Львовская сцена Национального драматического театра имени Марии Заньковецкой за свою долгую историю видела игру выдающихся актеров украинского театра от корифеев до Богдана Ступки, Анатолия Хостикоева, Федора Стригуна, Таисии Литвиненко и многих других талантливых и уважаемых. Но, кроме результатов творчества, стены некогда знаменитого Скарбековского театра становились свидетелями и разрушительных выяснений отношений — кто «самый главный» и самый нужный. Иногда львовяне, затаив дыхание, будто ожидали прихода своего «театрального Мессии», который откроет белую страницу театра и оставит навеки в прошлом всю черноту.
Возможно, именно многолетние распри и еще слабость местной (и не только) власти привели к тому, что на благодатной львовской земле, в исторической части, словно грибы после дождя, повырастали стеклянные новостройки местных олигархов. Зато когда-то третий по размерам театр Европы постепенно превращался в первый театр Украины по необходимости делать ремонт.
Анонсированная «Большая реставрация» театра помогла, как мертвому припарки. Снова больше ссорились, чем ремонтировали. Время, а вместе с ним и полномочные чиновники старались все расставить по местам и сделать так, чтобы театр во Львове создавал информационные поводы не только для скандалов.
7 июня 2023 года Минкульт назначил исполняющим обязанности генерального директора художественного руководителя театра, известного украинского режиссера Максима Голенко. До выбора западного курса на Львов Голенко работал на благо столичного «Дикого театра», успел воплотить творческие эксперименты на многих сценах, в частности и одесского театра имени Василия Василько, с которым работал на постоянной основе.
Фейсбучные активисты, львовские и не только, сдержанно восприняли появление чужого среди своих и ограничились комментариями относительно поддержки во всех начинаниях, которые пойдут на пользу театру Заньковецкой. Голенко же в ответ заявил, что революций вершить не станет, будет работать в театре как минимум год, и пообещал наполнить репертуар прекрасными живыми спектаклями. Путь от слова к делу у нового руководителя оказался коротким, и уже в августе было анонсировано открытие 106-го театрального сезона, в котором запланировано многое — от классики до современной прозы, от работ местных режиссеров до работ приглашенных.
Первым из них стал молодой киевский режиссер Давид Петросян, который представил в новом сезоне театра Заньковецкой свое видение классического произведения Ольги Кобылянской «Земля». Он громко заявил о своих талантах, когда еще был студентом, поставив спектакль «Буна» (Веры Маковий), давно перебравшийся на одну из сцен столичного театра имени Ивана Франко. Дебютом дипломированного режиссера в театре им. Франко была «Земля» Ольги Кобылянской. Давид постепенно попробовал себя и на других сценах и от спектакля к спектаклю доказывал, что классика может быть увлекательной, креативной и понятной. В этом имели возможность убедиться зрители, посетившие премьерные показы «Земли» в новом сезоне театра им. Заньковецкой. Те, кому повезло посмотреть и киевский, и львовский спектакли, констатируют, что Давид реализовал две кардинально разные постановки одного произведения.
Первоисточником спектаклей стал известный сюжет — братоубийство ради завладения землей. И здесь об аналогии с библейской притчей о Каине и Авеле не вспомнил только ленивый, как и о том, что в основу произведения Ольги Кобылянской легли реальные события. О современных случаях братоубийственного раздела земли тоже можно написать много. Когда земля берет власть над человеком, обычно ничего хорошего не выходит.
Спектакль Давида Петросяна — не о бытовых разборках и боли от недоразумений в одной семье. Режиссер выстроил драматические конфликты так, будто открыл зрителю видение космического масштаба проблемы «чья земля?». Ответ простой: земля принадлежит сама себе, она вечная, а люди — существа, которые лишь пользуются ею и делают это неразумно, до самоуничтожения. Каждый из зрителей увидит в спектакле свой смысл и по-своему будет толковать щедрый символизм, которым эту постановку наполнили творцы. Из этой земли рождается жизнь, она дает урожай и возможность жить, она же и забирает на вечный покой.
Чтобы раскрыть сложные темы, режиссер тщательно отбирал актеров, и эта работа оказалась для него слишком сложной, ведь на этой сцене и с этим творческим коллективом он работал впервые и, возможно, не мог знать об их способностях, возможностях и талантах. Наверное, этим и объясняется то, что спектакль «Земля» создан в безальтернативном актерском составе: Отец (Андрей Козак), Мать (Любовь Боровская), Михайло (Владимир Пантелеев), Сава (Ярослав Дерпак), Ганна (Оксана Козакевич), Рахира (Диана Каландаришвили).
О том, как Давид Петросян работает с актерами, ходят легенды. Одна из молодых киевских актрис как-то с восторгом рассказывала мне: «Представляете, Давид ко мне и ко всем молодым актерам обращается на «вы»! Он старше меня. От его отношения чувствую, что я в театре нужна, а это моя первая роль».
Любовь Давида Петросяна к актерскому театру четко прослеживается и в сотрудничестве с львовянами. На мою просьбу проанализировать потенциал актерского состава «Земли» Давид коротко ответил: «Они все талантливы».
Конечно, местные зрители привыкли к «своим» актерам и, вероятно, к большей традиционности в репертуарных постановках. Спектакль «Земля» не воспринимается как эксперимент, это, скорее, новаторство, к которому со временем приучат галицких театралов приглашенные режиссеры.
Для создания спектакля пригласить только режиссера мало. Поэтому вместе с Давидом над спектаклем приехала работать (тоже из столицы) художник-сценограф Даниила Колот. Этот творческий тандем уже в третий раз успешно создает красоту на сцене: «Кассандра» по произведению Леси Украинки (театр им. Франко), «Визит» по произведению Фридриха Дюрренматта «Визит старой дамы» (там же) и снова классика — «Земля» Ольги Кобылянской, только уже во Львове.
Сценография — это то, что поражает зрителей сразу на входе в зал, когда еще не прозвучал ни один звонок. Там, где по сюжету речь идет о земле, на сцене сконструирована дырявая соломенная крыша сельской хаты. Эта площадка, где позже и будет разворачиваться семейная трагедия, стоит под высоким углом наклона так, что иногда начинаешь переживать за актеров. Актеры уверенно держатся, увлекаются игрой, и переживания оказываются напрасными. Позже исчезает волнение за героев зрелища, но быстро возобновляется — уже за зрительский зал, куда с той крыши-говерлы лавиной летят настоящие яблоки. Их, будто звезды с неба, получает для своего любимого сына Михайла безутешная мать. Этот эдемский фрукт, по непроверенным пересказам, мог привести к изгнанию из рая, а по проверенному сидению в первом ряду и дальше, может вызвать не только духовные, но и физические последствия от просмотра спектакля.
Что остается незаметным в гармоничности игры, так это хореография. Пластическое решение спектакля доверили Ольге Голдис — актрисе Национального академического театра имени Леси Украинки, профессиональной танцовщице и хореографу. Сразу отмечу: не нужно искать негативную коннотацию в слове «незаметно». Ищите синонимы к слову «совершенно». Продумать в спектакле все пластично, утонченно и, что очень важно, безопасно, — явно работа профессионала. Поэтому всем именитым хореографам нужно напрячься и работать над собой — похоже, львовская «Земля» заявила серьезного конкурента в этой сфере.
А вот где не будет конкуренции, так это в мастерстве Давида Петросяна отбирать музыку к своим спектаклям. Его любимый композитор Арво Пярт исповедует технику минимализма и «новой простоты», когда пишет свои произведения. Все эти принципы режиссер переносит на сценическую канву спектакля вместе с музыкой. Несколько других композиций, которые звучат на сцене, создала Оксана Цимбалист, и Давид (по секрету) признался: жалеет, что открыл для себя это имя слишком поздно, когда спектакль уже близился к прогону.
Впереди у Давида Петросяна, похоже, много открытий, ведь его творческий график весьма плотный. Постановка Шекспировского «Отелло» в киевском театре им. Леси Украинки; тоже в столице, но уже в театре на Подоле, — «Процесс» Франца Кафки; потом путешествие в Прибалтику — «Барабаны в ночи» в театре Оскараса Коршуноваса; после — возвращение на родной Подол со спектаклем «Геда Габлер» Генриха Ибсена. И в конце концов, после этого театрального турне Давид снова приедет во Львов и, возможно (но очень хочется, чтобы здесь было слово «точно»), будет ставить «Тени забытых предков».
Пока Давид Петросян будет воплощать свои амбициозные планы в театре Заньковецкой, новый вождь Максим Голенко и дальше будет обновлять репертуар обещанными спектаклями. На камерной сцене театра им. Заньковецкой 3 октября львовский режиссер Вячеслав Жуков представит премьеру «Жизнь прекрасна».