UA / RU
Поддержать ZN.ua

РФ действует в нескольких направлениях, когда ворует историческое наследие Украины – эксперт

Культурное наследие играет важную роль в попытках россиян доказать миру, якобы Украина является частью РФ.

Выставка в оккупированном Национальном заповеднике «Херсонес Таврический», «Мир варваров Таврии и Херсонес, Рим и Византия», где экспонировались вещи, добытые во время незаконных раскопок могильников в аннексированном Крыму

Выставка в оккупированном Национальном заповеднике «Херсонес Таврический», «Мир варваров Таврии и Херсонес, Рим и Византия», где экспонировались вещи, добытые во время незаконных раскопок могильников в аннексированном Крыму

Россия вливает огромные суммы денег, чтобы посредством пропаганды выстроить миф, якобы Украина является частью страны-террористки. И стержнем, вокруг которого российские медиа, политики и деятели культуры, искусства и науки выстраивают свою ложь, является культурное наследие. В этом контексте РФ действует по нескольким направлениям. Каких именно, рассказала Оксана Лифантий в статье «Музейные войны: как Россия ворует украинское историческое наследие».

«Первыми, пожалуй, стоит вспомнить масштабные культурные события, такие как фестивали русской культуры, конференции или музейные выставки. Флагманом музейной отрасли в РФ является Эрмитаж, поэтому официальные заявления его главы Михаила Пиотровского можно считать выражением позиции России в сфере музейной политики», – пишет автор.

Она рассказала, что Пиотровский называет себя «милитаристом и имперцем» и гордится своей позицией. В частности, летом 2022 года он заявил: «Наши последние выставки за рубежом – это просто мощное культурное наступление. Если хотите, такая себе «спецоперация», которая многим не нравится. Но мы приезжаем. И никому нельзя позволить помешать нашему наступлению».

Читайте также: Сколько памятников культурного наследия уничтожили или повредили российские войска в Украине

Другим направлением Лифантий называет «музейные войны». Речь идет о пропагандистских выставках, которые РФ устраивает не только на своей, но и на оккупированных украинских территориях.

«Параллельно все время ведется массированное наступление на умы научной и культурной среды из-за привлечения к проектам, финансируемым из бюджета РФ. Например, к участию в конференциях, посвященных незаконным раскопкам, приглашали европейских археологов, часть из которых подавала свои статьи в подобные сборники или же лично посещала эти мероприятия. Есть и конкретные «хорошие россияне», которые имея афилиацию в европейских учреждениях, работают на деньги от грантов РФ над научными темами в оккупированном Крыму», – добавляет Лифантий.

Примером таких «хороших россиян» является директор исследований Центра византийской истории и цивилизации Коллеж де Франс и Национального центра научных исследований Франции Мишель (Михаил) Казанский. Он также возглавляет грант «Лаборатория Византийский Крым», финансируемый в программе мегагрантов России. В частности, Казанский посещает культурные события в оккупированном россиянами Крыму. Лишь присутствие этого россиянина на подобных мероприятиях, автоматически придает им статус международных.

«На массовую аудиторию рассчитаны многочисленные информационные провокации в СМИ, направленные на доведение права РФ на захваченные территории, особенно Крым, и дискредитацию Украины как страны, не заботящейся о культурном наследии и науке. Показательно в этом направлении судебное дело продолжительностью почти в десятилетие в отношении «крымских сокровищ», или же известного в украинских СМИ «скифского золота», ход которого продолжался в сопровождении российских фейков и манипуляций в информационном пространстве», – отмечает автор.

Читайте также: Путинский Фонд культурных инициатив: как российская власть старается создать «один народ»

Напомним, в ноябре 2023 года после почти десяти лет судов из Нидерландов в Украину вернули «Скифское золото». Коллекция будет храниться до деоккупации Крыма в Национальном музее истории Украины.

При этом по окончательному решению, вынесенному Верховным Судом Нидерландов, Украина должна была выплатить Музею Алларда Пирсона 111,689 евро с начислением процентов за все время сохранения коллекций крымских музеев, однако Музей Алларда Пирсона отказался от определенной судом выплаты в свою пользу.