что мы в ближайшее время очертим пути решения данного вопроса. Нужно уяснить, насколько это сложно и дорого, — сжигание одного килограмма пестицидов стоит около 6 долларов, то есть почти столько же, сколько и их синтез!

Раньше все разбирались в футболе,
теперь — в экологии

Академик Исаак Трахтенберг внес новую струю в нелегкую тему:

— Сомнений нет — проблему необходимо решать сразу всем: токсикологам, экологам. И непременно придерживаться гигиенических нормативов, когда имеем дело с контролем химических отходов. Мы должны защищать как человека, так и экосистему. Вот почему нужны совместные усилия. При этом следует помнить, что наука начинается с точных измерений, а никаких приборов для экспресс-методов у нас нет. Посмотрите, как дело поставлено у американцев — там тысячи специалистов работают в экологическом приборостроении.

Поэтому хочу еще раз подчеркнуть, что до тех пор, пока в Украине не появится экологическое приборостроение, ни о каком решении экологических проблем, ни о каком контроле токсических отходов не может быть и речи.

В заключение ученый не без горечи отметил, что среди чиновников-экологов слишком много непрофессионалов. По-видимому, это новая мода: раньше все разбирались в футболе, теперь — в экологии...

Министр экологии и природных ресурсов Сергей Курикин поддержал мысль Исаака Трахтенберга: новое видение проблемы отходов — в комплексном подходе:

— Только совместными усилиями представителей различных ведомств мы сможем найти решение проблемы, которая набирает масштабы национальной катастрофы. Она возникла в различных регионах и в различных измерениях. К сожалению, нет надежной технологии сохранения вредных отходов. Их необходимо обезвреживать, а не сохранять. И вообще мы должны осознать всю глубину и актуальность философской проблемы: не всегда новое непременно лучше того, что было раньше.

Заключительным аккордом ко всему вышесказанному может послужить беседа обозревателя «ЗН» с председателем оргкомитета по созданию Союза экологических предприятий Валентином Сердюком:

— Больно, но наша страна стала европейской свалкой. Сюда все чаще завозят отходы из-за рубежа. Достаточно сказать, что только в первом квартале этого года к нам завезено 25 тысяч тонн макулатуры самого низкого качества. Зачем? Кроме всего прочего, наших отечественных заготовителей, которые фактически очищают нашу землю, такой шаг поставил на грань банкротства. Это переполнило чашу терпения украинских предпринимателей и подтолкнуло их к созданию общественного Союза экологических предприятий Украины, цель которого — защищать наши интересы. Думаю, первый учредительный съезд состоится через месяц. Надеюсь, союз сможет завязать контакты с диаспорой, европейскими общественными организациями, занимающимися поддержкой экологии, и таким образом направить поток инвестиций из-за рубежа в Украину.

— Это реально?

— Вполне. Существуют экологические отделы в ЕС, специальные программы во многих странах. Физические и юридические лица готовы давать гранты, направлять прямые целевые инвестиции в Украину. На континенте зреет понимание того, что наша страна становится очагом опасного экологического взрыва. Европе хватит Чернобыля. Я уже озвучил эту мысль на международной конференции ЕС в Потсдаме. Все отнеслись с пониманием к данному вопросу. Так что пора браться за дело. Под лежачий камень вода не течет.