Этот киногод полон грандиозных трехчасовых опусов (как "Убийцы цветочной луны") от режиссеров авторского кино. И тут появляется 81-минутная жемчужина, превосходящая их всех. «Опавшие листья» Аки Каурисмяки, недолгий, сладкий и невероятно замечательный, являются тем фильмом, который настолько обаятелен, что его хочется посмотреть, как только он закончится, — говорится в рецензии Bloomberg.
Каурисмяки, сценарист и режиссер, финский мастер непринужденной картины, на протяжении почти четырех десятилетий создавал минималистические, прозрачные рассказы о персонажах в основном рабочего класса в суровых экономических реалиях. Несмотря на его мрачные фильмы, они также смешны, полны участия и глубины. Они создают жесткий, бессмысленный фон, никогда не скрывающий сердца за многими замками.
То же можно сказать об одном из главных героев жалобных и нежных «Опалых листьев». Когда Холаппа (Юсси Ватанен), строитель, был приглашен своим другом Хоутари на караоке, тот отвечает: «Крутые ребята не поют».
«Ты не крутой парень», – отвечает Хоутари.
«Опавшие листья», первый фильм Каурисмяки после «The Other Side of Hope» в 2017 году, рассказывает о Холаппе и женщине по имени Анса (Альма Пости), двух одиноких людях в Хельсинки. Они впервые встретились в том караоке-баре, где Хаутари гордо поет (до конца фильма, когда он появится, он будет искать комплиментов за свое выступление), но Анса и Холаппа тихо смотрят, довольно отстраненно.
Каурисмяки сближает их, но медленно. «Опавшие листья» — лучшая мелодрама года на большом экране, несмотря на то, что ее потенциальные влюбленные обмениваются лишь несколькими словами и в течение большей части фильма не знают имен друг друга.
Это больше об обстоятельствах, в которых они оба находятся. В начале фильма Анса работает в супермаркете, а телохранитель пристально смотрит на нее. Ее уволили за то, что она сохранила просроченный товар вместо того, чтобы его выбросить. Дома она смотрит на свои счета, затем выключает электроэнергию. Ее последующая работа в ресторане проваливается в день получения зарплаты, когда владельца арестовывают за продажу наркотиков.
Холаппа тоже теряет работу. После несчастного случая на строительстве из-за некачественного оборудования его увольняют из-за алкоголя, обнаруженного в крови. Он "козёл отпущения", но проблема с алкоголем реальна. Он хранит водку в своем шкафчике и прячет его на рабочем месте.
"Я в депрессии, потому что я пью, и я пью, потому что я в депрессии", - говорит он Хоутари.
Операторская работа давнего сотрудника Каурисмяки Тимо Салминена настолько проста, со случайными вкраплениями цветов и иронии, что «Опавшие листья» создают ощущение вне временности. Фильм показывает жестокость мира как вечное состояние. Каждый раз, когда Анса включает радио, раздаются новости о войне в Украине.
В «Опавшем письме» единственное, что делает жизнь не такой несчастной, это отправиться в кино.
Вот куда Анса и Холаппа уходят, когда они наконец-то встречаются. Они смотрят «Мертвые не умирают» Джима Джармуша, забавный выбор не только потому, что это комедия о зомби, но и потому, что Джармуш, друг Каурисмяки, очень похож на него в его невозмутимом стиле. Снаружи пара стоит перед красноречивыми плакатами: "Le Cercle Rouge", "Fat City", "Pierrot le Fou" - каждый краеугольным камнем режиссера.
Именно такие маленькие оды кинематографа делают «Опавшие листья» — обладателя приза жюри Каннского кинофестиваля и в будущем представителя Финляндию на премии «Оскар» — одним из самых саморефлексивных фильмов Каурисмяки. Вероятно, он не выдержал бы анализа или похвалы. Но когда Анса и Холаппа собираются вместе без слова цветущей романтики, они вырезают маленького личного беженца из окружающего мира — как в фильмах. В фильме «Опавшие листья» нет ничуть излишества, лишь немного правды о жизни и собаке по кличке Чаплин.