UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Z/Z»: ЗОНА ИЗНУТРИ

Повсеместное радио «Шансон», блатной жаргон и бандитские «панятия» стали знаками нашего времени, свидетельствующими о странной болезни украинского общества...

Автор: Алексей Радинский

Повсеместное радио «Шансон», блатной жаргон и бандитские «панятия» стали знаками нашего времени, свидетельствующими о странной болезни украинского общества. Чем, как не болезнью, надо считать охвативший постсоветское пространство интерес к субкультуре уголовного мира? Проект харьковского театра-студии «Арабески» «Z/Z: зоны измены. Социальные проекции искусства», недавно презентованный в Киеве, — попытка постичь загадочный, но такой знакомый мир Зоны непривычным взглядом — с помощью искусства.

История проекта «Z/Z: зоны измены» заслуживает отдельного изложения. На протяжении апреля 2003 года творческая группа театра «Арабески» сыграла свой спектакль «Маленькая пьеса об изменах» в пяти колониях Харьковской области. Почти всю неделю артисты и приглашенные журналисты, научные сотрудники, эксперты и студенты-юристы провели в тюрьмах. Одновременно проходила видео- и фотосъемка, а также анкетирование и интервьюирование заключенных и их надзирателей. Идея акции была двойственной: расшевелить зэковскую среду показом спектакля (некоторые из заключенных, по их признанию, попали в театр впервые), а также исследовать эту среду средствами искусства и науки. Результат — фотовыставка «Иллюзии» (куратор Олеся Островская), представленная 4 ноября в помещении British Council Ukraine, и премьера документального фильма «Z/Z: Зоны измены. Хроника одной недели», состоявшаяся 6 ноября в киноклубе Киево-Могилянской академии. Пока что ожидается публикация результатов социологического исследования отдельной книгой.

Инициатор такого оживления интереса к миру заключенных, театр-студия «Арабески», является форпостом постмодерного театра в Харькове. За десять лет театрального экспериментирования режиссер «Арабесок» Светлана Олешко поставила восемь спектаклей, в том числе «Энеиду», «Веселого Рождества, Иисус», «Маленькую пьесу об изменах» А.Ирванца (последняя и дала название целому проекту). «Арабески» воплощают постмодернистские тенденции синтеза искусств, то есть соединения разнообразных творческих и интеллектуальных практик внутри одного художественного произведения. К своим спектаклям, кроме, собственно, театрального языка, «Арабески» привлекают вспомогательный, но вполне самодостаточный художественный аккомпанемент, а именно мощный саундтрек, со временем выходящий отдельными дисками, разнообразные медиаинсталляции и тому подобное. Масштабный и многогранный проект «Z/Z: зоны измены» вырос из одной театральной постановки. «Тюремно-театральный проект «Арабесок», словно камешек, брошенный в воду, спровоцировал ряд «концентрических» проектов: социологическое исследование, фотовыставку, документальный фильм. Каждый из них — попытка под другим углом зрения взглянуть на них и на нас два параллельных мира, два модуса реальности…»,— считает Светлана Олешко.

«Зоны измены» раскрывают отношение к тюремному миру как к определенному потустороннему миру если не запрещенному, то замалчиваемому. Этот мир вытеснен из массового сознания, ведь «зона» еще с советских времен является объектом невыразимого страха наших граждан — страха как перед ее жителями, так и перед перспективой стать одним из них. Проблемы зоны у нас привыкли замалчивать. Это способствует полной мифологизации образа Зоны как демонической реальности, живущей по своим иррациональным законам, но в любой момент способной вмешаться в мир «свободных» граждан. Возможно, именно такие мифические представления вызвали предельную криминализацию массовой культуры в Украине, ведь страх легче всего преодолеть, солидаризуясь с объектом страха. «Чем меньше общество интересуется тюрьмой, тем меньше расстояние, отделяющее это общество от тюрьмы. Тюрьма — зеркало общества», — утверждают авторы проекта. Но гипертрофированный интерес нашего общества к «блатной романтике» может перевернуть эту формулу. Имитация зэковской внешности молодыми людьми из социальных низов, а также лексика украинских власть имущих превращают общество в зеркальный образ Зоны.

Чтобы показать заключенных с новой, скрытой стороны, «Арабески» выбрали непривычный ракурс: заключенный как зритель, реципиент художественной продукции.

Фотовыставка Кирилла Кислякова «Иллюзии» — это попытка создать альтернативный образ зэка, не соответствующий стереотипам. На снимках киевского фотографа заключенные и их охранники находятся в непривычной для них роли зрителей театрального спектакля. Их взгляды прикованы к действу, которое мы не видим. Параллельно зритель-заключенный создает впечатление «театрального плена»: эти люди — словно пленники зрительного зала. Эффектность этих фотографий — в противопоставлении серой зэковской массы выразительному живому лицу на первом плане. Из коллективного обезличенного Тела неожиданно выныривают трагические судьбы и мужественные личности. Жуткое ощущение усиливается монологами зэков, звучащими с телеэкрана, установленного в галерее.

Лента Светланы Олешко «Зоны измены. Хроника одной недели» балансирует на границе публицистической телепередачи и авторского документального кино. Привлекает такое экспериментирование с киноязыком в публицистике, ведь любое новаторство в этом жанре сводится на нет традицией «говорливых голов». Конечно, не все находки и эксперименты, которыми пестрит фильм, оправданны. Но здесь найдено равновесие между социальным исследованием и произведением искусства. В фильме задокументировано все пребывание театра «на зоне»: установка декораций с помощью зэков, просмотры спектаклей, потом — разговоры с узниками. В поле зрения камеры попал только один пласт жизни узников, вне объектива осталась тюремная повседневность. Зафиксировать ее было невозможно, поэтому мир зоны в фильме раскрыт с помощью авторского комментария. В конце концов, нет ничего красноречивее фигур заключенных, которыми насыщен фильм. И все же диалог между людьми искусства и людьми зоны состоялся. Под влиянием увиденного зрители раскрывались, на определенное время освобождаясь от зэковской оболочки.

Проект «Z/Z: зоны измены» отличается успешным объединением социального и художественного пластов — обычно в таких акциях преобладает социология. Иррациональный мир Зоны не поддается сугубо научному толкованию. Использовать искусство для того, чтобы сделать возможным контакт с тем изолированным и презираемым миром, — смелый и плодотворный творческий ход.