UA / RU
Поддержать ZN.ua

АКИМ ШТАЙНЕР: «БУДЕМ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ УКРАИНЫ В IUCN»

Основанный в 1948 г. IUCN — Всемирный союз охраны природы — объединяет 75 государств, 108 правительствен...

Автор: Павлина Семиволос

Основанный в 1948 г. IUCN — Всемирный союз охраны природы — объединяет 75 государств, 108 правительственных учреждений, более 750 неправительственных организаций, 34 ассоциированных члена и примерно 12 тысяч ученых и экспертов из 181 страны мира.

Всемирный союз охраны природы содействует поддержанию целостности и сохранению разнообразия живой природы, обеспечению использования человеком природных ресурсов на устойчивой и справедливой основе.

В IUCN работают примерно 1000 сотрудников, большинство из которых находятся в 62 региональных офисах, и сто человек — в штаб-квартире в г.Гланд (Швейцария).

Всемирный союз охраны природы принадлежит к числу наиболее авторитетных участников Пятой панъевропейской конференции министров окружающей среды. Естественно, корреспондент «ЗН» не могла не воспользоваться возможностью задать несколько вопросов генеральному директору IUCN Акиму ШТАЙНЕРУ.

— Господин Штайнер, основная тема ваших переговоров с министром экологии и природных ресурсов Украины Василием Шевчуком — перспективы вступления нашего государства во Всемирный союз охраны природы. Каковы эти перспективы и что даст Украине членство в IUCN?

— Это первый визит генерального директора IUCN в Украину. Одна из основных задач — наиболее широко представить здесь деятельность нашей организации. Во время же встречи с господином Шевчуком речь шла о том, что является наиболее актуальным (разумеется, в сфере защиты окружающей среды) для Украины в настоящий момент. Возможно, мы попытаемся выработать общие подходы к экологическим приоритетам.

Поскольку IUCN — всемирная организация, одним из магистральных направлений нашей деятельности является содействие государствам, с которыми мы сотрудничаем, в разработке национальных природоохранных стратегий. За последние десять лет экологическая политика многих стран существенно модернизировалась. Пришло время и Украине на национальном уровне разработать соответствующие требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня стратегические документы.

Расширение ЕС меняет геополитическую ситуацию в регионе. Наверняка сотрудничество (в том числе и природоохранное) с государствами, с которыми граничит Украина, появится на повестке дня и у нее, и у стран—членов ЕС. Поэтому и здесь, на наш взгляд, Всемирный союз охраны природы может оказаться полезным партнером, дабы это сотрудничество было максимально эффективным.

До недавнего времени Украина в полной мере не участвовала в разработке транснациональной природоохранной политики и ключевых документов, касающихся сохранения биоразнообразия и природных ресурсов. В частности, таких, как Конвенция по нелегальной торговле редкими видами животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения (СИТЕС), Конвенция по водно-болотным угодьям, Конвенция ЮНЭСКО по всемирному природному и культурному наследию. Убежден: Украина сможет играть значительно более важную роль в создании международных экологических инструментов будучи членом IUCN на уровне государства.

— Работа IUCN в Западной и Восточной Европе наверняка имеет свою специфику. В то же время Европа, как и весь мир, глобализируется. Какой должна быть сегодня общеевропейская стратегия охраны окружающей среды? И вообще — реально ли создать единые для всех «зеленые» правила?

— Это не просто необходимо — это уже происходит. Сейчас абсолютно все уяснили, что экологические проблемы не могут быть решены государствами поодиночке. Нужно сотрудничать. И такое сотрудничество должно принимать все более и более прогрессивные формы. Один из примеров — подписание Карпатской конвенции. Это наглядная демонстрация того, как государства региона, объединив усилия, решительно встали на защиту своей общей экосистемы, системы природоохранных территорий, сочетая интересы экологии и экономического развития.

Реальное доказательство того, что 50 наций могут найти общий язык, — наличие у ЕС единой европейской экологической политики. Ее актуальность возросла еще больше в связи с присоединением к Евросоюзу десяти новых членов.

— Понятия «сельское хозяйство» и «сохранение биоразнообразия» долгое время считались несовместимыми. Новая концепция ecoagriculture (экологическое сельское хозяйство) предполагает гармонизировать охрану окружающей среды и аграрную политику. Реально ли экстраполировать принципы ecoagriculture на Восточную Европу, в частности Украину? Если да, то какие возможности при этом откроются?

— Советская сельскохозяйственная политика зачастую игнорировала интересы природы. Сегодня фермеры Украины, надеюсь, заинтересованы в сохранении биоразнообразия на своей земле. Поэтому прежде чем говорить о возможности экстраполяции принципов ecoagriculture, в частности на Украину, нужно провести анализ существующих сельскохозяйственных систем, вычленить все их плюсы, которые впоследствии обязательно нужно учесть при реформировании национальной сельскохозяйственной политики.

Скажем, Швейцария имеет возможность субсидировать фермеров, практикующих сельскохозяйственную деятельность, отвечающую интересам биоразнообразия. У Украины, к сожалению, таких возможностей пока нет. Но, по-видимому, стоит продумать какие-то иные финансовые механизмы, систему поощрения фермеров, которые не поливают свои плантации пестицидами, а относятся к природе бережно. Безусловно, вознаграждение таких усилий будет для них главным стимулом в ведении хозяйства согласно с интересами биоразнообразия.

— Расширение границ ЕС в связи с принятием десяти новых государств-участников требует пересмотра стратегий сохранения биоразнообразия. IUCN выступил с несколькими инициативами, направленными на то, чтобы в новых условиях содействовать развитию международного сотрудничества в сфере защиты окружающей среды от губительного антропогенного воздействия. Можно об этом подробнее?

— IUCN принял стратегическое решение: европейский региональный офис будет работать не только со странами ЕС, но и со всеми государствами Старого Света. Если будем создавать новые искусственные стены, не только реанимируем, но и усугубим старые проблемы. Присоединение к ЕС десяти новых государств, безусловно, изменит ситуацию в регионе. И в некоторых случаях это может быть сопряжено с ущербом для окружающей среды. Тем не менее наши программы показывают: ни национальный суверенитет, ни принадлежность к тем или иным торговым блокам не могут быть решающим критерием для того, чтобы начинать или не начинать экологические проекты. Совместно с IUCN правительства Эстонии, Латвии и Литвы работают над созданием Балтийской экосети, мы инициировали международный проект по сохранению биоресурсов реки Буг, другие программы, которые реализуем на трасграничных охраняемых территориях. Мы должны стремиться к интеграции природоохранных усилий стран, входящих в ЕС, и государств, не являющихся его членами.

— В рамках международных конвенций Всемирный союз охраны природы помог 75 странам подготовить и реализовать национальные стратегии охраны окружающей среды. Не планируете сотрудничество такого рода и с Украиной?

— Окончательное решение, безусловно, за украинской стороной. С нашей стороны — добрая воля и стремление помочь вашему государству в разработке такой стратегии. Мы считаем, что Украина — ключевая страна региона, имеющая ряд экономических и экологических проблем, но в то же время обладающая потенциалом для их разрешения на принципах устойчивого развития. Инвестиции в охрану окружающей среды — не прихоть и не привилегия завтрашнего дня, а необходимость дня сегодняшнего. Посему мы будем приветствовать вступление Украины в IUCN и всячески поддержим ее желание сотрудничать в разработке вышеупомянутых документов.