Под слоем краски картины Сандро Боттичелли «Муж скорбей», стоимость которой оценивается в 40 миллионов долларов, обнаружили ранее неизвестный рисунок. Как сообщает CNN, под картиной располагается изображение Мадонны и Христа.
Отмечается, что с ХІХ века картина находилась в частном владении, поэтому у ученых не было возможности ее изучить. Теперь же полотно готовят к продаже, из-за чего аукционный дом провел его подробный анализ.
Старший вице-президент и директор отдела картин старых мастеров аукционного дома Sotheby's Крис Апостол, который осматривал картину, считает, что это черновик «Мадонны нежности», когда Дева Мария нежно прижимает к себе Христа щекой к щеке. Черты лица (нос, глаза и смеющийся рот), которые идентифицируют как принадлежащие младенцу Иисусу, можно четко рассмотреть в инфракрасном свете, если перевернуть картину вверх ногами.
Голова младенца находится под грудью скорбящего Христа, изображенного на картине, а глаз и бровь, принадлежащие женщине, расположены в области, находящейся под его правой рукой. В нижней части рисунка также нашли признаки подмалевка. Другие видимые части наброска включают в себя складки одеяния, похожего на мантию, а также пухлую руку младенца.
Некоторые линии нижнего рисунка толще других, Апостол предполагает, что изначально они были взяты из стандартного этюда, а затем наведены жидким пигментом. Голова же Иисуса, вероятно, является «единичным экземпляром», ее аналогов нет в других работах Боттичелли.
Апостол отмечает, что скрытые рисунки встречались и раньше. Полотно было ценным товаром в эпоху Возрождения. Вероятно, что Боттичелли взял полотно с довольно распространенным изображением Мадонны с младенцем, перевернул его и использовал для создания экстраординарной картины, отражающей религиозную тоску Италии того времени.
Инфракрасные изображения также позволили выяснить, как Боттичелли менял композицию «Мужа скорбей». Так, кончик пальца, который ранее исследовал зияющую рану в теле Христа, позже был прикрыт его одеждой. Произошло также смещение положения раны и большого пальца, в результате чего «рана затянулась». Есть также свидетельства того, что Боттичелли изменил длину волос Христа, его подбородок и расположение некоторых шипов на венке, а также его брови.
Апостол также подчеркивает, что на картине Христос изображен со смещением от центра. Ботичелли разместил его голову слегка сбоку, делая изображение Спасителя более человеческим.
По словам эксперта, на момент написания картины художнику было около 55 лет.
«Я чувствую, что в картине есть что-то, что Боттичелли проецирует, понимание того, что мы все умрем, - в ней есть глубокий эмоциональный заряд. Если бы он изобразил Христа в полный рост и неподвижным, полотно бы напоминало икону, немного непропорциональную», - добавил Апостол.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал с новостями технологий и культуры.
Напомним, кураторы музея Прадо в Мадриде усомнились в том, что «Спаситель мира», который является самой дорогой картиной в мире, был написан Леонардо да Винчи. В 2017 году полотно за 450 миллионов долларов купил министр культуры Саудовской Аравии принц Бадр бен Абдулла.