Основным участникам украинского симфонического оркестра было отказано в визах для проведения серии концертов в Великобритании. Промоутер утверждает, что отказ стоил ему более 100 тысяч евро, пишет The Guardian.
В этом месяце Хмельницкий симфонический оркестр должен совершить тур в Великобритании с двумя шоу: «Волшебная музыка Гарри Поттера» и «Музыка из «Властелина колец», «Хоббита» и «Колец власти».
Концерты рекламировались на веб-сайте правительства Великобритании в качестве примера британско-украинских отношений. После того, как в прошлом году оркестр отыграл концерты о Гарри Поттере в Бельгии, заместитель посла Великобритании в Брюсселе Хлоя Лутер назвала это «невероятной честью, когда такую культовую часть британской культуры исполняет украинский оркестр».
Вместе с тем, промоутер украинского оркестра Star Entertainment обвинил британское правительство в лицемерии.
«Они сделали большое дело, поддержав украинцев, но когда дело дошло до предоставления им виз для концертов в Великобритании, они не захотели предоставить их», — сказал исполнительный директор Яка Бизиль.
Украинский оркестр должен был начать свое турне по Британии с выступления в Портсмуте 1 апреля. Но за день до выступления ключевые участники, в том числе дирижер и четыре первых скрипки, так и не получили виз.
Они застряли в Париже на неделю, ожидая, пока британское посольство выдаст разрешения, а через два дня после начала тура им сказали, что нужно заплатить 15 тысяч евро за оформление экстренных виз.
24-часовые «экспресс» визы не удалось выдать вовремя, сказал Бизиль, обвинивший правительство Великобритании в «удержании оркестра в заложниках» в Париже.
«Настоящей причины отказа не было. Это была просто дискриминация украинских артистов», – добавил он.
Он добавил, что визы были выданы только после того, как Star Entertainment обратилась в британское посольство с просьбой предоставить объяснения и заявила о намерении опубликовать его в пресс-релизе для СМИ. Впрочем, из-за опозданий с визами несколько первых по плану концертов — в Портсмуте, Солфорде и Йорке — пришлось перенести.
Концерт в Портсмуте состоялся, но британские музыканты были вовлечены в концерт слишком поздно и не успели подготовиться. Они не смогли сыграть полную программу, и в результате многие зрители требовали возврата денег.
Выступление оркестра в Солфорде пришлось перенести на 2024 год, а концерт в Йорке – на конец этого месяца. По оценкам Бизиля, эта катастрофа обошлась компании в 100 тысяч евро гонораров, расходов на проживание и репутационного ущерба.
Представитель правительства заявил, что музыканты и исполнители являются ценной и важной частью британской культуры и страна привлекает артистов мирового уровня и музыкантов по всему миру, предлагая специальный механизм въезда для творческих людей.
«Все заявки на получение визы тщательно рассматриваются с учетом их индивидуальных особенностей в соответствии с иммиграционными правилами», — сообщил он, добавив, что ведомство проведет проверку с целью усовершенствования механизма предоставления виз во избежание этих проблем в будущем.
Кая Бизиль известен в британской индустрии развлечений через работу с Ричардом Кертисом над двумя кинопроектами и с Бобом Гелдофом над фондом Cinema for Peace, который эвакуировал российского диссидента Алексея Навального из Сибири в Берлин в 2020 году.
Он призвал министра культуры Люси Фрейзер уйти в отставку, если с художниками и дальше будут так поступать, отметив, что трудности въезда в страну, с которыми сталкивается все больше иностранных деятелей культуры, «вредят гражданам Великобритании, культуре и отношениям с Европой».
Ранее из-за бюрократических проволочек в Британию не смогла попасть немецкая нойз-рок-группа Trigger Cut. Их заявку на въезд отклонили после того, как они сказали пограничникам, что имеют дневную работу, не связанную с музыкой.
«Тех, кто ответственен за отдаление художников и деятелей культуры от Великобритании, следует назвать и привлечь к ответственности. Группы, музыканты и оркестры больше не будут приезжать в Великобританию из-за риска, что их не пустят», — сказал Бизиль.