UA / RU
Поддержать ZN.ua

АНАБИОЗ МЕЛИОРАТИВНОГО МОНСТРА

В наследии великого ученого Василия Докучаева есть интересный труд о Полесье — «По вопросу об осушении болот вообще и в частности об осушении Полесья»...

Автор: Петр Чечелюк

В наследии великого ученого Василия Докучаева есть интересный труд о Полесье — «По вопросу об осушении болот вообще и в частности об осушении Полесья». Волынское Полесье — один из регионов, испытывающий интенсивнейшее антропогенное влияние вследствие проведения широкомасштабных осушительных работ. Стартовой точкой мелиорации, писал великий ученый, был 1775 год. Именно тогда приступили к строительству Днепровско-Бугского канала, с которого началось массовое уничтожение древних лесов Полесья. Уже в конце столетия, отмечает научный сотрудник Житомирского краеведческого музея В.Цицюра, «канал настолько изменил близлежащую местность, что встал вопрос: или Днепровско-Бугская система существует для края, или край для нее».

Немногим более чем через сто лет канал утратил свое экономическое значение — появилась железная дорога. Тем не менее тогдашние «мелиораторы» не дремали: разрабатывался план целенаправленного осушения Полесья. В 1883 году Западная экспедиция по осушению болот под руководством генерала И.Жилинского повела фронтальное наступление на полесские болота. Говорят, если хочешь сделать доброе дело, не пускай в него генералов... Но было уже поздно. Генерал-«мелиоратор» писал в своем дневнике: «...Полесские реки отлагают массу наносов в долине главной водной артерии — Припяти. Устранение такой неправильности (!? — Авт.) влечет за собой устранение заболоченности». Все очень просто, оказывается.

Пока генерал исправлял «грехи» природы, вышеупомянутый ученый Докучаев тоже писал, только не в дневнике, а одновременно в «Отечественных записках» (1875) и в «Трудах Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей» (т. 6) о том, что «инициатива» Жилинского погубит природу Полесья, нарушив экосистемы на огромной территории. После смерти Докучаева в 1912 году в губернском городе Житомире состоялось совещание по вопросам осушения болот Волынского Полесья. Присутствовал на ней и генерал Жилинский. Его «успехи» в мелиорации отмечались такими словами: «...по имеющимся сведениям, все исполненные сооружения... совершенно не поддерживаются ни помещиками, ни крестьянами, последними как будто прилагаются все усилия для скорейшей порчи каналов, а между тем засорение и зарастание каналов ведет к печальным последствиям». Упомянутые помещики и крестьяне видели губительные последствия нарушения природной экосистемы, потому и попытки губернского управления земледелия склонить их к мелиоративным работам были безуспешными.

60—70 годы ХХ столетия — период массового наступления мощных бульдозеров и экскаваторов на Западное Полесье. Под грохот мощной техники потенциальные истребители природы забыли о предостережении Докучаева, а, возможно, вообще не знали о нем. «Ошибки» природы снова начали исправляться, но на этот раз более жестоко. Значительным изменениям подверглась сеть небольших речек и ручьев Полесья. За последние 30—50 лет в Украине высохло около 3 тыс. маленьких речек. Практика преобразования их русел в каналы, сопровождающаяся необоснованным выпрямлением русел без учета динамики водных потоков в них, особенно во время паводков и наводнений, привела к появлению боковой эрозии. Природа не любит прямых линий, и как следствие — сток увеличился в полтора-два раза. Это привело к заиливанию отдельных участков русел, что вместе с другими антропогенными факторами, в частности, застройкой пойм, вызвало резкое уменьшение их пропускной способности. Следует вспомнить, что расчеты результатов крупномасштабных весенних паводков 1996-го и 1998 годов показали: в границах Волынского Полесья и Волыно-Подольской возвышенности русла практически всех малых речек и их исторически освоенные поймы не могут пропускать наводнения без затопления значительных площадей на продолжительное время. Такие затопления особенно опасны летом, когда вода быстро прогревается. Это провоцирует загнивание растений, образование токсичных веществ и уничтожение биоценоза.

Резкое нарушение водного баланса дало о себе знать и на южных оросительных землях: климатическое равновесие Украины зависит от сбалансирования вод бассейна Припяти со всеми ее притоками, в конечном итоге впадающими в Днепр...

На международной конференции по ирригации и дренажу, состоявшейся в 1994 году в Варне, признано, что бум крупномасштабной мелиорации прошел. Объясняют это двумя причинами: в одних странах поняли губительность водной мелиорации, в других — исчерпались средства. Мы принадлежим к последним, но у мощного мелиоративного монстра Украины отсечены еще не все головы: в 2000 году группа академиков-экономистов и пылких приверженцев мелиорации обратилась с письмом к премьер-министру с сетованием на отсутствие бюджетных ассигнований для... расширения гидромелиорации.

А впрочем, сегодня практически отсутствуют методы обоснования эколого-экономической необходимости мелиорации. Это обуславливает повышение требований к качеству оценки, прогноза и оптимизации полесского водного режима осушаемых земель. Ведь полесское биологическое многообразие — неоценимый природный ресурс, поскольку он является источником стабильности и выполняет буферную роль в биосфере.

Исполняющий обязанности директора Волынского областного производственного управления водных ресурсов и водного хозяйства Станислав Бубенчиков рассказал, что в 2001 году мелиораторам Волыни Киев выделил 1,7 млн. гривен. Получили лишь 1,3 млн. На эти средства расчистили незначительный участок русла Припяти и укрепили берег речки Буг в селе Грабовое. На следующий год вроде бы обещают 2 млн. гривен. У Станислава Дмитриевича свое видение последствий мелиорации. Он не согласен, что полесская природа снова будет уничтожаться.

Волынь известна огромными мелиоративными системами: Копаевской, едва не погубившей уникальный комплекс Шацких озер вместе с его жемчужиной — Свитязем, Мельницкой, к счастью, недостроенной Верхне-Припятской и еще многими другими в бассейнах небольших волынских речек, на кислых грунтах которых хорошо растет полынь, дикий щавель и чертополох... Всего на Волыни осушено 350 тысяч гектаров болот. В то же время распашка украинских земель не имеет аналогов в мире — до 1991 года в сельском хозяйстве использовалось 92 (!) процента всего земельного фонда.

Волынское Полесье — уникальный край. Его растительный покров, несмотря на достаточно мощное антропогенное воздействие в прошлом, еще сохранил черты природы полесских ландшафтов. Специфические условия местности сформировали своеобразный растительный и животный мир, представленный типичными полесскими видами. После осушения никто никогда здесь рекордных урожаев не получал, а сегодня эти земли брошены на произвол судьбы. Но это еще не вся беда. По вине мелиораторов уровень и продолжительность затоплений верхнего бассейна Припяти уже в 70-е и последующие годы превысили границу, на которую издавна была сориентирована застройка близлежащих к пойме сел, использование пастбищ, сенокосов и сельхозугодий. Водохозяйственники настаивают на выполнении гидротехнических работ по восстановлению «саморегулирующей» способности русла Припяти. Они забыли, кто углублял русло в недавнем историческом прошлом и почему проблема подтопления так остро стоит сегодня, поэтому снова заносят топор над природой.

Будет наполнение бюджета, опять заработает монстр...

И снова отзовутся усталые болота необозримыми пространствами пропавших клюквенников, отчаянным криком белого лебедя, печалью черного аиста, горьким плачем камышевки...