Со дня смерти Пабло Пикассо 8 апреля 1973 года вчера прошло ровно полвека. Основатель кубизма умер в Мужене, Франция, в своей вилле на вершине холма, особняке из 35 комнат, окруженном 17 акрами земли рядом с часовней Notre-Dame de Vie — до 18 века это место служило убежищем для семей из региона, приезжавших крестить своих мертворожденных детей, пишет ARTNews.
На склоне жизни Пикассо так говорил о смерти:
«Я все время размышляю о смерти, это единственная женщина, которая была верна мне на протяжении всей жизни».
Испанско-французский художник жил и творил в радикальном разрыве с традициями, он функционировал как резонатор для своего времени, на перекрестке всех революций ХХ века – в сфере литературы, философии, науки, фотографии, кино, – пишет Le Monde. Многие отмечали его талант как «альтернативу норме».
Одной из самых знаменитых работ художника считается "Герника", являющаяся болезненным на правдивым переосмыслением кровавой реальности.
Около 4:30 после обеда 26 апреля 1937 года жители баскского города Герника, Испания, подняли головы и увидели группу самолетов. Это были бомбардировщики двух эскадрилий – нацистского Легиона Люфтваффе «Кондор» и фашистского итальянского Aviazione Legionaria. Они выполняли задачу уничтожить Гернику в поддержку генерала Франциско Франко, лидера правого переворота против начавшегося год назад социалистического правительства Испании. Около 24 самолетов сбросили 22 тонны боеприпасов во время последовательных налетов, продолжавшихся несколько часов.
Для сравнения – российская армия за один месяц кровавой весны2022 года сбросила 714 тонн авиабомб в тротиловом эквиваленте на металлургический комбинат "Азовсталь"в Мариуполе.
После операции большая часть Герники лежала в руинах. Оценки по поводу жертв среди гражданского населения точно установить так и не удалось. Но среди наиболее распространенных гипотез приводят цифры от менее чем 200 до более чем 1000 человек из общей численности населения в 7 000.
О Гернике помнят не меньше, чем о стертом с лица земли Дрездене
В будущих авиаатаках прогитлеровская коалиция нанесет еще более разрушительные удары по таким городам, как Варшава, Роттердам или Дрезден. Но Герника занимает особое место в истории, прежде всего благодаря усилиям одного человека – Пабло Пикассо.
Пикассо закрепил память об этом событии своим шедевром «Герника» (1937), ставшим иконой антивоенных настроений. Нарисованная почти полностью гризайлем и размерами 11 на 25,6 футов, мизансцена «Герники» содержится в яслях, где вперемежку изображены животные и люди, включая мать и ребенка, и все они – в сумасшедшем страдании.
"Герника" является второй по значимости картиной Пикассо после "Авиньонских девушек" (1907), с которой она разделяет такое же эпическое впечатление, хотя и с большим ощущением тяготения. Но кроме вопросов тона, разница между двумя картинами заключалась в том, что «Девушек» нарисовал художник, известный преимущественно в интимном кругу самых близких, тогда как «Гернику» написал художник, заслуживающий международной славы.