UA / RU
Поддержать ZN.ua

Убийство писателя Вакуленко: как расследование журналистов изменило ход следствия

Дневник убитого детского писателя открыл многие факты о российских преступлениях в Украине.

Журналисты "Суспільного", представившие накануне фильм-расследование "Записи под вишней" о похищении и убийстве российскими оккупантами детского писателя Владимира Вакуленко на Харьковщине, повлияли на ход следствия благодаря полученным доказательствам. Об этом ZN.UA рассказали авторы расследования, отметив, как в этом им помог спрятанный во дворе под вишней дневник Вакуленко.

Сначала команде расследователей удалось узнать, что на месте массового захоронения могла быть могила писателя Вакуленко. Однако эту информацию опровергли родителям писателя. В полиции сообщили, что в могиле, которая по журналу ритуальной службы числилась как могила их сына – тело неизвестной женщины.

“Мы поехали в ритуальную службу Изюма, которая проводила погребение на этом месте массового захоронения. У них осталось фото, сделанное ими до погребения. На нем четко не распознать Вакуленко, но там видна похожая на его патриотическая татуировка на руке — это трезубец, а также его документы. В дальнейшем мы отталкивались от этой информации. Искали человека, который нашел тело. Пытались выяснить, точно ли это тело Вакуленко”, — рассказала автор фильма Екатерина Лихосмотр.

По ее словам, команда обратилась в полицию с этой информацией, указав, что произошла ошибка и необходимо искать тело Вакуленко по номеру 319: «Полиция обещала ускорить ДНК-экспертизу и они это сделали. ДНК-экспертиза, к сожалению, подтвердила, что в могиле №319 на массовом захоронении находился детский писатель Вакуленко».

Екатерина Лихогляд отмечает, что название расследования связано с дневником, который Владимир вел во время оккупации и закопал во дворе под вишней.

“Незадолго до того, как его забрали, он завернул в целлофан свои записи и зарыл под вишней. И сказал своему отцу, с которым он жил, чтобы тот отдал "когда наши придут". Собственно это отец и сделал — он откопал этот дневник и передал в руки литературоведов. Харьковский литературный музей оцифровывал этот дневник. Там речь идет о страшных, безобразных буднях оккупации. Владимир Вакуленко очень правдиво описал, как это выглядит.

Шеф-редактор редакции расследования "Суспільного" Инна Билецкая говорит, что команде удалось установить не только жуткие подробности оккупации, но и предпосылки похищения писателя из-за записей в его дневнике. Таким образом, журналисты-расследователи стремятся собрать максимальное количество доказательств военных преступлений оккупантов для украинского и международного следствия.

"Владимир Вакуленко – лишь один из сотен замученных оккупантами на Харьковщине. Среди них атовцы, патриоты и просто те, на кого донесли соседи. Российские оккупанты действуют по той же схеме оккупации, по которой действовала советская власть – захватывают территории, задерживают и пытают всех несогласных, создают сеть предателей. Наша главная задача, пока идет война, собрать максимальное количество доказательств военных преступлений оккупантов, чтобы с этими доказательствами пригодиться украинскому и международному следствию. Также наша задача, чтобы на этот раз о преступлениях российских военных знал весь мир", – добавила Инна Билецкая.

Владимир Вакуленко – детский писатель и отец мальчика с инвалидностью. Он родился и жил с сыном в селе Капитолевка, вблизи Изюма. Вскоре после того, как Харьковщину оккупировали, мужчину похитили. В конце марта пятеро военных армии агрессора забрали его из дома прямо в том, в чем он был, — старой кофточке, джинсах и одних только тапочках. Больше родные его не видели.