UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Киеве открылась выставка забытых произведений украинского модернизма

© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA
© Василий Артюшенко, ZN.UA

В Национальном художественном музее Украины открылась выставка «Спецфонд. Новые исследования», которая стала следующим этапом в исследовании советских репрессий против украинского искусства. Проект возвращает в культурный оборот имена художников, чьи произведения десятилетиями хранились под грифом «секретно». На открытии побывал фотокорреспондент ZN.UA Василий Артюшенко.

В центре экспозиции — история так называемого Спецфонда: засекреченного собрания картин, попавших под запрет в 1930-х годах. Их авторы — художники, обвиненные советской властью в «формализме», «национализме» или антисоветских взглядах, — подверглись репрессиям, а их работы изымали из музеев и передавали на уничтожение. Однако многие произведения удалось сохранить благодаря усилиям музейщиков.

[pics_lr left="https://zn.ua/img/forall/u/667/61/d6ef797f0115f7cf8afd010c6eaff068.jpg" ltitle="" right="https://zn.ua/img/forall/u/667/61/ab36f7231cae545ff8245d6c8fe0f5b0.jpg" rtitle="undefined"]

Впервые широкой публике демонстрируются работы, которые до этого были недоступны даже специалистам. Среди них — масштабные полотна Абрама Черкасского, которые более 80 лет хранились в рулонах и лишь недавно прошли реставрацию. В экспозиции представлены также произведения Давида Бурлюка, Виктора Пальмова, Ефрема Светличного, Оксаны Павленко, Льва Крамаренко, Ивана Падалки, Юрия Садиленко и других представителей украинского авангарда.

Читайте также: В Киеве открылась выставка «Окупована спадщина», посвященная культуре временно оккупированных территорий

Проект охватывает деятельность основных художественных объединений 1920-30-х годов — АХЧУ, АРМУ, ОСМУ, АНУ, которые стали центрами развития модернистского искусства до официального внедрения соцреализма. Для многих участников этих группировок участие в творческих поисках завершилось приговорами, ссылками или смертью.

Василий Артюшенко, ZN.UA

Это уже не первая попытка музея рассказать о Спецфонде: предыдущие выставки проходили в 1998, 2015 и 2016 годах. Однако именно «Новые исследования» впервые открывают ранее неизвестные страницы этой истории. Выставка свидетельствует о возвращении замалчиваемых имен в публичное пространство — не как сенсацию, а как признанную часть украинского художественного процесса.