UA / RU
Поддержать ZN.ua

Анатомия мусорного вопроса

Киеву некуда девать мусор. Причем уже давно. Лет десять... Несмотря на это, столичная власть в лице К...

Автор: Екатерина Борисенко

Киеву некуда девать мусор. Причем уже давно. Лет десять... Несмотря на это, столичная власть в лице Киевской городской государственной администрации (КГАА) узнала об этой проблеме, судя по ее действиям, нежданно-негаданно. Явственным признаком сего стали проведенные в июле 2007 года так называемые общественные слушания, которые транслировались в прямом эфире ТРК «Киев» по вопросу строительства мусоросжигательного завода на Троещине. Не останавливаясь на том, что у общественности как всегда были большие, мягко говоря, трудности не только с тем, чтобы попасть на это мероприятие, а и узнать о нем, сосредоточимся на самой мусорной проблеме.

Представьте себе знакомую ситуацию: вы задумали провести у себя в квартире капитальный ремонт. С чего вы начнете: с отделочных работ или замены электропроводки и труб? Наверное, все-таки с проводки и труб. Кроме порядка действий при проведении ремонта, скорее всего, вы прикинете и бюджет всего мероприятия. При воплощении любого серьезного проекта это логично и необходимо. Но, похоже, наконец-то обратив внимание на мусорную проблему, киевская власть не хочет действовать последовательно, полагая, что строительство именно мусоросжигательного завода решит проблему с отходами в городе.

Еще один мусоросжигательный завод?

Уже существующий в столице такой завод под названием «Энергия» способен сжигать около 20% процентов от общего количества городского мусора, причем в качестве конечного продукта образуется зола, еще более токсичная и опасная по сравнению с исходным мусором. Также при сжигании мусора образуется целый ряд токсичных веществ, опасных для здоровья человека и окружающей среды, в частности, диоксины и фураны.

Единственный полигон №5 для захоронения твердых бытовых отходов (ТБО) Киева в Обуховском районе уже несколько лет как переполнен. Полигон № 5 в Пидгирцах открыт (а точнее, был просто найден подходящий природный овраг, поэтому сей полигон можно назвать просто свалкой) в 1986 году, и после аварии на ЧАЭС сюда свозили опавшие радиоактивные листья из Киева. Одну из основных опасностей свалки ТБО представляет фильтрат — специфическая жидкость, образующаяся в процессе разложения пищевых отходов. Атмосферные осадки, вымывая из массива открытой свалки токсичные вещества, также образуют фильтрат. Эта жидкая токсичная субстанция загрязняет подземные и поверхностные воды, почву. Пылящие и дымящие поверхности свалки загрязняют воздух. Все это приводит к отравлению окружающей среды — главной составляющей качества жизни, — жителей окрестных сел — Креничей, Пидгирцев, Лесников, Ходосеевки. В связи с несоблюдением правил эксплуатации работу свалки несколько раз останавливала прокуратура, а въезд мусоровозов не единожды блокировали местные жители.

И вдруг, будто эта проблема возникла только вчера, проводятся «общественные слушания», на которых организатором — КГГА — представляется только один якобы безальтернативный вариант (поскольку земельная площадка под строительство уже отведена Киеврадой) решения проблемы — строительство мусоросжигательного завода. Кстати, подобные слушания проходили год назад на Троещине и он тогда тоже уже был отведен земельный участок.

Проще сжигать, чем сортировать?

Представители общественных организаций, которым все-таки удалось проникнуть на «слушания» по мусоросжигательному заводу, попытались показать мусорную проблему с другой стороны.

Светлана БЕРЗИНА, президент Всеукраинской общественной организации «Живая планета»: «На сегодня в Украине не существует национальной программы обращения с отходами, не существует программы обращения с отходами и в Киеве. Поэтому строительство мусоросжигательного завода может рассматриваться только как одно из направлений (если будет доказана его целесообразность) в программе обращения с отходами, и ни в коем случае не как ее решение».

Кроме того, на строительство мусоросжигательного завода уйдет от двух до четырех лет. И он не сможет справляться со всем мусором в Киеве, начиная от объемов производства и заканчивая типом отходов, например, электротехническим оборудованием или строительным мусором.

Общепризнанными направлениями системы управления отходами в странах Европы являются: уменьшение образования отходов, переработка и утилизация. Уменьшение образования отходов — это использование многоразовой тары (например стеклянной бутылки) и минимальное количество упаковки. Переработка — это повторное использование значительной части твердых бытовых отходов, представляющая ценное сырье, — пластик, бумагу, стекло. Для извлечения ценных компонентов из мусора его необходимо сортировать. Утилизация — сжигание или захоронение на полигонах того, что нельзя переработать.

«Невозможно рассматривать вопрос строительства мусоросжигательного завода без рассмотрения сценариев управления ТБО и его элементов, основным из которых во всех цивилизованных странах является раздельный сбор и переработка. На местном и на государственном уровне необходимо создать систему экономических стимулов для тех субъектов предпринимательской деятельности, которые занимаются раздельным сбором и переработкой вторсырья, управляя процессом обращения с отходами в желательном направлении, — считает Анна Голубовская-Онисимова, руководитель ВЭОО «Мама-86». — В Дании, например, размещение мусора на свалках обходится очень дорого, чуть меньше стоит сжигание, а все операции, связанные с повторным использованием или переработкой, подпадают под многочисленные льготы. Должна быть создана Программа обращения с ТБО в городе. Это уже давно нужно было сделать, и непонятно, почему не сделано до сих пор. Высокотехнологичный мусоросжигательный завод может быть одним из элементов программы, но не надо запрягать телегу впереди лошади».

По словам Михаила Шпарика, начальника главного управления коммунального хозяйства КГГА, в Киеве только три жэка в нескольких домах ввели раздельный сбор мусора в 2003 году в качестве пилотного проекта. С того времени направление по раздельному сбору мусора в Киеве, по его мнению, не развивается потому, что нет средств на закупку контейнеров для раздельного сбора мусора.

Сортировать отходы — дело выгодное

В Киеве сейчас работают около полутора десятка предприятий, занимающихся вывозом ТБО на полигон №5 и на завод «Энергия». Одна из таких компаний-перевозчиков — «Гринко» — перед вывозом отходов на свалку занимается их сортировкой, т.е. извлечением из мусора полезных компонентов — вторсырья.

«Наша главная цель — уменьшить объем отходов, поступающих на захоронение, — говорит Анна Таранцова, специалист по управлению проектами и программами «Гринко». — Наша компания в 2005 году ввела в эксплуатацию сортировочный комплекс «Гринко-центр». Отходы, поступающие сюда на сортировку, характеризуются высокой степенью влажности и загрязненности, неприятным запахом (имеется в виду загрязнение пищевыми отходами). При таком качестве поступающих отходов удается отсортировать не более 20% вторсырья (пластик, бумага, стекло, металл). При сортировке мусора на начальной стадии его образования, т.е. населением, удается повторно использовать 50—70% от общего количества твердых бытовых отходов. Сейчас «Гринко» частично охватывает центральные районы города — Шевченковский, Голосеевский, Подольский, а в Печерском районе с начала лета начат раздельный сбор отходов на территории жэка №607, где проживает порядка 14 тыс. жителей (около 50 многоэтажных домов). Для внедрения проекта были использованы контейнеры для отходов, которые уже были в наличии у жэка, но поскольку просветительская работа с населением не проводилась, проект по раздельному сбору отходов заработал только тогда, когда ее подхватила «Гринко». На обычные металлические контейнеры были наклеены поясняющие цветные наклейки — пластик, стекло и бумага, отдельно — пищевые отходов. Мы, конечно, настаиваем на том, чтоб использовать закрытые контейнеры типа колокол, которые будут отличаться по цвету от обычных контейнеров для отходов. Закрытый контейнер защитит мусор от намокания во время дождя, таким образом качество отходов, поступающих на сортировку, будет выше. Также необычный внешний вид контейнера привлечет внимание населения к раздельному сбору. Население уже готово к переходу к раздельному сбору отходов, полностью осуществить этот переход можно за два года. Уже сейчас на территории жэка № 607 из общего потока отходов извлекается около 40% вторсырья, и это только начало. Необходимо проводить дальнейшую постоянную информационную поддержку.

По проекту «Гринко» население разделяет отходы на два контейнера: первый — для всего, что может быть переработано (пластик, бумага, стекло, металл), второй — для пищевых и сильнозагрязненных отходов, куда следует помещать все то, что не может быть повторно переработано и подлежит утилизации. В этом заключается первичная сортировка. С остальных обслуживаемых территорий «Гринко» пока везет на сортировку предварительно не подготовленный мусор, но в ближайшем будущем планируется расширение внедрения проекта по раздельному сбору мусора. Сортировочный комплекс «Гринко-центр» в день сортирует порядка 150—200 тонн отходов. Отсортированное вторсырье продается предприятиям-переработчикам, что позволяет им сэкономить на закупке первичного сырья. Кроме того, на упаковку продукта, произведенного из вторсырья, наносится специальная экологическая маркировка. В планах «Гринко» также строительство современного полигона для захоронения отходов, не подлежащих переработке, — с противофильтрационным экраном и системой улавливания биогаза. Что касается законодательной стороны вопроса, то в европейских странах действует закон «О таре и упаковке», суть которого сводится к внесению производителями товаров отчислений в специальную организацию, которая заботится об утилизации упаковки и пришедших в негодность товаров — это так называемая дуальная система.

Технологии есть, внедрения — нет

Проблема с мусором в Киеве, описанная в статье, характерна для всех городов Украины. Как уже упоминалось, в Украине нет национальной программы обращения с отходами. Нет даже базы данных по составу и количеству накопленных отходов в стране, поскольку систематические исследования этого вопроса не проводились. К примеру, в отвалах промышленных предприятий, многие десятилетия занимающихся добычей полезных ископаемых, содержится много полезных компонентов, — по сути, они являются техногенными месторождениями. Но поскольку правовая регламентация процессов сбора, хранения, обработки, транспортировки, утилизации, удаления, обезвреживания и захоронения отходов требует усовершенствования, использование таких отходов сейчас ведется полулегально, а в некоторых случаях и вовсе нелегально, поскольку эти отвалы являются лакомым кусочком для тех, кто не желает платить за ресурсы.

В Украине существуют технологии, позволяющие решить вопросы с накопившимися отходами. Например, разработанная научным руководителем Научно-исследовательского центра «Георесурс», доктором технических наук Александром Таширевым (Институт микробиологии и вирусологии НАНУ) предназначена для детоксикации экологически опасных твердых и жидких промышленных отходов, эффективной очистки промышленных сточных вод от всех групп загрязняющих веществ, в том числе от тяжелых металлов и радионуклидов. Благодаря технологии можно не только избавиться от токсичных отходов, но и возвратить в производство значительное количество черных, цветных и редких металлов.

Еще одна разработка А.Таши­рева — технология ускоренного сбраживания твердых пищевых отходов, которая успешно функционирует уже четыре года на украинской антарктической станции «Академик Вернадский»: пищевые отходы преобразуются до конечных нетоксичных компонентов — воды, диоксида углерода и метана, который может быть использован в качестве энергоносителя.

По словам ученого, разработанная им технология может помочь сократить объем отходов на полигоне № 5, продлив срок его эксплуатации еще на несколько лет, пока не будут построены новые полигоны и перерабатывающие мощности.

«Необходимо существенно усилить влияние экологических аспектов на политику территориального развития не только Киева, но и всего столичного региона, постепенно перейти от режима пожаротушения к механизмам стратегического планирования, предупреждения и прогнозирования возможных экстремальных ситуаций, — отмечает Надежда Редькина, завсектором экологической политики НИИ социально-экономического развития Киева. — Сегодня местной властью лишь формируется территориально-целостный подход к экологическому планированию, новые формы межведомственной координации. Актуальным является разработка принципиально новых, местных форм экономического стимулирования природоохранной и ресурсосберегающей деятельности».

На упомянутых слушаниях по вопросу строительства мусоросжигательного завода в Киеве некоторые чиновники договорились до того, что нужно два завода — на левом и правом берегу Днепра (!). Почему же чиновники так ратуют именно за мусоросжигательный завод? По чиновничьей логике выходит, что построить завод, на который можно везти весь мусор подряд для сжигания без предварительной сортировки, проще, чем организовать систему раздельного сбора мусора. Возможно, нам нужен не мусоросжигательный завод, а мусороперерабатывающий? А всех, кто сомневается в необходимости сортировки и переработки отходов, следует возить на экскурсию на киевскую свалку?